Доклад
Психологическое сопровождение как технология специальной психологической помощи
Введение.
Технология психологического сопровождения
Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии
Психологическая поддержка Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ Заключение
Список литературы
Введение
Проведенный современными авторами анализ позволяет утверждать, что в современных условиях гуманизации образования выросла объективная потребность в формировании новой отросли теоретического знания и практической деятельности – отрасли сопровождения процессов развития.
Возникновение теории и практики сопровождения, по мнению Е. И. Казаковой, обусловлено: общим пониманием процесса развития как процесса решения личностью (или сообществом) тех или иных проблемных ситуаций (преодоления противоречий, выступающих движущей силой процесса развития); выделением в качестве значимого понятия – понятия саморазвития, трактуемого как фундаментальная способность субъекта становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования; констатации в качестве объективной реальности множественных проблемных ситуаций, характеризуемым действием позитивных и негативных факторов, влияющих на развитие; определением роли самостоятельной активности субъекта развития как основного условия оказания помощи в предупреждении и преодолении проблем. В работах специалистов в настоящее время выделяются три основных вида сопровождения: ·
предупреждение возникновения проблемы;
обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе разрешения проблемной ситуации; ·
экстренная помощь в кризисной ситуации.
Технология психологического сопровождения
В некоторых источниках выделяются индивидуально-ориентированное и системно-ориентированное сопровождение. Индивидуально-ориентированное направлено на решение конкретных проблем личности (или системы), системно-ориентированное сопровождение предназначено для предупреждения проблем или решения проблем, характерных для большой группы людей или систем. Таким образом, субъектом сопровождения может выступать как отдельный человек, так и целая образовательная система. Основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условие развития. Развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Отличие сопровождения от других видов помощи связано с его направленностью на раскрытие внутреннего потенциала системы, активизации его внутренних ресурсов по решению проблем. Под сопровождением понимается специальный вид помощи субъекту, направленный на предупреждение и преодоление проблем его развития, а также создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуация жизненного выбора – это множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых человек определяет для себя путь развития. Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого можно выделить несколько этапов: · диагностика сущности возникшей проблемы; · информация о проблеме и путях ее решения; · обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выработка плана решения проблемы; · первичная помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения являются: · право человека на свободный выбор своего пути развития; · индивидуальный подход; · запрет на проектирование результата; · принцип реальности, предполагающий принятие жизни во всей полноте; · ответственность субъекта за принятие решения; · приоритет интересов сопровождаемого; · непрерывность сопровождения; · принцип реальности (психолог не берет на себя задачи переделать клиента, он содействует в преодолении затруднений, создает условия для смысловой переработки проблемы и помогает человеку открыть внутренние ресурсы для того, чтобы стать автором своей жизни). В основе системы психологического сопровождения должна лежать теоретическая модель, представляющая собой единство концептуальных положений и используемых психотехнологий, сориентированная на содержание проблем не только образования, но и профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности целесообразно учитывать индивидуальные особенности личности при постановке профессиональных задач. Для этого разрабатывается психологическое сопровождение, которое должно базироваться на углубленной и разносторонней психодиагностике и составление по ее результатам индивидуальных программ обучения и развития. Учет индивидуальных особенностей позволяет оптимизировать профессиональную деятельность, помогает в выработке индивидуального стиля деятельности. Психологическое сопровождение инновационной деятельности предполагает несколько этапов. Один из них – вхождение группы (субъекта) в инновационную деятельность, создание эффективной команды. Как известно, развитие группового вида деятельности характеризуется следующими параметрами: · наличием общих целей и совместной работы по продвижению к ним; · доверием и уважением участников друг к другу; · взаимной поддержкой участников; · принятием участниками ответственности за свою работу в группе; · сочетанием внутренней сплоченности и ее открытости внешнему миру; · установление гласных и негласных правил, способствующих эффективной работе группы; · выработкой оптимального рабочего ритма; · отношением участников к удачам и неудачам, преодолением ошибок для дальнейшего продвижения вперед. Поведение ведущего является для участников группы образцом. От того, как работает руководитель, с какими собственными проблемами он пришел, зависит психологический настрой в группе. Существует ряд правил, которыми, целесообразно руководствоваться при организации групповой работы.
Правило 1. «Мы вместе, я и группа, группа и я, нам интересно!»
Правило 2. «Я принимаю всех, всех замечаю, они мне помогают, а я помогаю им».
Правило 3. «Есть разные группы: «доверчивые» и «осторожные», «открытые» и «закрытые». Я знаю – вместе мы – сила».
Правило 4. Многообразие позиций возможно и все должно быть направлено на конструктив.
Правило 5. «Умение вести себя нестандартно – одно из важнейщих для человека». Задача ведущего – помочь группе эффективно использовать имеющиеся у нее ресурсы.
Эффективность групповой работы повышается, если ведущий сам проявляет живой интерес и воспринимает свое вмешательство как увлекательную игру, в которой каждый может чему-то научиться. Полезно видоизменять знакомые упражнения и вносить что-то новое, чтобы и у группы и у ведущего сохранялся живой интерес к происходящему. Очень хорошо, если участники время от времени отклоняют предложения ведущего, тем самым, беря на себя больше ответственности. Успешная работа в группе – скорее искусство, чем наука.
Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии.
Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционные занятиями.
