Промежуточная аттестация
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
(5 КЛАСС)
Промежуточная аттестация по литературе. 5 класс.
1 вариант.
Соотнесите понятие с его значением.
Жанр | А. Занимательный поучительный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях. |
Сказка | Б. Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. |
Прототип | В. Вид художественного произведения со своими особыми признаками. |
Эпитет | Г. Фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица. |
5. Аллитерация | Д. Образное определение, отличающееся художественной выразительностью. |
6. Реплика | Е. Прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа, героя. |
Определите жанр фольклора, к которому относится данное предложение: Терпение и труд всё перетрут.
А. Сказка
Б. Поговорка
В. Пословица
Г. Загадка
Укажите, чем являются данные слова в структуре народной сказки:
Жили-были старик да старуха…
А. присказка
Б. зачин
В. Развитие действия
Г. Кульминация
Д. концовка
Соотнесите писателя и его произведение.
Лермонтов М.Ю. | А. «Три охотника» |
Чехов А.П. | Б. «Свинья под дубом» |
Крылов И.А. | В. «Бородино» |
Астафьев В.П. | Г. «Злоумышленник» |
5. Гоголь Н.В. | Д. «Муму» |
6. Тургенев И.С. | Е. «Васюткино озеро» |
7. Носов Н.Н. | Ж. «Ночь перед Рождеством» |
1. Прочитайте фрагмент произведения. Назовите имя героя, которому принадлежит это описание, произведение и автора.
«…Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него…»
2.«…Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал…»
Выпишите из данного стихотворения 3 эпитета.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
“Фу ты, чёрт! Где же затеси?.. Всё это глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти...Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак... Почти голая сосна у ели - значит, в ту сторону север, а где ветвей больше - юг. Та-ак”?
А. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Б. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
В. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Г. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
8. Назовите литературный термин по данному определению:
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл.
9. Перечислите типы народных сказок
10. Какое произведение писателей мне запомнилось больше всего и почему? (Из изученных в 5-ом классе) (6-8 предложений).
Промежуточная аттестация по литературе. 5 класс.
вариант.
Соотнесите понятие с его значением.
Образ | А. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. |
Сказ | Б. Явление, творчески воссозданное в художественном произведении. |
Антитеза | В. Вид художественного произведения со своими особыми признаками. |
Олицетворение | Г. Повествование, ведущееся от лица рассказчика. |
5. Жанр | Д. Противопоставление. |
6. Метафора | Е. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы |
Определите жанр фольклора, к которому относится данное предложение:
Весной веселит, летом холодит, осенью умирает весной оживает.
А. Сказка
Б. Поговорка
В. Пословица
Г. Загадка
Укажите, чем являются данные слова в структуре народной сказки:
И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…
А. присказка
Б. зачин
В. Развитие действия
Г. Кульминация
Д. концовка
Соотнесите писателя и его произведение.
Гоголь Н. В. | А. «Каменный цветок» |
Толстой Л. Н. | Б. «Петька на даче» |
Платонов А. | В. «Золотой петух» |
Бажов П. П. | Г. «Кавказский пленник» |
5. Андреев Л.Н. | Д. «Ночь перед Рождеством» |
6. Куприн А.И. | Е. «Никита» |
7. Некрасов Н.А. | Ж. «Крестьянские дети» |
1.Прочитайте фрагмент произведения. Назовите имя героя, которому принадлежит это описание, произведение и автора.
«… силач и детина хоть куда, который чёрту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время он занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке. Сам ещё тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Это был богобоязливый человек и писал часто образа святых. Но торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на церковной стене в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа…»
2. Определите из какого произведения взят данный фрагмент.
«… На другой день, семичасовым утренним поездом,он уже ехал в Москву. Опять перед ним мелькали зеленые поля, седые от ночной росы, но только убегали не в ту сторону, что раньше, а в противоположную. Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Он не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом…»
Выпишите из данного стихотворения 3 олицетворения.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
“Ему отвели над кухней каморку”, которую “он устроил ...себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать;...под кроватью находился дюжий сундук...”?
А. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Б. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
В. И. С. Тургенев «Муму»
Г. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
8. Что такое мораль в басне?
9. Назовите все композиционные элементы художественного произведения
10. Какое произведение, изученное в 5 классе, вам больше всего понравилось? Чему оно вас научило? (6-8 предложений).