Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №34 с. Сбега
Научно-практическая конференция
Проценты в нашей жизни
Выполнила: Козолунова Ксенья
ученица 6 «а» класса МОУ СОШ №34
Научный руководитель: Гульева Т.А.
учитель математики
Краткая аннотация
Тема моей исследовательской работы «Проценты в нашей жизни».
Цель работы: закрепить знания по теме "Проценты" и выделить практическую значимость этого понятия. Задачи работы: рассмотреть задачи, сюжеты которых взяты из действительности, окружающей среды человека; провести исследования в классе, в семье и в нашем посёлке с помощью процентных вычислений и представить данные в виде диаграмм; научится грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления. Проценты - одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся моей школы затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. а понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. в современном мире прожить без знаний процентов невозможно. Чтобы быть хорошими специалистами, уметь разбираться в большом потоке информации, необходимо знать проценты. Знания процентных вычислений необходимо использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни. В работе представлены исследования, проведенные в классе, в семье, в поселке, с помощью процентов посчитаны некоторые показатели и представлены в виде диаграмм и таблиц.
Введение
Тема моей исследовательской работы «Проценты в нашей жизни».
Цель работы: закрепить знания по теме "Проценты" и выделить практическую значимость этого понятия.
Задачи работы:
Рассмотреть задачи, сюжеты которых взяты из действительности, окружающей среды человека.
Провести исследования в классе, в семье и в нашем посёлке с помощью процентных вычислений и представить данные в виде диаграмм.
Научится грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления.
Почему я выбрала тему о процентах?
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. а понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.
История процента
Немного расскажу об истории появления процента:
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни.
Слово «процент» происходит от латинского слова «процентум» (procentum), что буквально означает «за сотню» или «со ста».
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.
Индийцам проценты были известны ещё в Vв. И это очевидно, так как именно в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления.
От римлян проценты перешли к другим народам Европы.
В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский ученый Симон Стевин. Он в 1584г. впервые опубликовал таблицу процентов.
Символ % появился не сразу. Сначала писали слово «сто». В 1685г. в Париже была напечатана книга «Руководство по коммерческой арифметике», где по ошибке вместо «сто» было набрано %. После этого знак % получил всеобщее признание и до сих пор мы пользуемся этим значком процента.
Процент-это сотая часть числа
1% = 1/100 = 0,01
1/2 = 50% = 0,5 1/4 = 25% = 0,25
1/5 = 20% = 0,2 3/4 = 75% = 0,75
Часто слово «Процент» мы употребляем в разговоре: например
«Работать за проценты» - работать за вознаграждение, исчисляемое в зависимости от прибыли или оборота.
«На все сто процентов» - полностью.
«Процентщик» - человек, дающий деньги под большие проценты, ростовщик.
В математике, начиная с 5 класса, рассматриваются ключевые задачи на проценты
1) Нахождение процентов от числа:
Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.
Например, найти 15% от 20 учеников.
1) 15% = 0,15 2) 0,15 * 20 = 3 ученика
2) Нахождение числа по его процентам:
Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.
Например, сколько учеников в классе, если 15% всех учащихся составляют 3 ученика?
15% = 0,15 3:0,15 = 300: 15 = 20 учеников в классе
3) Нахождение процентного отношения чисел:
Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.
Например, в классе 20 учащихся, 3 из них родились зимой.
Сколько учащихся родились зимой?
1 способ. 3/20 * 100 = 0,15 * 100 = 15% родились зимой.
2 способ.
20уч. - 100%
3 уч. – х%
х = 3*100/20 = 15% родились зимой.
Задачи на проценты.
В ЕГЭ задачи на проценты очень популярны. От самых простых до сложных. В простых задачах, как правило, нужно перейти от процентов к тем величинам, о которых идёт речь в задаче. К рублям, килограммам, секундам, метрам, и так далее. Или наоборот. После этого задача становится понятной и легко решается.
Задача 1.
«Проезд на автобусе стоит 14 рублей. В дни школьных каникул для учащихся ввели скидку 25%. Сколько стоит проезд на автобусе в дни школьных каникул?»
