СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная работа в 10 классе «Россия с древнейших времён до конца XV века».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная работа по истории России в 10 классе для проверки знаний к концу первого полугодия. Задания ориентированы на ЕГЭ.

 

     

      

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная работа в 10 классе»

Промежуточная работа в 10 классе «Россия с древнейших времён до конца XV века».

Ф.И. ____________________________ I вариант

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события.

1) Судебник Ивана III

2) Написание Не­сто­ром «Повести вре­мен­ных лет»

3) Первое кру­го­свет­ное пу­те­ше­ствие Фер­на­на Магеллана




2. Установите со­от­вет­ствие между тер­ми­на­ми и вре­ме­нем их появления.

ТЕРМИНЫ

ВЕКА

A) бас­ка­ки

Б) вира

B) при­ка­зы

Г) уроки

1) XI в.

2) XIII в.

3) XIV в.

4) XV в.

5) XVI в.

6) X в.



А

Б

В

Г





3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к событиям, явлениям, про­ис­хо­див­шим во вто­рой половине XII—XV в. Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Дворяне 2) стрельцы 3) поместье 4) пожилое 5) старообрядцы 6) местничество

 Ответ: ____________

4. Напишите пропущенное слово.

Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.

5. Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Убит же был Шевкал... И, услы­шав об этом, без­за­кон­ный царь зимой по­слал рать на Рус­скую землю — пять темников, а во­е­во­да у них Федорчук, и убили они мно­же­ство людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все твер­ские го­ро­да пре­да­ли огню. Ве­ли­кий же князь Александр, чтобы не тер­петь без­бож­ных преследований, оста­вив рус­ский ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол и все свои на­след­ствен­ные владения, ушёл во Псков с кня­ги­ней и детьми своими и остал­ся в Пскове».

Б) «Отец Александра, Ярослав, при­слал ему на по­мощь млад­ше­го брата Ан­дрея с боль­шою дружиною. Да и у князя Алек­сандра было много храб­рых воинов, как в древ­но­сти у Давида-царя, силь­ных и стойких. ... Была же тогда суббота, и когда взо­шло солнце, со­шлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ло­ма­ю­щих­ся копий и звон от уда­ров мечей, и казалось, что дви­ну­лось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо по­кры­лось оно кровью. ... И воз­вра­тил­ся князь Алек­сандр с по­бе­дою славною, и было много плен­ных в вой­ске его...».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Речь идет о событии, про­изо­шед­шем в 1242 г.

2) Данный до­ку­мент по­вест­ву­ет о пер­вом мас­штаб­ном вос­ста­нии про­тив монголо-татарского ига.

3) После дан­но­го со­бы­тия рус­ские кня­зья пе­ре­ста­ли пла­тить дань Зо­ло­той Орде.

4) Описываемые со­бы­тия от­но­сят­ся к XIV в.

5) Данное со­бы­тие про­изо­шло в эпоху Вла­ди­ми­ра Мономаха.

6) Герой опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий был ка­но­ни­зи­ро­ван Рус­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью в лике чу­до­твор­цев при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии на Мос­ков­ском со­бо­ре 1547 г.

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

6. Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные.

Пра­ви­тель

Со­бы­тие

Век

Иван IV

Вве­де­ние оприч­ни­ны

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

Х в.

__________(Г)

Со­став­ле­ние пер­во­го пись­мен­но­го за­ко­но­да­тель­ства

XI в.

Урбан II

__________(Д)

__________(Е)



1) Вла­ди­мир Крас­ное Солнышко

2) XVI в.

3) про­воз­гла­ше­ние крестовых походов

4) кре­ще­ние Руси

5) пре­да­ние анафеме Пра­во­слав­ной церкви католиками

6) XIV в.

7) Иван III

8) XI в.

9) Яро­слав Мудрый

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

7. Прочтите от­ры­вок из документа.

