СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточные результаты и проблемы профильного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления к презентации

Просмотр содержимого документа
«Промежуточные результаты и проблемы профильного обучения»

2


29.12.2020

Педсовет «Промежуточные результаты и проблемы профильного обучения»

Выступление на круглом столе в начальной школе.

1.Введение в тему профильного обучения. Почему это актуально?

Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.

В связи с актуализацией вопросов развития профильного воспитания в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом вопросе начальной школы. Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины могут стать основой будущей профессии. И, если работа по профильному воспитанию начнется лишь в старших классах, то ребенок не успеет сделать осознанный выбор, поскольку знания о профессиях у детей минимальны, да и даются они в основном отрывочно.

Таким образом, возникает необходимость в предпрофильном обучении и воспитании, которое выполняет подготовительную функцию, и является подсистемой профильного обучения.

Главная цель предпрофильного обучения – выбор будущего профиля, развитие индивидуальных потребностей учащегося.

Скрытые резервы предпрофильной подготовки таятся в начальном звене обучения. Предпрофильное воспитание в начальной школе – это создание образовательной среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.

Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста, сопровождение которого осуществляют воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги школ и учреждений дополнительного образования. Роль каждого из них актуальна.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эта работа начинается уже в детском саду: воспитатель, нянечка, продавец, парикмахер и др.

Психологической особенностью младших школьников (детей 7–11 лет) является подражание взрослым, поэтому значимыми для них профессиями становятся учительская профессия, профессии родителей, родственников, близких знакомых семьи.

Таким образом, в начальной школе цель предпрофильной подготовки – это создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к тому или иному предмету. Главное – обеспечить развивающую образовательную среду на 1 ступени обучения.

2) Современные проекты по профориентации. Обзор платформ для дистанционной работы.

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и "надшкольными", и каждая школа может к такому проекту присоединиться.

Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты. Давайте познакомимся с государственными профориентационными проектами, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

В связи с тем, что современные условия обучения изменяются, в нашу жизнь вошло дистанционное обучение, мы вынуждены перестраивать свою деятельность, находить новые формы профориентационной работы, поскольку сейчас мы не имеем возможности выходить на предприятия, приглашать людей разных профессий.

Поэтому сегодня мы предлагаем вам познакомиться с бесплатными федеральными проектами по профориентации. Некоторые из них мы можем использовать в своей работе, а другие возможно помогут вашим собственным детям самоопределиться в выборе будущей профессии.

  1. Проектория

Проектория - ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям. У данного проекта есть открытые онлайн уроки и специальное онлайн-тестирование, которое называется "Примерочная профессий".

Отрывок одного из онлайн-уроков мы хотели бы вам показать. Такие онлайн-уроки вполне можно использовать и в начальной школе.

  1. Билет в будущее

 Билет в будущее - проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Проект реализуется по поручению Президента РФ В. В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». Одна из его целей - популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля. "Билет в будущее" состоит из нескольких этапов отбора от профтестирования до профпроб. В финале решение проектных задач в командах. В 2020 году в проекте приняли участие 80 регионов России. Наша школа тоже присоединилась к этому проекту.

  1. Школа реальных дел

Школа реальных дел - это международный конкурс проектов и прикладных исследований школьников на основе реальных задач работодателей. Каждая команда выбирает кейс и получает наставника.

  1. Всероссийская ПрофДиагностика

Тестирование, которое помогает выявить предрасположенность участников к занятию тем или иным видом деятельности. 

Всероссийская ПрофДиагностика - комплексное профтестирование учащихся 8-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей. 

На сайте есть методические разработки (от программ до разработок занятий), видеоматериалы, где можно найти видеосюжеты о профессии дантист, технолог общественного питания, учитель, повар, портной и многие другие.

  1. Большая перемена

Большая перемена - развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности. Пройдя тестирование на интеллект, эрудицию и профориентацию, участники попадают в крутое сообщество, получают доступ к современным программам и рекомендации от ведущих специалистов разных сфер деятельности.
Школьники из Бурятии вошли в число победителей всероссийского конкурса «Большая перемена». За свои проекты 11-классники Ирина Бадмацыренова (СОШ №49) и Антон Ершов (СОШ №32) получили по миллиону рублей на обучение и дополнительные баллы к ЕГЭ. Еще двое - стали обладателями призов в 200 тысяч рублей. 

"Большая перемена". Родительское собрание

Создано сообщество неравнодушных родителей, в котором обсуждаются важные темы родительства, школьного образования, профориентации, ЕГЭ и поступления в вузы, а также проводим еженедельный «Родительский Лекторий»: «Трудности и опасности онлайн-обучения», «Профессиональное выгорание», «Чему учиться у современных детей?»

  1. Бесплатные тесты на Профориентаторе

Тесты на профориентацию. Если не знаете, с чего начать профориентацию, а до очередного сезонного проекта еще далеко, то заходите на этот сайт и проходите бесплатные тесты, их много, для разного возраста, и они регулярно обновляются. Есть для нашей возрастной группы, для начальной школы.

3) Практическая работа по созданию лэпбука «Профессии школьникам».

Лэпбук может быть формой представления итогов проекта или тематической недели по профориентации. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы.

Мы уже выполняли с вами такую работу. Сегодня мы сделаем лэпбук, который вы можете тоже применять в своей работе.


4) Итоги.

Итак, несмотря на то, что младшим школьникам до основного выбора профессии еще далеко, важно чтобы подготовительная работа в этом направлении начиналась именно с начальной школы. Так как учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей, происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система профильного обучения старшей ступени должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в основной школе, которая в свою очередь невозможна без опоры на предпрофильное воспитание в начальной школе и предпрофильное развитие ребенка в дошкольном образовании.


5) Решение

  1. Внести коррективы в программу по профориентации для учащихся 1-4 классов с учётом современных условий обучения.

  2. Применять в работе материалы бесплатных федеральных проектов по профориентации.

  3. Использовать лэпбук как одну из форм защиты совместной проектной деятельности