СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектный модуль "Индия и Китай в древности"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проектного модуля "Индия и Китай в древности". 5 класс. Модуль расчитан на четыре часа. 

Просмотр содержимого документа
«Проектный модуль "Индия и Китай в древности"»

Проектный модуль «Индия и Китай в древности»

Учитель МКОУ Пуреховской СШ. Т.А. Болонкина.


Предмет: история

Класс: 5

Количество учебных часов: 4

Раздел учебной программы: История: Индия и Китай в древности. 4 часа.

Всеобщая история. Рабочая программа. Авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко, А. Я Юдовская, Л. М. Ванюшкина, А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова.- М. «Просвещение» 2015;


Предметное содержание модуля:

История:

  • строить самостоятельные устные высказывания,

  • работать со справочной литературой, дополнительными источниками, Интернет- ресурсами;

  • применять полученные знания и умения в различных сферах деятельности.

  • знать основные фактические события истории Китая и Индии, персоналии

  • объяснять основные причины исторических событий в рамках древней истории

  • читать историческую карту;

  • составлять письменное сообщение с опорой на образец;

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • познавательный интерес к прошлому человечества

  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  • уважение к народам мира и принятие их культурного многообразия;

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • формирование коммуникативной компетентности;

  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.


Метапредметные результаты включают следующие умения и навыки:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

  • решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

  • поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

  • использование приёмов исторического анализа;

  1. Проблемная ситуация.

Обучающимся предложены фотографии жителей Индии и Китая в древности.

Задание: рассмотрите снимки и ответьте на вопросы.

  1. «Что мы видим? Что мы знаем об этих людях? О стране, занятиях, верованиях, обычаях представленных на фотографиях людей».

  2. «Как это связано с изучением нашего предмета?»

Итак, вам представлены фотографии жителей Индии и Китая, загадочных стран Востока. Есть ли у вас возможность всем вместе посетить эти страны? Узнать больше о занятиях, обычаях, традициях тех далёких стран. (Мы хотим знать, но нет возможностей посетить страну).

Задание №1


Алгоритм формулировки проблемы ( дети смотрят, проговаривают по алгоритму)

1. Ознакомиться с информацией, представленной в проблемной ситуации.(Что вы видите…)

2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно фактическое (существующее на данный момент) состояние ситуации. (Люди незнакомой страны)

3. Определить, зафиксировать письменно или устно желаемое или требуемое состояние ситуации (то, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации). (Хотим знать местонахождение, особенности жизни представленных на фотографии людей)

4. Сравнить желаемое и фактическое состояние ситуации - выявить противоречие. (Хотим знать, но информацией не владеем)

5. Сформулировать и записать проблему либо в форме отсутствия или недостатка того, что хотелось бы, либо в форме расхождения между фактами, приводящими к возникновению проблемной ситуации


ИНДИЯ КИТАЙ (запись на доске)

Местоположение

Занятия

Верования НЕ ЗНАЕМ

Быт


Проблема: Отсутствие наглядной информации об Индии и Китае, которая поможет нам иметь представление об этих странах.


Формулировка цели.

Задание №2

Алгоритм формулировки цели:

1. Воспроизвести сформулированную проблему как различие (несоответствие) между реальным и желаемым состояниями данной ситуации.(Мы хотим знать, но не обладаем информацией)

2. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), способные привести к решению проблем. (Устное сообщение, презентация о жителях страны)

3. Выбрать и сформулировать конечный результат (продукт). (Презентация)

4. Проанализировать - выявить имеющиеся возможности (ресурсы), определить какие из них можно использовать. (Учебник, словари, историческая энциклопедия, Интернет- ресурсы)

5. Выбрать и сформулировать необходимое конкретное действие, которое приведет к получению измеримого ожидаемого результата для решения проблемы.


Цель проекта: Собрать наглядную информацию об Индии и Китае.

Ожидаемый проектный продукт: Презентация «Индия и Китай в древности».

  1. Моделирование ( 2 урок).