Найдем, сколько будет составлять один процент от 14 рублей? Одна сотая часть. То есть 14/100 = 0,14 рубля. А таких процентов у нас 25. Далее умножим 0,14 рубля на 25. Получим 3,5 рублей. Величину скидки в рублях мы установили, остаётся узнать новую стоимость проезда:
14 – 3,5 = 10,5.
Ответ: Десять с половиной рублей.
Тут, главное, внимательно условие читать и по шагам, не спеша, разворачивать задачу. Но есть в задачах на проценты одна серьёзная засада!
Многие в неё попадают. Выглядит эта засада вполне невинно. Например, вот такая задача.
Задача 2.
«Красивая тетрадка летом стоила 40 рублей. Перед началом учебного года продавец поднял цену на 25%. Однако, тетрадки стали покупать так плохо, что он снизил цену на 10%. Всё равно не берут! Пришлось ему снизить цену ещё на 15%. Вот тут торговля пошла! Какова была окончательная цена тетрадки?»
Если вы стремительно и радостно дали ответ «40 рублей!», то вы попали в засаду…
Фокус в том, что проценты всегда считаются от чего-то.
Вот и считаем. На сколько рублей продавец взвинтил цену?25% от 40 рублей - это 10 рублей. (40: 100 ∙ 25 = 10 р.; 40 + 10 = 50 р.) То есть, подорожавшая тетрадка стала стоить 50 рублей.
А теперь нам надо сбросить цену на 10% от 50 рублей. От 50, а не 40! 10% от 50 рублей – это 5 рублей. Следовательно, после первого удешевления тетрадь стала стоить 45 рублей.
Считаем второе удешевление. 15% от 45 рублей (от 45, а не 40, или 50!) – это 6,75 рубля. Стало быть, окончательная цена тетрадки:
45 – 6,75 = 38,25 рубля.
Вот так.Как видите, засада заключается в том, что проценты считаются каждый раз от новой цены. От последней. Так бывает практически всегда. Если в задаче на последовательное повышение-понижение величины открытым текстом не сказано, от чего считать проценты, надо считать их от последнего значения.
Отсюда вывод: самое главное в задачах на проценты – чётко определить, от чего надо считать тот или иной процент.
Задача 3.
«Вася очень любит пончики с повидлом, которые пекут в булочной, через одну остановку от дома. Стоят пончики по 15 рублей за штуку. Имея в наличии 43 рубля, Вася поехал в булочную на автобусе за 13 рублей. А в булочной шла акция «Скидка на всё – 30%!!!». Вопрос: сколько дополнительных пончиков не смог купить Вася из-за своей лени (мог бы и пешком прогуляться, правда?)»
Решение.
43 – 13 = 30 руб. – осталось у Васи
15 : 100 ∙ 30 = 4,5; 15 – 4,5 = 10,5руб. – стоил бублик после скидки
2 бублика купит Вася и у него останется 9 руб.
13 + 9 = 22 руб. На них Вася еще бы купил два бублика
Ответы: 2 и 4.
Задача 4.
На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 350 руб. уценили на 40 %, а через неделю еще на 5% . В другом магазине, шарф такой же стоимости уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить этот шарф?
Решение.
1)350 . 0,6 = 210 руб. – после первого снижения.
2) 210 . 0,95 = 199,5 руб. – после второго снижения.
3) 350 . 0,55 = 192,5 руб. – во втором магазине.
Ответ: во втором магазине
Задача 5.
Абонентская плата за телефон составляет 250 руб. Оплата производится до 15 числа каждого месяца, после чего начисляется штраф 4% ежедневно от абонентской платы. Сколько придется заплатить, если вы просрочили неделю?
Решение:
1) 250 . 0,04 = 10 руб. – ежедневный штраф. 2) 7 . 10 = 70 руб. – штраф за неделю. 3) 250 + 70 = 320 руб. – заплатили.
Ответ: 320 рублей
Задача 6.
Весной цена товара была повышена на 10 %, а осенью - еще на 5 %. Сколько стал стоить товар, если его стоимость была 3000 руб.?
Решение:
Для начала найдем стоимость после первого повышения
3000 / 100 % или 1% = 30 отсюда 10 % = 300 рублей.
