СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проценты в нашей жизни

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2017 году ученица 6 класса выступала с этой работой нарайонной научно-практической конференции и заняла 2 место.

Просмотр содержимого документа
«Проценты в нашей жизни»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №34 с. Сбега

Научно-практическая конференция












Проценты в нашей жизни













Выполнила: Козолунова Ксенья

ученица 6 «а» класса МОУ СОШ №34

Научный руководитель: Гульева Т.А.

учитель математики






Краткая аннотация

Тема моей исследовательской работы «Проценты в нашей жизни».

Цель работы: закрепить знания по теме "Проценты" и выделить практическую значимость этого понятия. Задачи работы: рассмотреть задачи, сюжеты которых взяты из действительности, окружающей среды человека; провести исследования в классе, в семье и в нашем посёлке с помощью процентных вычислений и представить данные в виде диаграмм; научится грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления. Проценты - одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся моей школы затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. а понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. в современном мире прожить без знаний процентов невозможно. Чтобы быть хорошими специалистами, уметь разбираться в большом потоке информации, необходимо знать проценты. Знания процентных вычислений необходимо использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни. В работе представлены исследования, проведенные в классе, в семье, в поселке, с помощью процентов посчитаны некоторые показатели и представлены в виде диаграмм и таблиц.
















Введение

Тема моей исследовательской работы «Проценты в нашей жизни».

Цель работы: закрепить знания по теме "Проценты" и выделить практическую значимость этого понятия.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть задачи, сюжеты которых взяты из действительности, окружающей среды человека.

  2. Провести исследования в классе, в семье и в нашем посёлке с помощью процентных вычислений и представить данные в виде диаграмм.

  3. Научится грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления.

Почему я выбрала тему о процентах?

Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. а понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.

  1. История процента

Немного расскажу об истории появления процента:

Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни.

Слово «процент» происходит от латинского слова «процентум» (procentum), что буквально означает «за сотню» или «со ста».

Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.

Индийцам проценты были известны ещё в Vв. И это очевидно, так как именно в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления.

От римлян проценты перешли к другим народам Европы.

В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский ученый Симон Стевин. Он в 1584г. впервые опубликовал таблицу процентов.

Символ % появился не сразу. Сначала писали слово «сто». В 1685г. в Париже была напечатана книга «Руководство по коммерческой арифметике», где по ошибке вместо «сто» было набрано %. После этого знак % получил всеобщее признание и до сих пор мы пользуемся этим значком процента.

Процент-это сотая часть числа

1% = 1/100 = 0,01

1/2 = 50% = 0,5 1/4 = 25% = 0,25

1/5 = 20% = 0,2 3/4 = 75% = 0,75

Часто слово «Процент» мы употребляем в разговоре: например

«Работать за проценты» - работать за вознаграждение, исчисляемое в зависимости от прибыли или оборота.

«На все сто процентов» - полностью.

«Процентщик» - человек, дающий деньги под большие проценты, ростовщик.

В математике, начиная с 5 класса, рассматриваются ключевые задачи на проценты

1) Нахождение процентов от числа:

Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.

Например, найти 15% от 20 учеников.

1) 15% = 0,15 2) 0,15 * 20 = 3 ученика

2) Нахождение числа по его процентам:

Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.

Например, сколько учеников в классе, если 15% всех учащихся составляют 3 ученика?

15% = 0,15 3:0,15 = 300: 15 = 20 учеников в классе

3) Нахождение процентного отношения чисел:

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.

Например, в классе 20 учащихся, 3 из них родились зимой.

Сколько учащихся родились зимой?

1 способ. 3/20 * 100 = 0,15 * 100 = 15% родились зимой.

2 способ.

20уч. - 100%

3 уч. – х%

х = 3*100/20 = 15% родились зимой.





  1. Задачи на проценты.

В ЕГЭ задачи на проценты очень популярны. От самых простых до сложных. В простых задачах, как правило, нужно перейти от процентов к тем величинам, о которых идёт речь в задаче. К рублям, килограммам, секундам, метрам, и так далее. Или наоборот. После этого задача становится понятной и легко решается.

Задача 1.

«Проезд на автобусе стоит 14 рублей. В дни школьных каникул для учащихся ввели скидку 25%. Сколько стоит проезд на автобусе в дни школьных каникул?»