«20 ав­гу­ста великий князь вы­сту­пил из Ко­лом­ны и, прой­дя границы сво­е­го княжества, стал на Оке, осве­дом­ля­ясь о дви­же­ни­ях неприятельских. Видя все полки свои в сборе, князь велел пе­ре­прав­лять­ся через Оку; в вос­кре­се­нье 1 сен­тяб­ря переправилось войско, в по­не­дель­ник переехал сам ве­ли­кий князь, и ше­сто­го сентября до­стиг­ли Дона. Тут при­спе­ла грамота от пре­по­доб­но­го игумена, бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го старца идти на татар. Часу в две­на­дца­том начали по­ка­зы­вать­ся татары: они спус­ка­лись с холма на ши­ро­кое поле; рус­ские тоже сошли с холма, и сто­ро­же­вые полки на­ча­ли битву, какой ещё ни­ко­гда не бы­ва­ло прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на про­стран­стве десяти вёрст, ло­ша­ди не могли сту­пать по трупам, рат­ни­ки гибли под кон­ски­ми копытами...».

Используя отрывок, вы­бе­ри­те в приведённом спис­ке три вер­ных суждения.

1) Описанные в до­ку­мен­те события от­но­сят­ся к пят­на­дца­то­му веку.

2) Великий князь, упо­ми­на­е­мый в отрывке, — Иван Калита.

3) Битва за­кон­чи­лась победой рус­ско­го войска.

4) В честь по­бе­ды в Москве был возведён По­кров­ский собор.

5) После битвы Русь не об­ре­ла независимость от Орды.

6) Святой старец, бла­го­сло­вив­ший князя на битву, — Сер­гий Радонежский.




Рассмотрите схему и выполните задание

8. Напишите название битвы, представленной на схеме. ___________________________

9. Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1»? __________________

10. Назовите имена полководцев, командовавших действиями Засадного полка во время битвы.

________________________________________

11. Какие три суждения из шести, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными.

1) в составе русских войск, участвовавших в битве, не было дружин из Рязанского княжества

2) на стороне ордынцев в битве участвовали литовские полки под командованием князя Ягайло

3) битва была крупнейшим сражением русских и ордынских сил начала XV в.

4) вскоре после победы в битве русские земли освободились от ордынской зависимости

5) результаты битвы имели большое значение для укрепления авторитета Москвы как политического центра объединения русских земель

6) Московский князь Дмитрий Иванович сражался в пешем строю в доспехах простого воина




12. Какие два суждения из пяти о данном изображении являются верными?

  1. на марке изображено венчание монарха, помещённого в центре данной марки.

  2. На заднем плане марки представлен эпизод освобождения страны из-под власти ордынских ханов.

  3. В период правления монарха, изображённого в центре марки было введено первое ограничение свободы крестьян.

  4. Современником монарха , изображённого в центре почтовой марки, был князь Андрей Курбский.

  5. На данной почтовой марке изображён правитель династии Романовых.





13. Укажите монеты, которые посвящены правителю , изображённому на почтовой марке. В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти монеты.

1. 2.



3. 4.





14. Процесс объ­еди­не­ния земель в еди­ное Русское го­су­дар­ство сопровождался дра­ма­ти­че­ской борьбой за ли­дер­ство между от­дель­ны­ми политическими цен­тра­ми Северо-Восточной Руси в пер­вой трети XIV в. и за­кон­чил­ся веком позже пре­вра­ще­ни­ем Москвы в сто­ли­цу объединённых рус­ских земель.

Какие при­чи­ны обусловили воз­вы­ше­ние Москвы в XIV в.? При­ве­ди­те не менее 3-х объяснений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Взаимоотношения Руси и Орды имели ха­рак­тер не столь­ко зависимости, сколь­ко взаимовыгодного (хотя и неравноправного) со­труд­ни­че­ства -подчинение Орде, ко­то­рая не по­ся­га­ла на пра­во­слав­ные религиозные начала, спо­соб­ство­ва­ло защите рус­ских земель от угро­зы с ка­то­ли­че­ско­го Запада».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...







































Промежуточная работа в 10 классе «Россия с древнейших времён до конца XV века».

