Психологический анализ урока.
Дата____________________ Предмет___________________
Ф.И.О. учителя_____________________________________ Класс____________
Тема урока_________________________________________________________
Показатели реализации психологического потенциала урока. | Оценка | Примечание |
1.Развитие внимания | | |
Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке. | | |
На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания. | | |
Изложение учебного материала(образность, эмоциональность, смена интонации, новизна речевой формы) способствовало поддержанию интереса на уроке. | | |
Темп ведения урока способствовал поддерживанию внимания на уроке. | | |
Смена видов деятельности способствовало сосредоточению внимания учеников. | | |
На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания учащихся. | | |
2. Развитие памяти | | |
На уроке использовались возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной) | | |
На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти уч-ся, использовались сочетание видов памяти. | | |
3.Организация мыслительной деятельности. | | |
Цель и задачи урока способствовали развитию умственной деятельности уч-ся. | | |
На уроке формировались навыки самоконтроля самооценки мыслительной деятельности уч-сz | | |
На уроке имело место различные виды мышления (практически-действительное, наглядно-образное, словесно-логическое) | | |
Мыслительная деятельность уч-ся способствовало росту их интеллектуального уровня. | | |
Учитель формировал у учащихся умение выделять главное в учебном материале. | | |
На уроке учитывались индивидуальные и интеллектуальные особенности уч-ся | | |
На уроке использовались проблемные задания. | | |
На уроке была создана творческая атмосфера | | |
4.Нравственное значение урока | | |
Взаимодействие учителя и ученика на уроке доброжелательное | | |
Учитель развивает у учеников установку на сотрудничество и взаимопонимание | | |
На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера | | |
На уроке осуществлялся личностно ориентированный подход | | |
Оборудование, оснащение, эстетическое оформление урока способствовало воспитанию культуры труда. | | |
5. Гигиеническая оценка урока | | |
Учитель эффективно использовал наиболее продуктивное время урока. | | |
Поведение уч-ся на уроке соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры. | | |
Работе уч-ся на уроке не мешали дополнительные раздражители. | | |
Классная комната соответствовала гигиеническим нормам (класс проветрен, достаточно освещен, мебель соответствует росту учеников). | | |
Общая оценка урока | | |
Ознакомлен - Учитель: _______________________ Педагог- психолог: Богатырева С.И. _______________
Психологический анализ урока.
Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опытных педагогов с точки зрения того, как он помогает созданию условий для эффективной умственной деятельности, развитию внимания, памяти и т. д.
В целом при психологическом анализе урока следует выделить три основных звена: психология учителя (деятельность, ум, речь, эрудиция, эмоциональность, поведение, отношение к детям)Психология учения
(деятельности детей) и эмоциональная связь между учителем и учащимися.
Психологический анализ включает в себя следующие элементы:
- характеристику познавательных процессов: восприятия, осмысления,
закрепления, внимания, памяти, мышления.
- характеристику качества усвоения знаний: работу над понятиями,
выделение главного, усвоение теории и его связь с практикой,
формирование убеждений, точность знаний,
- характеристику интеллектуальной атмосферы урока: насколько правильно
побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся, как развивались
познавательные интересы, удовлетворялась любознательность, ставились и
решались познавательные проблемы, как использовались коллективные
формы труда, умение думать вместе, спорить, доказывать и т. д.
- характеристику эмоциональной атмосферы урока : каким было настроение
учащихся, как поддерживалось мажорный тон урока, как обеспечивались
положительные эмоции для воспитания интереса к учению, формирование
ответственности за свою работу, насколько заинтересован, влюблен в свою
работу учитель, как эмоциональность урока влияло на работоспособность
учащихся;
- характеристику развития учащихся в процессе обучения : какие умения и
навыки были ими приобретены или закреплены, какие познавательные силы
и способности при этом развивались, какие нравственные качества
воспитывались (в первую очередь ответственность, трудолюбие, воля).
Такой психологический анализ урока сложен и требует постепенного внедрения в практику: сначала анализ посвящен характеристике познавательных интересов, потом качеству усвоения знаний, затем характеристике познавательной атмосферы урока и т. д.