Найдем, сколько будет составлять один процент от 14 рублей? Одна сотая часть. То есть 14/100 = 0,14 рубля. А таких процентов у нас 25. Далее умножим 0,14 рубля на 25. Получим 3,5 рублей. Величину скидки в рублях мы установили, остаётся узнать новую стоимость проезда:

14 – 3,5 = 10,5.

Ответ: Десять с половиной рублей.

Тут, главное, внимательно условие читать и по шагам, не спеша, разворачивать задачу. Но есть в задачах на проценты одна серьёзная засада!

Многие в неё попадают. Выглядит эта засада вполне невинно. Например, вот такая задача.

Задача 2.

«Красивая тетрадка летом стоила 40 рублей. Перед началом учебного года продавец поднял цену на 25%. Однако, тетрадки стали покупать так плохо, что он снизил цену на 10%. Всё равно не берут! Пришлось ему снизить цену ещё на 15%. Вот тут торговля пошла! Какова была окончательная цена тетрадки?»

Если вы стремительно и радостно дали ответ  «40 рублей!», то вы попали в засаду…

Фокус в том, что проценты всегда считаются от чего-то.

Вот и считаем. На сколько рублей продавец взвинтил цену?25% от 40 рублей - это 10 рублей. (40: 100 ∙ 25 = 10 р.; 40 + 10 = 50 р.) То есть, подорожавшая тетрадка стала стоить 50 рублей.

А теперь нам надо сбросить цену на 10% от 50 рублей. От 50, а не 40! 10% от 50 рублей – это 5 рублей. Следовательно, после первого удешевления тетрадь стала стоить 45 рублей.

Считаем второе удешевление. 15% от 45 рублей (от 45, а не 40, или 50!) – это 6,75 рубля. Стало быть, окончательная цена тетрадки:

 45 – 6,75 = 38,25 рубля.

Вот так.Как видите, засада заключается в том, что проценты считаются каждый раз от новой цены. От последней. Так бывает практически всегда. Если в задаче на последовательное повышение-понижение величины открытым текстом не сказано, от чего считать проценты, надо считать их от последнего значения.

Отсюда вывод: самое главное в задачах на проценты – чётко определить, от чего надо считать тот или иной процент.

Задача 3.

«Вася очень любит пончики с повидлом, которые пекут в булочной, через одну остановку от дома. Стоят пончики по 15 рублей за штуку. Имея в наличии 43 рубля, Вася поехал в булочную на автобусе за 13 рублей.  А в булочной шла акция «Скидка на всё – 30%!!!». Вопрос: сколько дополнительных пончиков не смог купить Вася из-за своей лени (мог бы и пешком прогуляться, правда?)»

Решение.

  1. 43 – 13 = 30 руб. – осталось у Васи

  2. 15 : 100 ∙ 30 = 4,5; 15 – 4,5 = 10,5руб. – стоил бублик после скидки

  3. 2 бублика купит Вася и у него останется 9 руб.

  4. 13 + 9 = 22 руб. На них Вася еще бы купил два бублика

Ответы: 2 и 4.

Задача 4.

 На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 350 руб. уценили на 40 %, а через неделю еще на 5% . В другом магазине, шарф такой же стоимости уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить этот шарф?

Решение.

1)350 . 0,6 = 210 руб. – после первого снижения. 
2) 210 . 0,95 = 199,5 руб. – после второго снижения. 
3) 350 . 0,55 = 192,5 руб. – во втором магазине.

Ответ: во втором магазине

Задача 5. 

Абонентская плата за телефон составляет 250 руб. Оплата производится до 15 числа каждого месяца, после чего начисляется штраф 4% ежедневно от абонентской платы. Сколько придется заплатить, если вы просрочили неделю?

Решение:

1) 250 . 0,04 = 10 руб. – ежедневный штраф. 2) 7 . 10 = 70 руб. – штраф за неделю. 3) 250 + 70 = 320 руб. – заплатили.

Ответ: 320 рублей

Задача 6.
Весной цена товара была повышена на 10 %, а осенью - еще на 5 %. Сколько стал стоить товар, если его стоимость была 3000 руб.?

