СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические основы современного урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь учителю в подготовке к педагогическому совету по предложенной теме

Просмотр содержимого документа
«Психологические основы современного урока»

Психологические основы современного урока

Современный урок - это урок, направленный на реализацию требований ФГОС, а также соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника. Для достижения поставленных целей необходимо создать на уроке комфортную обстановку для познания и усвоения предложенного учителем учебного материала, а следовательно, надо знать психологические требования к современному уроку.

Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

    • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

    • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

    • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.Особенности самоорганизации учителя:

    • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

    • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

    • педагогический такт (случаи проявления);

    • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).


Организация познавательной деятельности учащихся:

1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

    • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

    • использование установок в форме убеждения, внушения;

    • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;



    • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 1

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

    • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

    • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

    • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

    • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

    • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы:

    • формирование навыков путем упражнений;

    • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.


Учет возрастных особенностей учащихся:


  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.


Психологический климат современного урока

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважения к личному достоинству и обучающихся, и обучаемых.


Психологический анализ урока

1.Настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии.

2. Развитие внимания.

3.Развитие и тренировка памяти учащихся.

4.Развитие мышления учащихся.

5.Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7.Психологическое состояние учащихся перед уроком и в ходе его.

8.Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и коллектива в целом.

9.Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом. 2