Протокол речевого обследования. Тестовая методика. Т.А.Фотековой.М.2000
1.Исследование сенсомоторного уровня речи
1.1Фонематическое восприятие (повтори слоги)
Ба-па па-ба __________________________________________________________________
са-за за-са____________________________________________________________________
жа-ша ша-жа__________________________________________________________________
са-ша ша-са___________________________________________________________________
ла-ра ра-ла_____________________________________________________________________
ма-на-ма на-ма-на _______________________________________________________________
Да-та-да та-да-та ________________________________________________________________
Га-ка-га ка-га-ка _________________________________________________________________
За-са-за са-за-са ________________________________________________________________
Жа-ша-жа ша-жа-ша ____________________________________________________________
Са-ша-са ша-са-ша ______________________________________________________________
Са-ца-са ца-са-ца _______________________________________________________________
Ча-тя-ча тя-ча-тя ___________________________________________________________________
1.2 Артикуляционная моторика
Губы в улыбке_____________________________________________________________________
Губы «трубочкой»_________________________________________________________________
Язык «лопаткой»___________________________________________________________________
Язык «иголочкой»___________________________________________________________________
Язык «чашечкой»____________________________________________________________________
Щёлканье языком___________________________________________________________________
«Вкусное варенье»____________________________________________________________________
«Качели»____________________________________________________________________________
«Маятник»___________________________________________________________________________
Чередование : «улыбка» - «трубочка» ____________________________________________________
Удерживать органы речи в нужном положении 3-5сек. Последние 3 упражнения выполнять 4-5 раз.
1.3 Исследование звукопроизношения ( повторяй за мной)
1группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Собака-маска-нос | Шуба-кошка-мышка | Рыба-корова-топор | Лампа-молоко-пол |
Сено-василёк-рысь | Жук-ножи | Река-варенье-день | Лето-колесо-соль |
Замок-коза | Щука-вещи-лещ | | |
Зима-магазин | Чайка-очки-ночь | | |
Цапля-овца-палец | | | |
5группа -звуки другие__________________________________________________________________
1.4 Исследование звуко-слоговой структуры слова (повторяй за мной)
скакалка_____________________________________________________________________________
танкист______________________________________________________________________________
космонавт____________________________________________________________________________
милиционер__________________________________________________________________________
сковорода___________________________________________________________________________
кинотеатр___________________________________________________________________________
перепорхнуть_________________________________________________________________________
кораблекрушение_____________________________________________________________________аквалангист___________________________________________________________________________
термометр___________________________________________________________________________
2.Исследование навыков языкового анализа
2.1 Сколько слов в предложении ?
День был тёплый.___________________________________________________________________
Около дома росла высокая берёза.____________________________________________________
2.2Сколько слогов в слове?
Дом_____________________________________________________________________________
Карандаш________________________________________________________________________
2.3Сколько звуков в слове?
Рак__________________________________________________________________________________
Сумка_______________________________________________________________________________
Диктант______________________________________________________________________________
3.Исследование грамматического строя речи
3.1 Повторение предложений . ( постарайся повторить предложения как можно точнее; предложение читается 1-2 раза)
Наступила осень._____________________________________________________________________
Птичка свила гнездо.__________________________________________________________________
Над водой летели белые чайки.________________________________________________________
В саду было много красных яблок._______________________________________________________
Земля освещается солнцем._____________________________________________________________
Ранней весной затопило весь наш луг.____________________________________________________
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.________________________________________
Медведь нашёл под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.___________________
Петя сказал, что не пойдёт гулять, потому что холодно._______________________________________
На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.____________________________________
3.2 Верификация предложений. (исправь ошибки , если они есть)
Девочка гладит утюгом.________________________________________________________________
Дом нарисован мальчик._______________________________________________________________
Мальчик умывается лицо.______________________________________________________________
Собака вышла в будку.________________________________________________________________
Берёзки склонились от ветра.__________________________________________________________
Солнце освещается землёй.____________________________________________________________
По морю плывут корабль.______________________________________________________________
У Нины большая яблоко.________________________________________________________________
Хорошо спится медведь под снегом.______________________________________________________
Над большим деревом была глубокая яма._______________________________________________
3.3 Составление предложений из слов в начальной форме. ( слова предъявляются до первого ответа)
Мальчик ,открыть,дверь________________________________________________________________
Девочка,читать,книжка________________________________________________________________
Доктор,лечить,дети___________________________________________________________________
Рисовать ,карандаш,девочка____________________________________________________________
В,сад,расти,вишня_____________________________________________________________________
Сидеть,синичка,на,ватка________________________________________________________________
Груша,бабушка,внучка,давать___________________________________________________________
Витя,косить,трава,кролик,для___________________________________________________________
Миша,дать,собака,большая,кость________________________________________________________
Петя,купить,шар,красный,мама__________________________________________________________
3.4 Добавление предлогов в предложение.