Задание №3

Раздаточный материал. Работа с текстом.

Вопрос: Какие смысловые части можно выделить. Соотнесите буквы с положениями.

Запись в тетради.

Смысловые части

Текст

  1. (Местоположение)

А.

  1. (Занятия)

Б.

  1. (Климат)

В.

  1. (Религия)

Г.

  1. (Культура)

Д.


Задание №4: Сформулируйте план (структура) описания страны.

Структура (план) описания страны (запись на доске и в тетради):

  1. Географическое положение страны.

  2. Климатические особенности.

  3. Занятия.

  4. Религия.

  5. Культура.


Задание №5.

Алгоритм формулировки критериев оценки проектного продукта.

1. Определить проектный продукт, для оценки которого будут составлены критерии.

2. Перечислить все возможные характеристики (признаки) проектного продукта

3.Отобрать из этого списка те признаки, которые будут являться критериями для оценки данного проектного продукта

4.Зафиксировать полученный список

5.Определить степень проявления (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию

Критерии оценки проектного продукта.

Составные части проектного продукта

Признаки продукта для оценки.

Количество баллов


  1. Географическое положение страны.

  2. Климатические особенности.

  3. Занятия.

  4. Религия.

  5. Культура.











  • Титульный лист (авторы презентации)

  • Полнота раскрытия темы (части проектного продукта)

  • Наглядность, красочность

  • Небольшое количество текста на слайдах

  • Фотографии

  • Список источников

  • Количество слайдов не больше 12-15



1-3

1-3

1-3

1-3

1-3

1-3

1-3




  1. Планирование.

ЗАДАНИЕ 6.

1.Для успешного выполнения проекта вы должны чётко представлять себе, какую работу выполнить, какие исследования провести, каких результатов хотите добиться. Для этого заполните этот лист планирования.

Алгоритм составления плана:

1. Определить действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели

2. Последовательно записать эти действия в таблицу

3. Указать дату, к которой каждое действие должно быть завершено

4. Назначить ответственных за каждое действие и записать их имена в таблицу (если деятельность коллективная)

5.Определить перечень остальных ресурсов для осуществления данного действия

6. Определить результат каждого действия




Этапы

Цель:

Что знаем:



Что еще нужно найти:

Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации










Какую консультацию и у кого мы можем получить.

V. Реализация ( 3 урок).

Задание 7.

Чтобы работа проходила успешно и плодотворно вам необходимо распределить обязанности внутри группы.


Алгоритм работы в группе:

1. Выбрать командира группы

2. Выбрать ответственного за соблюдением времени.

3. Распределить в группе ответственность за выполнение отдельных задач.

4. Выполнить задание, организуя групповую работу по правилам взаимодействия (определение общей цели, путей ее совместного достижения, согласование действий, групповое обсуждение вопросов, договоренности и выработка общего решения).

5. Представить результаты.

6. Оценить работу группы.



Распределение обязанностей в группе и план работы:


1 ученик

2 ученик

3 ученик

4 ученик

Что делать

































Что сделано

















Задание 8

Вам придётся работать с разнообразной информацией. Для этого вы должны:


Алгоритм работы с информацией:

1. Сформулировать цель работы с информацией (для чего?)

2. Определить источники информации (где?)

3. Определить методы сбора информации (как?)

4. Осуществить поиск и сбор информации

5. Проанализировать информацию - определить главное и существенное, выделить смысловые части, выявить причинно-следственные связи в информации.

6. Интерпретировать информацию - сформулировать выводы на основе проведенного анализа информации.


Первая группа: пар. 20-21 (работа с имеющейся информацией).

Вторая группа: пар. 22- 23 (работа с имеющейся информацией).


Задание 9. Вам необходимо подготовить и представить проектный продукт. Рассмотрим алгоритм подготовки и презентации проектного продукта.

Алгоритм подготовки и проведения презентации проектного продукта

1. Сформировать содержание для представления проектного продукта

2. Выбрать формы презентации в соответствии с предметным содержанием и видом проектного продукта

3. Подготовить демонстрационные материалы

4. Разработать критерии публичного выступления

5. Подготовить устное выступление для защиты проектного продукта: комментарии, аргументация позиции.