Ф.И. ____________________________ II вариант

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события.

1) Присоединение Пскова

2) восстание в Твери

3) Столетняя война




2. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и годами.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

A) битва на реке Калка

Б) ра­зо­ре­ние монголо-татарами Киева

B) сражение на реке Воже

Г) набег на Моск­ву хана Тохтамыша

1) 1223 г.

2) 1240 г.

3) 1242 г.

4) 1378 г.

5) 1382 г.

6) 1410 г.

А

Б

В

Г





3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с про­цес­сом за­кре­по­ще­ния крестьян. Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Юрьев день 2) уроч­ные лета 3) пожилое

4) за­по­вед­ные лета 5) устав­ная грамота 6) мировой посредник

Ответ: ____________________

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Высшая должность в Новгородской и Псковской республиках, избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда.

Ответ: ______________________

5. Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «И при­шли безбожные... на реку Сить про­тив ве­ли­ко­го князя Юрия... Услы­шав же об этом, князь Юрий с бра­том своим Свя­то­сла­вом и с пле­мян­ни­ка­ми сво­и­ми Ва­силь­ком и Все­во­ло­дом и Владимиром, и с му­жа­ми сво­и­ми пошёл про­тив них. И со­шлись обе стороны, и была злая сеча, и по­бе­жа­ли наши перед иноплеменниками; и тут убит был ве­ли­кий князь Юрий...»

Б) «...Пришла весть к ве­ли­ко­му князю, что царь Ахмат идет в пол­ном сборе, со своей ордой и царевичами, с ула­на­ми и князьями, да еще в со­гла­ше­нии с ко­ро­лем Ка­зи­ми­ром — ибо ко­роль и на­пра­вил его про­тив ве­ли­ко­го князя, желая со­кру­шить христианство. Князь ве­ли­кий пошел на Ко­лом­ну и стал у Коломны, а сына сво­е­го ве­ли­ко­го князя Ивана по­ста­вил у Серпухова, а князя Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча Мень­шо­го в Тарусе, а про­чих кня­зей и во­е­вод в иных местах, а дру­гих — по берегу. Царь Ахмат, услышав, что князь ве­ли­кий стоит у Оки на бе­ре­гу со всеми силами, пошел к Ли­тов­ской земле, об­хо­дя реку Оку и ожи­дая на по­мощь себе ко­ро­ля или его силы, и опыт­ные про­вод­ни­ки вели его к реке Угре на броды. Князь же ве­ли­кий сына своего, и брата, и во­е­вод по­слал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и за­ня­ли броды и перевозы. А сам князь ве­ли­кий по­ехал из Ко­лом­ны на Моск­ву к церк­вам Спаса и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и к свя­тым чудотворцам, прося по­мо­щи и за­щи­ты пра­во­слав­но­му христианству, желая об­су­дить и об­ду­мать это с отцом своим мит­ро­по­ли­том Геронтием, и со своей ма­те­рью ве­ли­кой кня­ги­ней Марфой, и своим дядей Ми­ха­и­лом Андреевичем, и со своим ду­хов­ным отцом ар­хи­епи­ско­пом ро­стов­ским Вассианом, и со сво­и­ми бо­яра­ми — ибо все они тогда пре­бы­ва­ли в осаде в Москве. И мо­ли­ли его ве­ли­ким молением, чтобы он креп­ко стоял за право-славное хри­сти­ан­ство про­тив басурман».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) данный фраг­мент яв­ля­ет­ся от­рыв­ком из «Повести о ра­зо­ре­нии Ря­за­ни Батыем».

2) Князем, участ­во­вав­шим в опи­сы­ва­е­мых событиях, был при­нят Су­деб­ник 1497 г.