Решение:
Для начала найдем стоимость после первого повышения 
3000 / 100 % или 1% = 30 отсюда 10 % = 300 рублей.
3000 + 300 = 3300 рублей.
Найдем стоимость после второго повышения.
3300 / 100 % = 33 или 1 % = 33 рубля отсюда 5 % = 165 рублей
3300 + 165 = 3465 рублей.
Ответ: 3465 рублей.

Задача 7
При плановом задании 60 автомобилей в день завод выпустил 66 автомобилей. На сколько процентов завод выполнил план?
Решение: Воспользуемся правилом.
66 : 60 ∙ 100=1,1 ∙ 100=110% 
Ответ. 110%

Задача 8
Сколько процентов соли содержится в растворе, если в 200г раствора содержится 150 г воды?

Решение:

  1. 200 – 150 = 50 (г) – соли

  2. 50 : 200 ∙ 100 = 25 % соли

Ответ : 25 %
Задача 9

Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее количество таких тетрадей можно купить на 650 рублей, после понижения на 15%?

Решение:

1) 40 ∙ 0,15 = 6 (рублей) – понизилась цена тетради 2) 40 - 6 = 34 (руб.) стала стоить тетрадь

Задача 10
Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Решение.

  1. 56 · 0,15 = 8,4 (г.) – сокращение продолжительности жизни.

  2. 56 – 8,4 = 47,6 (л.) – продолжительность жизни.

Ответ: 47,6.

3. Мои исследования

Используя свои знания по теме «Проценты», я провела некоторые исследования. Результаты представлены в виде диаграмм и таблиц:

  • Провела анкетирование: Опрошено 30 школьников 5-6 классов (100%)

  1. Знакомо ли вам понятие процента?

Да –(26чел.) 86,7%

Нет –(4чел.) 13,3%

  1. Что такое процент?

Процент – это сотая часть числа – (21чел) 70%;
Процент – это что-то из математики –(7чел.) 23,3 % ; 
Процент – это прибыль –(2чел.) 6,7%;
Затруднились ответить – (0) 0%.

  1. Для чего вам необходимо знание процентов и умение решать задачи на проценты?

Для сдачи ЕГЭ –(8чел.) 26,7%

Пригодятся в жизни – (22чел.) 73,3%

  1. Умеете ли вы решать задачи на проценты?

Да –(29чел.) 96,7 %

Нет – (1чел.)%

  1. Как вы думаете, необходимы ли вам знания о процентах?

Да –(27чел.) 90 %

Нет – (3чел) 10%

  1. Где вы встречаетесь с процентами в жизни?

В математике –(8чел.) 26,7%

В банке – (0чел.) 0%

Всюду-(22чел.)73,3%

В газетах –(0чел.) 0%

Анализируя проведенное анкетирование, можно сказать, что более 80% опрошенных знают, что такое проценты, и соглашаются с тем, что знания о процентах им пригодятся в жизни.


  • В классе:

1.Состав класса: всего учащихся – 15чел. 100%, мальчики - 5чел. 33,3% (учащихся); девочки – 10чел. 66,7% .

2.Мой класс по годам рождения: 2003 год -26,7%(4), 2004 год –60%(9), 2005 год –13,3%(2);

3.Время года, когда мы родились: зима –26,7%(4), весна -20%(3), лето - 0%(0), осень –53,3%(8)

Все эти данные мы систематизировали и представили в виде круговых диаграмм (Приложение 1).

  • В семье

В таблице представила распределение семейного бюджета:

Таблица 1

№ п\п

Расходы в месяц

Сумма (руб.)

% от общей суммы расходов

1

Плата за электроэнергию

770 руб.

2,6%

2

Плата за сотовый телефон

800 руб.

2,7%

3

Питание

16000 руб.

53,8%

4

Одежда

6000 руб.

20,2%

5

Лекарства

2000 руб.

6,7%

6

Транспортные расходы

3500 руб.

11,7%

7

Моющие средства

679 руб.

2,3%

8

Итого

29740 руб.

100%

Представив расходы семьи в виде процентов, можно наглядно увидеть, куда тратится большая часть денег – на питание, чтобы сократить расходы на следующий месяц, нужно обратить внимание именно на эту статью расходов! Поменьше сладко есть надо!

