СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная итоговая работа по спеукурсу "Выразительные средства языка"

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа»

Итоговая проверочная работа по спецкурсу «Художественная речь» 5 класс

Вариант 1.

  1. В каком отрывке представлен текст, относящийся к художественной речи:

А) Всем лесозаготовкам до наступления пожароопасного периода произвести полную очистку

лесосек от порубочных остатков. Установить сроки сжигания порубочных остатков на

лесосеках весной – до момента схода снежного покрова.

Б) На перемене дети заспорили, кому убирать доску. Лена сказала:

  • Пусть Саша убирает, он писал задачу!

Саша закричал:

- Ну, ещё чего! Пусть дежурные моют!

В) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге…

2. Что такое тропы?

А) Синтаксические средства выразительности: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др.

Б) Лексические средства выразительности: Метафора Эпитет Сравнение Олицетворение и др.

3. Выбрать риторический вопрос: А) Дашь мне почитать книгу? Б) Разве так можно поступать? В) Кто же сегодня опоздал? Г) Ты не видел Юру?

4. Найти предложение с риторическим обращением: А) Дети, быстро собирайтесь в школу! Б) Что вы, ветры, зашумели? В) Дайте, доктор, ему таблетку!

5. В каком стихотворении есть аллитерация?

А) Полночной порою в болотной тиши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши

Б) Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

6. Найти метафору: Равнодушен я стал к лачугам, И очажный (от слова очаг) огонь мне не мил, Даже

яблонь осеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.

А) очажный огонь Б) яблонь осеннюю вьюгу В) Равнодушен к лачугам

7. Найти метонимию: А) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул Б) А она за мною

мчится и кусает, как волчица. В) Зима. Мороз. Всё село коптит в небо белым дымом.

8. Найти синекдоху: А) Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел

Б) Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». В) Горит костёр рябины красной.

9. В каком отрывке есть эпитет: А) Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана Б) Змейкой

мчится по земле белая поземка В) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.

10. Найти сравнение: А) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга Б) Отговорила

роща золотая березовым веселым языком В) Статные осины высоко лепечут над вами

11. Олицетворение – это: А) фигура, при которой характеристика одного предмета даётся через

сопоставление его с другим Б) средство выразительности, в основе которого лежит

противопоставление В) разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы

свойств живых существ.

12. Найти гиперболу: А) Я взял сто рублей у мамы Б) В сто сорок солнц закат пылал В) Под лежачий

камень вода не течёт.

13. Литота – это: А) употребление слова в переносном значении на основе количественной связи

между явлениями Б) чрезмерное преуменьшение В) противопоставление слов, предложений героев

14. Найти все средства выразительности в отрывках, записать рядом с номером ответа, через запятую:

А) Лишь в бурю, осенью, тревожно

Парк стонет громко, как больной,

Стряхнуть стараясь ужас сонный...

Старик! жить дважды невозможно.

Б) На волне колокольного звона

К нам плывет голубая весна

И на землю из божьего лона

Сыплет щедрой рукой семена.




Итоговая проверочная работа по спецкурсу «Художественная речь» 5 класс

Вариант 2.

  1. В каком отрывке представлен текст, относящийся к художественной речи:

А) Речь – разновидность общения языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и

грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации.

Б) Полный месяц встал над лугом Неизменным дивным кругом,

Светит и молчит. Бледный, бледный луг цветущий, Мрак ночной, по нём ползущий,

Отдыхает, спит.

В) Мой сосед, не старый еще мужчина с бородой, наклонился к сво­ему соседу слева и вежливо

спросил:

— А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

— Пленарное, — небрежно ответил сосед.

2. Что такое фигуры?

А) Синтаксические средства выразительности: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение и др.

Б) Лексические средства выразительности: Метафора Эпитет Сравнение Олицетворение и др.

3. Выбрать риторический вопрос: А) Как ты научился этому? Б) Ты будешь со мной дружить? В) О чём задумался, герой? Г) Разве так надо было поступить?

4. Найти предложение с риторическим обращением: А) Вы шумите, шумите надо мною, берёзы! Б) Оля, ты опять не готова к уроку? В) Вези быстрее нас, водитель!

5. В каком стихотворении есть ассонанс?

А) О, весна – без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю.

Б) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом

6. Найти метафору: Я вспоминаю, сердцем посветлев, Какой я был взволнованный и юный!

И пусть стихов серебряные струны Продолжат свой тоскующий напев.

А) был взволнованный Б) тоскующий напев В) стихов серебряные струны

7. Найти метонимию: А) Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Б) 1)Ветер по морю гуляет

и кораблик подгоняет В) Что ищет он к стране далёкой? Что кинул он в краю родном.

8. Найти синекдоху: А) Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом

Б) С вечера всё спится, на дворе темно. Лист сухой валится и стучит в окно. В) В сто сорок солнц

закат пылал.

9. В каком отрывке есть эпитет: А) Статные осины высоко лепечут над вами Б) Осенний лес как терем

расписной. В) Зелёная травка пробивается сквозь снег.

10. Найти сравнение: А) Змейкой мчится по земле белая поземка Б) Статные осины высоко лепечут

над вами В) Близок локоть, да не укусишь.

11. Олицетворение – это: А) разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы

свойств живых существ. Б) фигура, при которой характеристика одного предмета даётся через

сопоставление его с другим В) средство выразительности, в основе которого лежит

противопоставление

12. Найти гиперболу: А) Перед нами расстилалась бескрайняя равнина Б) Подождите одну минуту, я

перезвоню В) Москва подписала договор с Парижем

13. Литота – это: А) употребление слова в переносном значении на основе количественной связи

между явлениями Б) противопоставление слов, предложений героев В) чрезмерное

преуменьшение

14. Найти все средства выразительности в отрывках, записать рядом с номером ответа, через запятую:

А) Всегда задумчива, скромна,

Как верба у ручья,

Моя родная сторона,

Смоленщина моя. Н. Рыленков

Б) Отплескались ласковые взоры

Через пряжу золотых волос.

Ах, какие синие озера

Переплыть мне в жизни привелось!