Лена наливает чай …чашки._____________________________________________________________
Почки распустились…деревьях. _________________________________________________________
Лодка плывёт…озеру.__________________________________________________________________
Чайка летит…водой.____________________________________________________________________
Птенец выпал …гнезда._________________________________________________________________
Деревья шумят…ветра._________________________________________________________________
Последние листья падают …берёзы.______________________________________________________
Щенок спрятался…крыльцом.___________________________________________________________
Пёс сидит…конуры.____________________________________________________________________
Большая толпа собралась…театром.______________________________________________________
Помощь:1 –стимулирующая ( неверно, подумай ещё),2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу ( наливает чай куда?).
3.5 Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
1дом, а много это дома_________________________________________________________________
Один стол, а много это - ...______________________________________________________________
Окно________________________________________________________________________________
Звезда______________________________________________________________________________
Ухо_________________________________________________________________________________
дом ,а много чего? ( или нет чего?)-домов________________________________________________
Стол_________________________________________________________________________________
Стул_________________________________________________________________________________
Окно________________________________________________________________________________
Звезда______________________________________________________________________________
Ухо__________________________________________________________________________________
Помощь :картинка
4. Исследование словаря и навыков словообразования
4.1 у кошки – котята, а у…
Козы_______________________________________________________________________________
Волка_______________________________________________________________________________
Утки________________________________________________________________________________
Лисы_______________________________________________________________________________
Льва________________________________________________________________________________
Собаки______________________________________________________________________________
Курицы______________________________________________________________________________
Свиньи______________________________________________________________________________
Коровы______________________________________________________________________________
Овцы_______________________________________________________________________________
4.2 Назови ласково
большой мяч, а маленький – мячик
стол_________________________________________________________________________________
стул_________________________________________________________________________________
дом_________________________________________________________________________________
снег_________________________________________________________________________________
дерево_______________________________________________________________________________
4.3 Образование прилагательных от существительных
Относительных : кукла из бумаги – бумажная, а …
Шляпа из соломы_____________________________________________________________________
Кисель из клюквы_____________________________________________________________________
Горка изо льда_______________________________________________________________________
Варенье из вишни_____________________________________________________________________
Суп из грибов_________________________________________________________________________
Варенье из яблок______________________________________________________________________
Из сливы_____________________________________________________________________________
Из малины___________________________________________________________________________
Из клубники__________________________________________________________________________
Из черники__________________________________________________________________________
Лист клёна___________________________________________________________________________
Лист осины___________________________________________________________________________
Шишка ели__________________________________________________________________________
Качественных : лису за хитрость называют – хитрой, а …
Волка за жадность___________________________________________________________________
Зайца за трусость____________________________________________________________________
Медведя за силу_____________________________________________________________________
Льва за смелость_____________________________________________________________________
Если днём жара, то день жаркий, а если…
Мороз_______________________________________________________________________________
Солнце______________________________________________________________________________
Снег_________________________________________________________________________________
Дождь_______________________________________________________________________________
Ветер______________________________________________________________________________
Холод______________________________________________________________________________
Притяжательных : у собаки лапа собачья, а у…
Кошки_______________________________________________________________________________
Медведя_____________________________________________________________________________
Волка________________________________________________________________________________
Льва_________________________________________________________________________________
Лисы________________________________________________________________________________
Зайца________________________________________________________________________________
Белки________________________________________________________________________________гнездо орла___________________________________________________________________________
Клюв птицы___________________________________________________________________________
Ружьё охотника_______________________________________________________________________
5. Исследование понимания логико-грамматических отношений.
5.1.
покажи ключ, карандаш ( проба не оценивается)
Карандашом – ключ___________________________________________________________________
Карандаш – ключом___________________________________________________________________
Нарисуй круг под крестом______________________________________________________________
Крест под кругом______________________________________________________________________
5.2
Что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной?______________________________
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?____________________________________________________
Сашу ударил Коля. Кто драчун?__________________________________________________________
Охотник бежит за собакой. Кто впереди?__________________________________________________
Папа прочитал газету после того, как поел. Что папа сделал вначале?__________________________
6.0 Исследование связной речи.
6.1 Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» ( 5 картинок) Может быть любая последовательность из 4-5 картинок. ( Посмотри на картинки, разложи по порядку и составь рассказ)._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2 Пересказ прослушанного текста. ( рассказ предъявляется не более двух раз)
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина залетела в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Самостоятельно______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ по вопросам после прочтения всего текста.
Где сидели горошины?_________________________________________________________________
Через сколько времени раскрылся стручок?_______________________________________________
Куда покатились горошины?____________________________________________________________
Что с ними произошло?________________________________________________________________
Куда попала одна горошина?____________________________________________________________
Что с ней прпоизошло?_________________________________________________________________
Ответы на вопросы сразу после прочтения предложения.
1________________________________________2___________________________________________
3________________________________________4___________________________________________
5________________________________________6___________________________________________
7________________________________________8___________________________________________
9._______________________________________10__________________________________________
Другие замечания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________