С 1 июля 2016 года произошло увеличение льготного тарифа за электроэнергию, можно посчитать на сколько процентов увеличился тариф и на сколько процентов больше наша семья стала платить за данную услугу. В июне 2016 г льготный тариф стоил 1,8 руб/Кв. а июле стал стоить 1,93 руб/Кв., произошло повышение тарифа на 7% (100*1,93:1,80≈107%), в июне наша семья заплатила за электроэнергию 185 кв*1,80=333 руб. а в июле 180 кв*1,93=347,4 руб. Даже с учетом меньшего потребления за июль месяц, мы заплатили денег на 4 % больше (100*347,4:333≈104%). А вот основной тариф за электроэнергию уменьшился. в июне 2016 г основной тариф стоил 2,9 руб/Кв. а июле стал стоить 2,76 руб/Кв., произошло понижение тарифа на 5%. (2,76*100/2,9=95%). Данные представлены в виде столбчатой диаграммы (приложение 2).

В скором времени планируется увеличение пенсии на 5,7%. Какова же будет пенсия бабушки, если сейчас она получает 12770 руб. при увеличении пенсии на 5,7% она будет получать 13498 руб.

  • В нашем поселке

В администрации сельского поселения «Сбегинское» мы узнали следующие данные:

  • Население п. Сбега составляет 1464 человека на 01.01.2017г, из них Мужчины – 725 чел (49,5%), а женцины 739 человек (50,5%), видно, что примерно на одного мужчину приходится одна женцщина.

  • Детское население всего- 397 чел. (на 01.01.2017г.). из них школьники (до 16 лет) – 232 (58%). Дошкольники – 165 чел (42%)

42% детского населения нашего поселка нуждается в предоставлении им детского сада!!!

С помощью процентов можно выяснить, а на сколько же у нас в поселке повышается или понижается рождаемость, каждые три года. Представим наши вычисления в таблице 2

Таблица 2

Год рождения

Количество человек

Повышение (+) или понижение (-) рождаемости от каждого предыдущего года (чел.)

% повышения или понижения рождаемости от каждого предыдущего года

На сколько процентов повысилась (+) или понизилась (-) рождаемость

1999-2001

73 (чел)

-

-

-

2002-2004

52 (чел)

- 21 (чел)

72%

- 28%

2005-2007

79 (чел)

+ 27 (чел)

152%

+52%

2008-2010

101 (чел)

+ 22 (чел)

128%

+28%

2011-2013

62 (чел)

- 39 (чел)

61%

- 39%

2014-2016

103 (чел)

+ 41 (чел)

166%

+66%

Повышение рождаемости за 18 лет в %

141%

+41%


Анализируя последние 18 лет, мы видим, как повышение, так и понижение рождаемости, но за последние три года произошло повышение рождаемости на 66%!

Построив таблицу рождаемости детей в п. Сбега, можно сказать, что за последние 18 лет рождаемость увеличилась на 41% т.е. жизнь у людей в нашем поселке стала лучше, у них появилась возможность воспитывать большее количество детей в семье.

  • Провела опрос: приходится ли вам решать задачи на проценты?

Я встретилась с медицинскими работниками, поговорила с родителями, бухгалтером, учителями.

На вопрос «Приходится ли вам решать задачи на проценты?» все отвечали: «Да, приходится».

А бухгалтер сказала ещё, что все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др.

  • Пенсионный фонд - 15,8 %;

  • Фонд социального страхования – 1,9%;

  • Фонд соц. страхования от несчастных случаев – 0,6%

  • Фонд федерального медицинского страхования - 1,2%;

  • Фонд регионального медицинского страхования - 1,1%.

Мед. работники рассказали, что проценты применяются и в медицине. Для обработки шприцов готовится 3% раствор самаровки (дезинфицирующее средство).

Например, на 100г воды берут 3г самаровки.

  • Для обработки инструментов берут 5% раствор самаровки.

  • 5 % раствор самаровки также готовится для использованной вакцины БЦЖ.

Люди каких профессий сталкиваются в своей деятельности с процентами

Таблица 3

Профессия

Использование процентов в работе

Бухгалтер

Для начисления зарплаты, налоговых вычетов.

Учитель

Вычисление качества знаний, успеваемости, степени обученности учеников.

Бизнесмен

Заполнение налоговых деклараций, подсчёт процента прибыли, производительности труда.