3000 + 300 = 3300 рублей.
Найдем стоимость после второго повышения.
3300 / 100 % = 33 или 1 % = 33 рубля отсюда 5 % = 165 рублей
3300 + 165 = 3465 рублей.
Ответ: 3465 рублей.
Задача 7
При плановом задании 60 автомобилей в день завод выпустил 66 автомобилей. На сколько процентов завод выполнил план?
Решение: Воспользуемся правилом.
66 : 60 ∙ 100=1,1 ∙ 100=110%
Ответ. 110%
Задача 8
Сколько процентов соли содержится в растворе, если в 200г раствора содержится 150 г воды?
Решение:
200 – 150 = 50 (г) – соли
50 : 200 ∙ 100 = 25 % соли
Ответ : 25 %
Задача 9
Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее количество таких тетрадей можно купить на 650 рублей, после понижения на 15%?
Решение:
1) 40 ∙ 0,15 = 6 (рублей) – понизилась цена тетради 2) 40 - 6 = 34 (руб.) стала стоить тетрадь
Задача 10
Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Решение.
56 · 0,15 = 8,4 (г.) – сокращение продолжительности жизни.
56 – 8,4 = 47,6 (л.) – продолжительность жизни.
Ответ: 47,6.
3. Мои исследования
Используя свои знания по теме «Проценты», я провела некоторые исследования. Результаты представлены в виде диаграмм и таблиц:
Знакомо ли вам понятие процента?
Да –(26чел.) 86,7%
Нет –(4чел.) 13,3%
Что такое процент?
Процент – это сотая часть числа – (21чел) 70%;
Процент – это что-то из математики –(7чел.) 23,3 % ;
Процент – это прибыль –(2чел.) 6,7%;
Затруднились ответить – (0) 0%.
Для чего вам необходимо знание процентов и умение решать задачи на проценты?
Для сдачи ЕГЭ –(8чел.) 26,7%
Пригодятся в жизни – (22чел.) 73,3%
Умеете ли вы решать задачи на проценты?
Да –(29чел.) 96,7 %
Нет – (1чел.)%
Как вы думаете, необходимы ли вам знания о процентах?
Да –(27чел.) 90 %
Нет – (3чел) 10%
Где вы встречаетесь с процентами в жизни?
В математике –(8чел.) 26,7%
В банке – (0чел.) 0%
Всюду-(22чел.)73,3%
В газетах –(0чел.) 0%
Анализируя проведенное анкетирование, можно сказать, что более 80% опрошенных знают, что такое проценты, и соглашаются с тем, что знания о процентах им пригодятся в жизни.
1.Состав класса: всего учащихся – 15чел. 100%, мальчики - 5чел. 33,3% (учащихся); девочки – 10чел. 66,7% .
2.Мой класс по годам рождения: 2003 год -26,7%(4), 2004 год –60%(9), 2005 год –13,3%(2);
3.Время года, когда мы родились: зима –26,7%(4), весна -20%(3), лето - 0%(0), осень –53,3%(8)
Все эти данные мы систематизировали и представили в виде круговых диаграмм (Приложение 1).
В таблице представила распределение семейного бюджета:
Таблица 1
№ п\п | Расходы в месяц | Сумма (руб.) | % от общей суммы расходов |
1 | Плата за электроэнергию | 770 руб. | 2,6% |
2 | Плата за сотовый телефон | 800 руб. | 2,7% |
3 | Питание | 16000 руб. | 53,8% |
4 | Одежда | 6000 руб. | 20,2% |
5 | Лекарства | 2000 руб. | 6,7% |
6 | Транспортные расходы | 3500 руб. | 11,7% |
7 | Моющие средства | 679 руб. | 2,3% |
8 | Итого | 29740 руб. | 100% |
Представив расходы семьи в виде процентов, можно наглядно увидеть, куда тратится большая часть денег – на питание, чтобы сократить расходы на следующий месяц, нужно обратить внимание именно на эту статью расходов! Поменьше сладко есть надо!