Эффективность психологической помощи во многом зависит от влияния на социально-психологическая среда, в котором находится ребенок с проблемами в развитии. Это влияние успешно осуществляется в виде психологического сопровождения, интенсивно внедряется в систему психологической помощи в последние десятилетия.
Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии рассматривается как деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапий евтичних у языков, способствующих успешной адаптации детей, их реабилитации и личностном становлении в социум.
По определению ИЛ Мамайчук (2001), сопровождение - это целостная деятельность психолога, заключается в
- систематическом отслеживании клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
- создании социально-психологических условий с целью эффективного психического развития детей в социуме;
- систематической психологической помощи детям с нарушениями в развитии - консультировании, психокоррекции, психологической поддержке;
- систематической психологической помощи родителям детей и подростков с проблемами в развитии;
- организации жизнедеятельности ребенка с нарушениями в развитии в социуме с учетом психических и физических возможностей
Рассмотрим основные этапы процесса психологического сопровождения
Подготовительный этап включает решение следующих задач:
- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
- определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
- подготовка необходимой документации;
- составление графика работы
Задача ориентировочного этапа заключаются в
- установлении контакта с родителями и родственниками ребенка;
- установлении контакта с группой, которую посещает ребенок, а если сопровождение ребенка осуществляется в пределах школы или детского сада, - то с классным руководителем или воспитателем;
- ознакомлении специалистов по результатам психологического обследования;
- совместном обсуждении с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка
Этап планирования предусматривает:
- создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;
- утверждение этой программы всеми специалистами, работающими с ребенком
Следует отметить, что составление программы сопровождения возможно только после тщательного клинико-психологического и психолого-педагогического диагностирования ребенка.
На заключительном этапе происходит обсуждение со специалистами эффективности осуществления работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка.
Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение - это:
1) один из видов социального \"патронажа\" как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб;
2) интегративная технология, суть которой состоит в создании условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности в результате эффективного выполнения отдельным человеком или всей р семьей основных функций
3) процесс особого вида бытовых отношений между тем, кто сопровождает, и тем, кто нуждается в помощи.
Психологическая поддержка.
Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическая поддержка
Психологическая поддержка различается в зависимости от объекта, на который она направлена, и представлена двумя главными направлениями: психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и психологическая поддержка собственно детей и подростки.
Психологическая поддержка родителей - система мероприятий, направленных:
- на уменьшение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка;
- поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;
- формирование у родителей адекватного отношения к проблемам ребенка;
- поддержание адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания
Процесс реализации психологической поддержки родителей длительный и требует обязательного комплексного подхода, предусматривающего участие не только специалиста-психолога, но и всех других специалистов, сопровождающих: педагога-дефектолога, врача, логопеда, социального работника и др. Но главную роль в этом процессе играет специальный психолог. Именно он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии, в зависимости от имеющихся проблем у ребенка и его семьи.
Основным психотехнические приемы психологической поддержки считается родительский семинар.
Главная задача родительского семинара заключается в расширении знаний родителей о психологических особенностях их детей, психологию воспитания и психологию семейных отношений. Кроме того, на семинарах увеличивается не только осведомленность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблеме ребенка и задач ее воспитания.
Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимосвязи, но и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах семьи и ребенка
Следовательно, психологическая поддержка - это важное звено в системе психологической помощи родителям детей с проблемами в развитии Основной целью такой поддержки является повышение сенситивности родителей к проблеме, уменьшение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка, формирование у них адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка, оптимизации их педагогического потенциалу.
Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимосвязи родителей и других членов семьи ребенка Нужно, чтобы процесс психологической поддержки был непрерывным, комплексным и выдвигал требования к личности специалиста-психолога.
Следовательно, одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция, основная цель которой - гармонизация личностного и интеллектуального потенциала младенцев ни, исправление нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, что обусловлено как внутренней спецификой психического дизонтогенеза, так и внешними воздействиям.
С целью эффективной психологической коррекции детей с проблемами в развитии важно учитывать сложную системно-структурную и онтогенетической модели их психического дизонтогенеза
Именно это и позволяет разработать дифференциальные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта
Особое значение в эффективности психологической коррекции имеет семья ребенка с проблемами в развитии, что требует обязательного включения в психокоррекционных комплекс семейной психокоррекции, направленной на а гармонизации семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.
Различные теоретические подходы к проблеме психологической коррекции, разработанные в зарубежной и отечественной психологии, способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует заметить, что во время разработки психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельные теоретические направления, а использовать различные способы психологических воздействий основанные на многочисленных теоретических устремлениях Разработка отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, определяются степенью проявления проблем у ребенка и ее родителей.
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ . Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку обучаться дальше.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ.
· определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;
· прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
· реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации:
· создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;
· выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
· диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
· определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
· разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
· создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.
Направления работы педагога-психолога в начальной школе:
· комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
· выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
· реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
· Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
· проведение дифференцированной диагностики учащихся с рекомендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;
· участие в ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
· составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
· взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, дефектологами, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
· знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
· проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
· осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;
· консультирование родителей по их запросам;
· осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения.
При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу педагогом – психологом подробно изучаются данные его анамнеза и особенностей раннего развития.
В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.
С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.
Заключение.
Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.
Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.
Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
Список литературы:
1. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008