ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат № 23»
Доклад на тему:
«Психологическое насилие в процессе взаимодействия»
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
В.С.Полуэктова
г. Белгород, 2018 г.
Психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Учёные доказали, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Психологическое насилие заключается главным образом в воздействии на психику определенного человека, для того, чтобы в дальнейшем сломить его силу воли в принятии решений, установить контроль над его действиями или лишить собственных взглядов и интересов.
Распознать психологическое насилие бывает не просто, так как оно не имеет определенных физических последствий, которые можно предъявить в полиции или в суде. Часто бывает так, что эмоциональная агрессия является дополнением к проявлению других видов насилия, но иногда она существует изолированно или выражается в изощренной, скрытой форме.
Признаки психологического насилия, с которыми сталкивается большинство пострадавших:
Страх или тревога, которые часто кажутся безосновательными.
Чувство бессилия, тупика и растерянности, безысходность.
Чувство вины и стыда, ощущение собственной никчемности, неполноценности.
Особенно ярко эти симптомы проявляются у тех, кто пережил опыт насилия в детском и подростковом возрасте. Даже после того, как контакт с агрессором прекратился, человек все еще имеет дело с последствиями психологического насилия и переживает неприятные состояния.
В условиях образовательной среды (школы), можно выделить такие признаки ПН как:
угрозы в адрес обучающегося;
преднамеренная изоляция обучающегося;
предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
оскорбление и унижение достоинства;
систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
постоянная негативная характеристика обучающегося;
демонстративно негативное отношение к обучающемуся.
Психологическое насилие в схеме «ученик-ученик» может проявляться в виде насмешек, присвоения кличек, замечаний и необъективных оценок, унижения в присутствии других детей или взрослых, в отказе от общения с жертвой насилия
Потенциальными жертвами ПН могут становиться дети:
имеющие физические недостатки
особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;
особенности внешности неразвитые социальные навыки;страх перед школой;
отсутствие опыта жизни в коллективе;
болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
низкий интеллект и трудности в обучении.
Потенциальная склонность к насилию может проявиться при следующих факторах:
Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), могу быть склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.
Неполные семьи (есть мнение девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик). Например семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами»
Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети.
Кроме того, низкая успеваемость является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
Кроме психологического насилия в схеме «ученик-ученик» возможно его проявление в схеме «учитель-ученик», которое вызывается следующими причинами:
исторические предпосылки: механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания , традиционных для прошлых лет;
психологическая неустойчивость педагогов, плохой микроклимат в учительском коллективе;
профессиональная несостоятельность , выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение.
В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения – детям.
Факты психологического насилия в образовательных учреждениях встречаются и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.
Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы.
Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.
Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и ПТСР. Насилие вовсе не «закаляет характер» и не делает нас сильней — чаще просто травмирует психику.
Последствия ПН.
Как утверждают психологи, испытанное ребёнком насилие оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребёнок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом.
Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия .
Длительное психологическое насилие сказывается на Я - ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
Психологическое насилие в детско-родительских отношениях.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие (родителей, опекунов, других взрослых) на человека (ребенка), приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
Психологическим насилием в семье является: отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка; оскорбление или унижение его человеческого достоинства; угрозы в адрес ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству; предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, обвинение в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка. Категории отношений между родителями и ребёнком, которые относятся к психологическому насилию: Эмоциональная отгороженность Враждебное отношение Непоследовательность Неумение признать Неумение развивать
Различные формы психического насилия в семье вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от этого вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, психическое насилие вызывают существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться много лет спустя в подростковом возрасте. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми.
Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми в семье являются:
·отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
·агрессивность;
·импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
·низкая самооценка и повышенная тревожность;
·неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
·трудности в общении со сверстниками
К сожалению, психологическое насилие в семье встречается очень часто, но самое страшное, что не все дети понимают, что над ними издеваются, считая оскорбления и унижения нормой.
Профилактика П.Н.:
При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления:
работа с потенциальными агрессорами;
работа с потенциальными жертвами;
деятельность по формированию психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.
Для предотвращения П.Н. необходима:
организация помощи детям, пострадавшим от психологического насилия;
выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведениясоздание системы профилактики - мер по снижению вероятности проявления П.Н. в учебных заведениях (тестирование педагогов, детей для выявления групп риска; работа с группами риска; );
система мер по укреплению психического здоровья учителей;
формирование системы мер направленной на правовую защиту и понимание своих прав учащимися и учителями.
В систему мер по предотвращению П.Н. должны входить элементы:
диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;
консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;
консультативно-коррекционная работа с детьми;
информационно-образовательная работа с детьми;
мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества диагностику состояния проблемы направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.
Литература
1.Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопастность образовательной среды: развитие личности. СПб, 2011, 272 с.
2.Волков Е. Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие Журнал практического психолога, 2002, № 6. - С. 183-199.
3.Егоров А.Ю., Фрейдман О.Г. Психологическое насилие и развитие личности. СПб. 2003, с.68
4.Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. - С. 182-187.
http://www.myshared.ru/slide/121237/ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА» Косогорова Наталья Ильинична, социальный педагог МКОУ «СОШ 12» 14 марта 2012 год"