С 1 июля 2016 года произошло увеличение льготного тарифа за электроэнергию, можно посчитать на сколько процентов увеличился тариф и на сколько процентов больше наша семья стала платить за данную услугу. В июне 2016 г льготный тариф стоил 1,8 руб/Кв. а июле стал стоить 1,93 руб/Кв., произошло повышение тарифа на 7% (100*1,93:1,80≈107%), в июне наша семья заплатила за электроэнергию 185 кв*1,80=333 руб. а в июле 180 кв*1,93=347,4 руб. Даже с учетом меньшего потребления за июль месяц, мы заплатили денег на 4 % больше (100*347,4:333≈104%). А вот основной тариф за электроэнергию уменьшился. в июне 2016 г основной тариф стоил 2,9 руб/Кв. а июле стал стоить 2,76 руб/Кв., произошло понижение тарифа на 5%. (2,76*100/2,9=95%). Данные представлены в виде столбчатой диаграммы (приложение 2).
В скором времени планируется увеличение пенсии на 5,7%. Какова же будет пенсия бабушки, если сейчас она получает 12770 руб. при увеличении пенсии на 5,7% она будет получать 13498 руб.
В администрации сельского поселения «Сбегинское» мы узнали следующие данные:
Население п. Сбега составляет 1464 человека на 01.01.2017г, из них Мужчины – 725 чел (49,5%), а женцины 739 человек (50,5%), видно, что примерно на одного мужчину приходится одна женцщина.
Детское население всего- 397 чел. (на 01.01.2017г.). из них школьники (до 16 лет) – 232 (58%). Дошкольники – 165 чел (42%)
42% детского населения нашего поселка нуждается в предоставлении им детского сада!!!
С помощью процентов можно выяснить, а на сколько же у нас в поселке повышается или понижается рождаемость, каждые три года. Представим наши вычисления в таблице 2
Таблица 2
Год рождения | Количество человек | Повышение (+) или понижение (-) рождаемости от каждого предыдущего года (чел.) | % повышения или понижения рождаемости от каждого предыдущего года | На сколько процентов повысилась (+) или понизилась (-) рождаемость |
1999-2001 | 73 (чел) | - | - | - |
2002-2004 | 52 (чел) | - 21 (чел) | 72% | - 28% |
2005-2007 | 79 (чел) | + 27 (чел) | 152% | +52% |
2008-2010 | 101 (чел) | + 22 (чел) | 128% | +28% |
2011-2013 | 62 (чел) | - 39 (чел) | 61% | - 39% |
2014-2016 | 103 (чел) | + 41 (чел) | 166% | +66% |
Повышение рождаемости за 18 лет в % | 141% | +41% |
Анализируя последние 18 лет, мы видим, как повышение, так и понижение рождаемости, но за последние три года произошло повышение рождаемости на 66%!
Построив таблицу рождаемости детей в п. Сбега, можно сказать, что за последние 18 лет рождаемость увеличилась на 41% т.е. жизнь у людей в нашем поселке стала лучше, у них появилась возможность воспитывать большее количество детей в семье.
Я встретилась с медицинскими работниками, поговорила с родителями, бухгалтером, учителями.
На вопрос «Приходится ли вам решать задачи на проценты?» все отвечали: «Да, приходится».
А бухгалтер сказала ещё, что все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др.
Пенсионный фонд - 15,8 %;
Фонд социального страхования – 1,9%;
Фонд соц. страхования от несчастных случаев – 0,6%
Фонд федерального медицинского страхования - 1,2%;
Фонд регионального медицинского страхования - 1,1%.
Мед. работники рассказали, что проценты применяются и в медицине. Для обработки шприцов готовится 3% раствор самаровки (дезинфицирующее средство).
Например, на 100г воды берут 3г самаровки.
Люди каких профессий сталкиваются в своей деятельности с процентами
Таблица 3
Профессия | Использование процентов в работе |
Бухгалтер | Для начисления зарплаты, налоговых вычетов. |
Учитель | Вычисление качества знаний, успеваемости, степени обученности учеников. |
Бизнесмен | Заполнение налоговых деклараций, подсчёт процента прибыли, производительности труда. |
Банковский работник | При выдаче кредитов. |
Продавец | Расчёт стоимости товара во время периода скидок, расчёт реального дохода от торговли, изменение товарооборота по сравнению с предыдущим периодом. |
Повар | Для расчёта калорийности продукта, приготовлении блюд по рецепту. |
Встреча с людьми различных профессий показала, что все они сталкиваются с процентами. Задачи, которые им приходится решать, очень похожи на задачи в учебниках математики.