Банковский работник

При выдаче кредитов.

Продавец

Расчёт стоимости товара во время периода скидок, расчёт реального дохода от торговли, изменение товарооборота по сравнению с предыдущим периодом.

Повар

Для расчёта калорийности продукта, приготовлении блюд по рецепту.


Встреча с людьми различных профессий показала, что все они сталкиваются с процентами. Задачи, которые им приходится решать, очень похожи на задачи в учебниках математики.

Заключение

Всё что вокруг меняется,

В процентах измеряется.

Рост цен или инфляции

Увеличения доходов нации

Статистика на дорогах,

Запас мест в вагонах,

Доля качества в товарах,

Даже люди в погонах.
И рождаемость, и смертность,

И богатство, и бедность.

И красота, и нелепость,

Даже неоправданная смелость.
И счастливые браки,

И производственные браки,

И крепость в вине,

Даже яркость на луне.

Можно ещё перечислять,

И проценты вычислять.

Вывод один и тот же:

Без процентов жизнь на земле быть не может!


Данная тема имеет большое прикладное значение. В школьном курсе математики вводится и изучается процент, потребности учебного процесса требуют, чтобы мы умели решать простейшие задачи с процентами на уроках химии, физики, биологии, географии. Поэтому повышенное внимание к данной теме оправдано, и требует более глубокого изучения в школьном курсе математики.

Мы видим, что величина, выраженная в процентах, является более наглядной, яркой и понятной, её легко сравнивать и сопоставлять с другими значениями.

В данной работе я рассмотрела простейшие задачи на проценты. Эти задачи составляют только первую главу процентных вычислений. В старших классах я хочу познакомиться с простым и сложным процентным ростом, условия задач, связанные с начислением банковских процентов, т.к. думаю мне пригодиться это в жизни.

Встреча с людьми различных профессий показала, что все они сталкиваются с процентами. Задачи, которые им приходится решать, очень похожи на задачи в учебниках математики.

Теперь мы знаем, что в современном мире прожить без знаний процентов невозможно. Чтобы быть хорошими специалистами, уметь разбираться в большом потоке информации, необходимо знать проценты. Знания процентных вычислений необходимо использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни.



















Приложения

Приложение1








Приложение 2

Расходы за электроэнергию в моей семье после увеличения тарифа

Расходы

Июнь 2016г.

Июль 2016г.

Расход в месяц (Кв)

185

180

Тариф (руб/Кв)

1,80

1,93

Сколько заплатили (руб.)

333

347,4

Процент увеличения расходов

100*347,4:333≈104%

На 4% больше

















Список использованных источников информации:

  1. Апанасов П.Т. Сборник математических задач с практическим содержанием [Текст] : книга для учителя / П.Т. Апанасов, Н.П. Апанасов. – М.: Просвещение, 1987. – 214с.

  2. Дорофеев Г.В. Процентные вычисления [Текст]: учебно-метод. пособие / Г.В. Дорофеев, Е.А. Седова // М.: Дрофа, 2003. - 58 с.

  3. Истомина Н.Б. Математика [Текст]: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 208 с.

  4. Лаппо Л.Д. Математика ЕГЭ [Текст] / Л.Д. Лаппо, А.В. Морозов, М.А. Попов. - М.: Экзамен, 2005. – 62с.

  5. Мусорина Г. Процент – О! Мания! [Текст] : / Г. Мусорина // Математика. – 2007. - №14. – С. 6-12.

  6. Сурова Н. Проценты и семейная математика [Текст] / Н. Сурова // Математика. – 2009. - №12. – С. 35-36.

  7. Доронкина Н.Н Проект "Проценты в нашей жизни" [Электронный ресурс]. – URL: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/proiekt-protsienty-v-nashiei-zhizni (18 янв. 2017).

  8. Миняева Е. Е. Проценты в нашей жизни [Электронный ресурс]. – URL: http://урок.рф/library/protcenti_v_nashej_zhizni_165134.html (19 янв. 2017).

  9. Дремухина Д.А. Проект по математике на тему "Проценты в нашей жизни" (6 класс) [Электронный ресурс]. – URL:https://infourok.ru/proekt-po-matematike-na-temu-procenti-v-nashey-zhizni-klass-986108.html (19 янв. 2017)