СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые и сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.

Цель:

  1. Тренировать учащихся в распознавании сложных предложений с союзом между входящими в их состав простыми предложениями и простых предложений с однородными членами.

  2. Учить различать основные виды сложного предложения.

  3. Совершенствовать умения и навыки учащихся редактировать текст.

  4. Повторить и закрепить изученное о сложном предложении.

  5. Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

  6. Развивать навыки работы в группе.

Просмотр содержимого документа
«Простые и сложные предложения»

Урок по русскому языку в 5 классе.

Простые и сложные предложения.


Учитель: Гордеева Е А

Цель:

  1. Тренировать учащихся в распознавании сложных предложений с союзом между входящими в их состав простыми предложениями и простых предложений с однородными членами.

  2. Учить различать основные виды сложного предложения.

  3. Совершенствовать умения и навыки учащихся редактировать текст.

  4. Повторить и закрепить изученное о сложном предложении.

  5. Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

  6. Развивать навыки работы в группе.

Оборудование: схемы сложных предложений, таблица ”Знаки препинания в простом и сложном предложении”, компьютер, проектор для показа презентаций.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (упр№331). На доске нарисованы схемы, учащиеся должны прочитать предложения к ним из домашнего упражнения.

3. Повторение по теме.

Учащиеся делятся на 4 группы по уровню подготовки.

Задания для групп:

1 группа – дает определение простому предложению по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения.

2 группа – дает определение сложному предложению. Указывает его основные признаки, объясняет, на основании чего происходит деление этих предложений на союзные и бессоюзные.

3 группа – сопровождает примерами ответы 1 и 2 групп.

4 группа – два-три сильных ученика рисуют у доски схемы предложений (в случае затруднений помогает учитель).

Вывод – презентация и обобщение учителя.

4. Практическая часть. Синтаксический разбор предложений.

Из словосочетаний, записанных на доске, составляем предложения разных видов. Записываем в тетрадь. Находим грамматические основы, составляем схемы.

На проекторе появляются словосочетания:

Разразилась над лесом, крупный дождь, освежил землю, сильная гроза.

Задание №1. Составьте 2 простых предложения, докажите, что они простые. (В них 1 грамматическая основа. На экране проектора появляются правильные варианты предложений).

    • Над лесом разразилась сильная гроза. [= -]

    • Крупный дождь освежил землю. [- =]

Задание №2. Из простых предложений составьте сложные (1-сложносочиненное, 2- сложноподчиненное, 3 - бессоюзное), подчеркните грамматические основы, нарисуйте схемы, докажите что это тот или иной тип сложного предложения.

  1. Сложносочиненное. Над лесом разразилась сильная гроза, и крупный дождь освежил землю. [= -], и [- =]. – Средство связи интонация и союз и, части равноправны, 2 грамматические основы.

  2. Сложноподчиненное. Когда над лесом разразилась сильная гроза, крупный дождь освежил землю. (Когда = -), [- =]. (Вопрос когда?) . –Средство связи интонация и союз когда, 1я часть подчинена 2й, 2 грамматические основы.

  3. Бессоюзное. Над лесом разразилась сильная гроза, крупный дождь освежил землю. [= -], и [- =]. – Средство связи интонация, части равноправны, 2 грамматические основы.

Учитель обращает внимание на трудные случаи, постановку знаков препинания в сложном предложении, различия в схемах. Верные варианты на проекторе.

5 Графический (схематический диктант).

Учитель диктует предложения, ребята указывают только их номер и чертят схемы (сами предложения не записывают).

  1. Ветерок пробежал по саду и затих.

  2. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях.

  3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

  4. На берегу стоит избушка, она напоминает стог сена.

  5. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.

  6. Ветер крепчал и раскачивал все сильнее деревья.

Верные схемы появляются на экране проектора (самопроверка):

  1. [- = и =].

  2. [= -], и [= -].

  3. [- = и =].

  4. [= -], [- =].

  5. [= -], и [= -].

  6. [- = и =].

6. Учащиеся выполняют упражнение №344. (Творческое задание. Необходимо отредактировать отрывок из сочинения ученика, соединить, где коммуникативно целесообразно, простые предложения в сложные или в простые с однородными членами, опуская лишние слова и расставляя знаки препинания.)

  1. Обобщение по теме (с помощью проектора). Подведение итогов.

  2. Домашнее задание. Упражнение 345.