Заключение
Всё что вокруг меняется,
В процентах измеряется.
Рост цен или инфляции
Увеличения доходов нации
Статистика на дорогах,
Запас мест в вагонах,
Доля качества в товарах,
Даже люди в погонах.
И рождаемость, и смертность,
И богатство, и бедность.
И красота, и нелепость,
Даже неоправданная смелость.
И счастливые браки,
И производственные браки,
И крепость в вине,
Даже яркость на луне.
Можно ещё перечислять,
И проценты вычислять.
Вывод один и тот же:
Без процентов жизнь на земле быть не может!
Данная тема имеет большое прикладное значение. В школьном курсе математики вводится и изучается процент, потребности учебного процесса требуют, чтобы мы умели решать простейшие задачи с процентами на уроках химии, физики, биологии, географии. Поэтому повышенное внимание к данной теме оправдано, и требует более глубокого изучения в школьном курсе математики.
Мы видим, что величина, выраженная в процентах, является более наглядной, яркой и понятной, её легко сравнивать и сопоставлять с другими значениями.
В данной работе я рассмотрела простейшие задачи на проценты. Эти задачи составляют только первую главу процентных вычислений. В старших классах я хочу познакомиться с простым и сложным процентным ростом, условия задач, связанные с начислением банковских процентов, т.к. думаю мне пригодиться это в жизни.
Встреча с людьми различных профессий показала, что все они сталкиваются с процентами. Задачи, которые им приходится решать, очень похожи на задачи в учебниках математики.
Теперь мы знаем, что в современном мире прожить без знаний процентов невозможно. Чтобы быть хорошими специалистами, уметь разбираться в большом потоке информации, необходимо знать проценты. Знания процентных вычислений необходимо использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни.
Приложения
Приложение1
![]()
![]()
![]()
Приложение 2
![]()
Расходы за электроэнергию в моей семье после увеличения тарифа
Расходы | Июнь 2016г. | Июль 2016г. |
Расход в месяц (Кв) | 185 | 180 |
Тариф (руб/Кв) | 1,80 | 1,93 |
Сколько заплатили (руб.) | 333 | 347,4 |
Процент увеличения расходов | 100*347,4:333≈104% На 4% больше |
Список использованных источников информации:
Апанасов П.Т. Сборник математических задач с практическим содержанием [Текст] : книга для учителя / П.Т. Апанасов, Н.П. Апанасов. – М.: Просвещение, 1987. – 214с.
Дорофеев Г.В. Процентные вычисления [Текст]: учебно-метод. пособие / Г.В. Дорофеев, Е.А. Седова // М.: Дрофа, 2003. - 58 с.
Истомина Н.Б. Математика [Текст]: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 208 с.
Лаппо Л.Д. Математика ЕГЭ [Текст] / Л.Д. Лаппо, А.В. Морозов, М.А. Попов. - М.: Экзамен, 2005. – 62с.
Мусорина Г. Процент – О! Мания! [Текст] : / Г. Мусорина // Математика. – 2007. - №14. – С. 6-12.
Сурова Н. Проценты и семейная математика [Текст] / Н. Сурова // Математика. – 2009. - №12. – С. 35-36.
Доронкина Н.Н Проект "Проценты в нашей жизни" [Электронный ресурс]. – URL: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/proiekt-protsienty-v-nashiei-zhizni (18 янв. 2017).
Миняева Е. Е. Проценты в нашей жизни [Электронный ресурс]. – URL: http://урок.рф/library/protcenti_v_nashej_zhizni_165134.html (19 янв. 2017).
Дремухина Д.А. Проект по математике на тему "Проценты в нашей жизни" (6 класс) [Электронный ресурс]. – URL:https://infourok.ru/proekt-po-matematike-na-temu-procenti-v-nashey-zhizni-klass-986108.html (19 янв. 2017)