3) В дан­ном ис­точ­ни­ке опи­сы­ва­ют­ся событие, про­изо­шед­шее 4 марта 1238 г.

4) Описываемое со­бы­тие от­но­сит­ся к XI в.

5) Участник со­бы­тия - тре­тий сын ве­ли­ко­го князя Все­во­ло­да Боль­шое Гнездо.

6) Материал взят из «Повести о сто­я­нии на Угре».

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

6. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные.



Событие

Роль (значение) со­бы­тия в истории

Участник события

Битва на реке Калке

__________(А)

Даниил Галицкий

__________(Б)

Ослабление агрес­сии крестоносцев

__________(В)

__________(Г)

Первый шаг к лик­ви­да­ции независимости

Новгородской республики

Иван III

Жакерия

__________(Д)

__________(Е)


1) Уот Тайлер

2) Алек­сандр Невский

3) за­клю­че­ние перемирия в ходе Сто­лет­ней войны

4) пре­кра­ще­ние набегов печенегов

5) Ку­ли­ков­ская битва

6) пер­вое столкновение с монголами

7) Ги­льом Каль

8) Ле­до­вое побоище

9) битва на реке Шелони

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

7. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора.

«Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал — были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие — на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар — чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) в союзе с ханом («царём») против русских выступили крымские татары

2) события, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XV в.

3) хан («царь») Ахмат вскоре после описанных событий был убит своими политическими конкурентами

4) События, описываемые в отрывке, произошли в период правления великого князя Василия III

5) описанное событие вошло в историю как «стояние на реке Воже»

6) союзниками русских в борьбе с ханом («царём») Ахматом стали крымские татары




Рассмотрите схему и выполните задание.

8. Напишите название битвы, представленной на схеме. ___________________

9. Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме цифрой «1». __________

10. Назовите имя полководца, командовавшего войском, отмеченном на схеме цифрой «2» __________



11. Какие три суждения из шести, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными.

1) битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские земли

2) один из полководцев, участвовавший в битве, в последствие был канонизирован русской Церковью

3) битва была примером междоусобных войн на Руси периода политической раздроб-ленности

4) в составе войска одной из сторон сражался отряд половцев

5) результаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического авторитета Московского княжества

6) земли, на которой состоялась битва, принадлежали Великому Новгороду




Рассмотрите кар­ти­ну и вы­пол­ни­те задание.

 12. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Битва, со­бы­тие которой изоб­ра­же­но на картине, за­кон­чи­лась победой рус­ско­го войска.

2) В поединке, изображённом на картине, рус­ский воин остал­ся жив.

3) В битве, изображённой на дан­ной картине, рус­ское войско сра­жа­лось с не­мец­ки­ми рыцарями.

4) События, изображённые на картине, про­изо­шли в XIII в.

5) Русский воин изображён на кар­ти­не слева от зрителя.





13. На каких кар­тинах A. M. Вас­не­цо­ва изоб­ра­же­на Москва после прав­ле­ния князя, при ко­то­ром со­сто­я­лась дан­ная битва?

1. 2.

3. 4.





14. Начало объ­еди­ни­тель­ных процессов в рус­ских землях в XIV—XV вв. и со­зда­ние единого го­су­дар­ства сопровождались борь­бой за ли­дер­ство между княжествами. По­бе­ду в этой борь­бе одержала Москва. Н. М. Ка­рам­зин писал о воз­вы­ше­нии Москвы: «Сделалось чудо. Городок, едва из­вест­ный до конца XIV в., воз­вы­сил главу и спас отечество». Объясните, какие при­чи­ны обусловили воз­вы­ше­ние Москвы. При­ве­ди­те три объяснения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



15. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической науке:

«Отставание в раз­ви­тии рус­ских зе­мель от за­пад­ных стран было пре­жде всего вы­зва­но дли­тель­ным ор­дын­ским владычеством».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …



Аргументы в опровержение:

1) …

2) …