Задания по литературному чтению для определения оценки достижения планируемых результатов по итогам I полугодия 2012-2013 учебного года в 3—а, 3-б, 3-в классах МКОУ Кантемировский лицей
Текст для чтения.
Кошка Муська приходила в гости два раза в неделю. Угощали кошку молоком и рыбой.
Муська была убеждена, что она приходит на работу, а угощение считала заработной платой. Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом работала в ночную смену — сидела в углу коридорчика и слушала. И вот какая случилась оказия.
Бабушка покрасила жёлто-румяной краской - охрой – пол в комнате, покрасила белилами подоконник, чуточку приоткрыла окно и оставила в дверях щель, чтобы в комнате ходил ветерок.
Спать Ваня и бабушка легли в кухне, а Муська сидела в коридоре.
Ночью, сквозь сон, бабушка слышала, что Муська прыгнула и заворчала. Бабушка поняла, что Муська поймала мышонка. Но встать она поленилась.
По кошачьим правилам добычу надо было вынести на улицу. Муська почувствовала, что из дверей тянет холодок. Протиснулась в дверную щель, галопом проскакала по сырому окрашенному полу, прыгнула на подоконник. Здесь долго плясала, пока выбралась на улицу.
*Утром бабушка приоткрыла дверь в комнату и зашумела:
— Гляди-ка, Ваня, что натворила эта проказница Муська! Пол и подоконник своими лапищами разукрасила.
Бабушка бросила на пол полоску бумаги, Ваня подбежал к окну:
— Бабушка, а ведь красиво получилось! Точно цветочки красненькие.
— Я вам покажу цветочки, — ворчала бабушка. — Пусть только Муська явится, я её проучу за эти цветочки!
Муська вернулась вечером за угощением. Бабушка поставила ей под нос молоко и рыбу, но пока Муська ела, бабушка делала ей строгий выговор:
— Запомни, Муська, пословицу: «Одно дело делаешь, другого не порть». Ты сделала важное дело — поймала мышь, но и я сделала дело — покрасила пол. Ты моё дело испортила.
Б. Шергин
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Планируемый результат: осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный); определять главную мысль и героев произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять последовательность событий; задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• выявлять специфику различных видов текстов;
• демонстрировать понимание прочитанного или прослушанного текста, определяя главную мысль и героев произведения, отвечая на вопросы по содержанию произведения, определяя последовательность событий;
• задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.
Примеры заданий
Умение: выявлять специфику различных видов текстов.
Задание 1 базового уровня:
Прочитай текст .
Задание 2 базового уровня:
Определи, какой это текст. Отметь ответ ?.
Научно-популярный; художественный; учебный; справочный
Образец правильного ответа: художественный
Задание 3 базового уровня:
Озаглавь прочитанный текст.
Ответ:_____________________________________________________________
Описание правильного ответа: Проказница Муська
Умения: демонстрировать понимание прочитанного или прослушанного текста, определяя главную мысль и героев произведения, отвечая на вопросы по содержанию произведения, определяя последовательность событий.
Задание 4 базового уровня:
Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, как понимала свои обязанности кошка Муська.
Описание правильного ответа: Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши.
Задание 5 базового уровня:
Восстанови последовательность событий. Расставь цифры от 1 до 6 в том порядке, в котором происходили события в тексте. Первое событие уже отмечено.
__1_Бабушка покрасила в комнате пол и подоконник.
__Муська поймала мышонка.
__Бабушка и Ваня легли спать.
__Муська по окрашенному полу выбралась на улицу.
__Бабушка сделала Муське строгий выговор.
__Бабушка и Ваня увидели, что натворила Муська.
Описание правильного ответа: 1, 3, 2, 4, 6, 5.
Задание 6 повышенного уровня
Отметь ? предложения, в которых говорится о поведении, характерном не только для кошки Муськи, но и для других кошек.
___Кошка Муська приходила в гости два раза в неделю.
___Кошка Муська любила угощаться молоком и рыбой.
___Кошка Муська работала — ловила мышей.
___Кошка Муська свою добычу — пойманную мышь — выносила на улицу.
___Кошка Муська долго плясала на свежеокрашенном подоконнике.
Описание правильного ответа: 2, 3
Задание 7 базового уровня
Отметь ? абзац, в котором участвуют главные герои.
Муська была убеждена, что она приходит на работу, а угощение считала заработной платой. Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом работала в ночную смену — сидела в углу коридорчика и слушала.
Утром бабушка приоткрыла дверь в комнату и зашумела:
— Гляди-ка, Ваня, что натворила эта проказница Муська!
Муська вернулась вечером за угощением. Бабушка поставила ей под нос молоко и рыбу, но пока Муська ела, бабушка делала ей строгий выговор.
Описание правильного ответа: 2 абзац
Умение: задавать вопросы по прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.
Задание 8 повышенного уровня:
Напиши вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:
Кто___________________________________________________________
Почему____________________________________________________________
Что_______________________________________________________________
Описание правильного ответа:
Кто такая Муська?
Почему бабушка отчитывала Муську?
Что сказала бабушка?
Примечание: вопросы, предложенные ребенком могут отличаться от приведенных.
Умение: определять главный смысл произведения
Задание 9 базового уровня
Выпиши из текста пословицу, в которой заключается основной смысл произведения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание правильного ответа: Одно дело делаешь, другого не порть.
Задание 10 базового уровня
Умение: определять героев произведения
Напиши имена главных героев.
___________________________________________________________________________
Описание правильного ответа: бабушка, Ваня, кошка Муська
Умение: находить в тексте требуемую информацию
Задание 11 базового уровня
Как Ваня оценил проделки Муськи? Выпиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание правильного ответа: — Бабушка, а ведь красиво получилось! Точно цветочки красненькие.
Раздел «Творческая деятельность»
Планируемый результат: читать по ролям литературное произведение.
Умение: определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя, и воспроизводить ее при чтении вслух.
Задание 12 базового уровня:
Прочитай про себя приведённый ниже отрывок из произведения Б. Шергина, найди и подчеркни слово, которое показывает, с каким настроением надо читать слова героя.
«— Я вам покажу цветочки, — ворчала бабушка. — Пусть только Муська явится, я её проучу за эти цветочки!»
Прочитай этот отрывок выразительно вслух.
Описание правильного ответа: ворчала
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Планируемый результат: сравнивать, сопоставлять, делать
элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
• определять жанр литературного произведения;
• определять тематику литературного произведения;
• объединять произведения по разным основаниям (жанру, тематике, автору).
Примеры заданий
Умение: определять жанр литературного произведения.
Задание 13 базового уровня:
Как правильно назвать прочитанный тобой текст? Отметь ответ ?.
сказка; рассказ; стихотворение; басня.
Описание правильного ответа: рассказ
Умение: определять тематику литературного произведения.
Задание14 базового уровня:
К какой теме можно отнести прочитанный тобой текст? Отметь ответ ? .
о животных; о людях; о добре и зле; о труде.
Описание правильного ответа: о труде или о животных
Задание 15 повышенного уровня:
Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося к тому же жанру, что и прочитанный текст.
Ответ._____________________________________________________________