6. Провести презентацию: представить проектный продукт, ответить на вопросы

7. Оценить презентацию по разработанным критериям




  1. Социализация (защита продукта). Оценка. Рефлексия (4 урок).

Задание 10. Для того чтобы оценить продукт необходимо ознакомиться с алгоритмом оценки проектного продукта.


Алгоритм оценки проектного продукта:

1. Ознакомиться с представленным (созданным) проектным продуктом

2. Провести сравнение характеристик созданного проектного продукта с характеристиками запланированного проектного продукта по заранее сформулированным критериям.

3. Зафиксировать полученные результаты сравнения (в количественном виде).

4. Сформулировать вывод о соответствии/несоответствии созданного проектного продукта запланированному проектному продукту


Задание 11.


Алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности:

1. Вспомнить все этапы проектной деятельности.

2. Оценить по критериям проектную деятельность

3. Зафиксировать полученные результаты оценки в проектной документации: заполнить таблицу оценки, посчитать баллы.

4.Сформулировать вывод об успешности проектной деятельности





Технологическая карта проектного модуля

ЭЭЭ Этапы П/Д

№ уроков

Цель урока

Продукт урока

Средства (дидактические, технические, материальные)

Д/З


1

2

3

4

5

Актуализация

1

Определить готовность учащихся к освоению темы:

- выполнение диагностических заданий

Актуализация опыта учащихся

Проектор, компьютер.

-

Проблематизация

1

Создать проблемную ситуацию, организовать деятельность учащихся по формулировке проблемы по алгоритму.

Сформулированная проблема проекта

Проектор, компьютер, меловая доска, алгоритм формулировки проблемы, раздаточный материал, задание 1.

-

Целеполагание

1

Организовать обсуждение вопросов целеполагания.

Создать условия по формулировке цели проекта по алгоритму

Сформулированная цель проекта

Проектор, компьютер, меловая доска, алгоритм формулировки цели, раздаточный материал, задание 2.

Сделать подбор фотографий Индии и Китая в древности, представить на электронном носителе

Концептуализация

2

Создать образ ожидаемого продукта по алгоритму.



Представление итогового варианта конечного продукта

Проектор, компьютер, меловая доска, раздаточный, алгоритмы определения проектного продукта.



Моделирование

2

Зафиксировать общие требования к продукту и специфические требования к презентации и критерии их оценки по алгоритму.

Критерии оценки проектного продукта

Проектор, компьютер, меловая доска, раздаточный материал задание 3, 4, 5. Алгоритмы формулировки критериев оценки проектного продукта.

-

Планирование

2

Составить совместно с учащимися план работы по созданию проектного продукта по алгоритму.

План работы над проектным продуктом

Проектор, компьютер, меловая доска, раздаточный материал, задание 6, алгоритмы составления плана.

Найти материал для создания конечного продукта

Реализация

3

Создать условия для осуществления учениками процесса изготовления конечного продукта

Конечный продукт: презентация, устное выступление об Индии и Китае в древности.

Рабочие материалы проекта, компьютер, раздаточный материал, задание 7, алгоритмы работы с информацией, алгоритм контроля и корректировки плана.

Подготовить выступление группы по защите проектного продукта

Социализация

4

Организовать процесс представления результатов проекта в классе.


Защита проектного продукта

Проектор, компьютер, алгоритмы подготовки и проведения презентации проектного продукта.

-

Оценка

4

Создать условия для осуществления оценки конечного продукта в группах

Листы оценивания

Листы оценивания, алгоритмы оценки проектного продукта. Задание 10.

-

Рефлексия

4

Организовать обсуждение полученных знаний и проектных умений.

Соотнести цель и полученные результаты.

Лист рефлексии

Лист рефлексии, осуществления рефлексии проектной деятельности. Задание 11.

Подготовить, по желанию, открытку, посвящённую данной стране.









9