Итоговая проверочная работа по спецкурсу «Художественная речь» 5 класс
Вариант 1.
В каком отрывке представлен текст, относящийся к художественной речи:
А) Всем лесозаготовкам до наступления пожароопасного периода произвести полную очистку
лесосек от порубочных остатков. Установить сроки сжигания порубочных остатков на
лесосеках весной – до момента схода снежного покрова.
Б) На перемене дети заспорили, кому убирать доску. Лена сказала:
Саша закричал:
- Ну, ещё чего! Пусть дежурные моют!
В) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге…
2. Что такое тропы?
А) Синтаксические средства выразительности: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др.
Б) Лексические средства выразительности: Метафора Эпитет Сравнение Олицетворение и др.
3. Выбрать риторический вопрос: А) Дашь мне почитать книгу? Б) Разве так можно поступать? В) Кто же сегодня опоздал? Г) Ты не видел Юру?
4. Найти предложение с риторическим обращением: А) Дети, быстро собирайтесь в школу! Б) Что вы, ветры, зашумели? В) Дайте, доктор, ему таблетку!
5. В каком стихотворении есть аллитерация?
А) Полночной порою в болотной тиши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши
Б) Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
6. Найти метафору: Равнодушен я стал к лачугам, И очажный (от слова очаг) огонь мне не мил, Даже
яблонь осеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.
А) очажный огонь Б) яблонь осеннюю вьюгу В) Равнодушен к лачугам
7. Найти метонимию: А) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул Б) А она за мною
мчится и кусает, как волчица. В) Зима. Мороз. Всё село коптит в небо белым дымом.
8. Найти синекдоху: А) Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел
Б) Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». В) Горит костёр рябины красной.
9. В каком отрывке есть эпитет: А) Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана Б) Змейкой
мчится по земле белая поземка В) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
10. Найти сравнение: А) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга Б) Отговорила
роща золотая березовым веселым языком В) Статные осины высоко лепечут над вами
11. Олицетворение – это: А) фигура, при которой характеристика одного предмета даётся через
сопоставление его с другим Б) средство выразительности, в основе которого лежит
противопоставление В) разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы
свойств живых существ.
12. Найти гиперболу: А) Я взял сто рублей у мамы Б) В сто сорок солнц закат пылал В) Под лежачий
камень вода не течёт.
13. Литота – это: А) употребление слова в переносном значении на основе количественной связи
между явлениями Б) чрезмерное преуменьшение В) противопоставление слов, предложений героев
14. Найти все средства выразительности в отрывках, записать рядом с номером ответа, через запятую:
А) Лишь в бурю, осенью, тревожно
Парк стонет громко, как больной,
Стряхнуть стараясь ужас сонный...
Старик! жить дважды невозможно.
Б) На волне колокольного звона
К нам плывет голубая весна
И на землю из божьего лона
Сыплет щедрой рукой семена.
Итоговая проверочная работа по спецкурсу «Художественная речь» 5 класс
Вариант 2.
В каком отрывке представлен текст, относящийся к художественной речи:
А) Речь – разновидность общения языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и
грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации.
Б) Полный месяц встал над лугом Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит. Бледный, бледный луг цветущий, Мрак ночной, по нём ползущий,
Отдыхает, спит.
В) Мой сосед, не старый еще мужчина с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо
спросил:
— А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
— Пленарное, — небрежно ответил сосед.
2. Что такое фигуры?
А) Синтаксические средства выразительности: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др.
Б) Лексические средства выразительности: Метафора Эпитет Сравнение Олицетворение и др.
3. Выбрать риторический вопрос: А) Как ты научился этому? Б) Ты будешь со мной дружить? В) О чём задумался, герой? Г) Разве так надо было поступить?
4. Найти предложение с риторическим обращением: А) Вы шумите, шумите надо мною, берёзы! Б) Оля, ты опять не готова к уроку? В) Вези быстрее нас, водитель!
5. В каком стихотворении есть ассонанс?
А) О, весна – без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю.
Б) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом
6. Найти метафору: Я вспоминаю, сердцем посветлев, Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны Продолжат свой тоскующий напев.
А) был взволнованный Б) тоскующий напев В) стихов серебряные струны
7. Найти метонимию: А) Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Б) 1)Ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет В) Что ищет он к стране далёкой? Что кинул он в краю родном.
8. Найти синекдоху: А) Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом
Б) С вечера всё спится, на дворе темно. Лист сухой валится и стучит в окно. В) В сто сорок солнц
закат пылал.
9. В каком отрывке есть эпитет: А) Статные осины высоко лепечут над вами Б) Осенний лес как терем
расписной. В) Зелёная травка пробивается сквозь снег.
10. Найти сравнение: А) Змейкой мчится по земле белая поземка Б) Статные осины высоко лепечут
над вами В) Близок локоть, да не укусишь.
11. Олицетворение – это: А) разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы
свойств живых существ. Б) фигура, при которой характеристика одного предмета даётся через
сопоставление его с другим В) средство выразительности, в основе которого лежит
противопоставление
12. Найти гиперболу: А) Перед нами расстилалась бескрайняя равнина Б) Подождите одну минуту, я
перезвоню В) Москва подписала договор с Парижем
13. Литота – это: А) употребление слова в переносном значении на основе количественной связи
между явлениями Б) противопоставление слов, предложений героев В) чрезмерное
преуменьшение
14. Найти все средства выразительности в отрывках, записать рядом с номером ответа, через запятую:
А) Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя. Н. Рыленков
Б) Отплескались ласковые взоры
Через пряжу золотых волос.
Ах, какие синие озера
Переплыть мне в жизни привелось!