В данной статье раскрываются познавательные процессы младшего школьного возраста (десяти-одиннадцати лет). Как помочь ребёнку быть успешным, что значит уметь учиться, работа с текстом, какими умениями должен обладать ученик на выходе из начальной школы,
Просмотр содержимого документа
«Психологические способности.»
Психологические особенности четвероклассников (9-10 лет).
(Познавательные процессы)

К четвёртому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребёнка к её выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.
…приду домой и сделаю уроки.
…отдохну, а потом за уроки.
…легко и быстро справлюсь.
…начну, пожалуй, с трудных
… что тут самое лёгкое?
… посмотрю, что у сестры в тетради, а уроки не убегут
Индивидуальный стиль работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных задач, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приёмами учебной работы означает, что школьник приобрёл умение учиться он способен качественно усваивать предлагаемые знания, самостоятельно ставить цели, планировать учебную деятельность, на этапе рефлексии оценить свои умения и д. п.
Общие умения для успешного обучения
Слушать учителя.
Выделять главную мысль сообщения.
Связно пересказывать содержание текста.
Отвечать на вопросы к тексту.
Ставить вопросы к тексту.
Делать содержательные выводы на основе полученной информации.
Письменно выражать свою мысль.
Привлекать дополнительные источники информации.
Адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности:
Умение сравнивать и находить общее и различие
Умение выделять главное
Отличать существенное от несущественного
Делать логические заключения и выводы
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объём учебной нагрузки в значительной степени дозирован.
Начальная школа:
…повторение – мать учения.
5 класс:
… столько нельзя выучить, здесь надо что- то другое


Необходимо учить
работать с
учебным текстом.
Навык связного пересказа необязательно развивать только на учебном материале, можно рассказать содержание прочитанной книги, увиденного фильма, описать события прошедшего дня и пр.
