СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение как технология специальной психологической помощи

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В настоящее время выделяются три основных вида сопровождения: ·

v предупреждение возникновения проблемы; 

v обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе разрешения проблемной ситуации; ·

v экстренная помощь в кризисной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение как технология специальной психологической помощи»



Доклад







Психологическое сопровождение как технология специальной психологической помощи















Введение.

  1. Технология психологического сопровождения

  2. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии

  3. Психологическая поддержка
  4. Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  5. Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ
  6. Заключение

  7. Список литературы



















Введение

Проведенный современными авторами анализ позволяет утверждать, что в современных условиях гуманизации образования выросла объективная потребность в формировании новой отросли теоретического знания и практической деятельности – отрасли сопровождения процессов развития.

Возникновение теории и практики сопровождения, по мнению Е. И. Казаковой, обусловлено: общим пониманием процесса развития как процесса решения личностью (или сообществом) тех или иных проблемных ситуаций (преодоления противоречий, выступающих движущей силой процесса развития); выделением в качестве значимого понятия – понятия саморазвития, трактуемого как фундаментальная способность субъекта становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования; констатации в качестве объективной реальности множественных проблемных ситуаций, характеризуемым действием позитивных и негативных факторов, влияющих на развитие; определением роли самостоятельной активности субъекта развития как основного условия оказания помощи в предупреждении и преодолении проблем. В работах специалистов в настоящее время выделяются три основных вида сопровождения: ·

  • предупреждение возникновения проблемы;

  • обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе разрешения проблемной ситуации; ·

  • экстренная помощь в кризисной ситуации.






  1. Технология психологического сопровождения


В некоторых источниках выделяются индивидуально-ориентированное и системно-ориентированное сопровождение. Индивидуально-ориентированное направлено на решение конкретных проблем личности (или системы), системно-ориентированное сопровождение предназначено для предупреждения проблем или решения проблем, характерных для большой группы людей или систем. Таким образом, субъектом сопровождения может выступать как отдельный человек, так и целая образовательная система. Основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условие развития. Развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Отличие сопровождения от других видов помощи связано с его направленностью на раскрытие внутреннего потенциала системы, активизации его внутренних ресурсов по решению проблем. Под сопровождением понимается специальный вид помощи субъекту, направленный на предупреждение и преодоление проблем его развития, а также создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ситуация жизненного выбора – это множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых человек определяет для себя путь развития. Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого можно выделить несколько этапов: · диагностика сущности возникшей проблемы; · информация о проблеме и путях ее решения; · обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выработка плана решения проблемы; · первичная помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения являются: · право человека на свободный выбор своего пути развития; · индивидуальный подход; · запрет на проектирование результата; · принцип реальности, предполагающий принятие жизни во всей полноте; · ответственность субъекта за принятие решения; · приоритет интересов сопровождаемого; · непрерывность сопровождения; · принцип реальности (психолог не берет на себя задачи переделать клиента, он содействует в преодолении затруднений, создает условия для смысловой переработки проблемы и помогает человеку открыть внутренние ресурсы для того, чтобы стать автором своей жизни). В основе системы психологического сопровождения должна лежать теоретическая модель, представляющая собой единство концептуальных положений и используемых психотехнологий, сориентированная на содержание проблем не только образования, но и профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности целесообразно учитывать индивидуальные особенности личности при постановке профессиональных задач. Для этого разрабатывается психологическое сопровождение, которое должно базироваться на углубленной и разносторонней психодиагностике и составление по ее результатам индивидуальных программ обучения и развития. Учет индивидуальных особенностей позволяет оптимизировать профессиональную деятельность, помогает в выработке индивидуального стиля деятельности. Психологическое сопровождение инновационной деятельности предполагает несколько этапов. Один из них – вхождение группы (субъекта) в инновационную деятельность, создание эффективной команды. Как известно, развитие группового вида деятельности характеризуется следующими параметрами: · наличием общих целей и совместной работы по продвижению к ним; · доверием и уважением участников друг к другу; · взаимной поддержкой участников; · принятием участниками ответственности за свою работу в группе; · сочетанием внутренней сплоченности и ее открытости внешнему миру; · установление гласных и негласных правил, способствующих эффективной работе группы; · выработкой оптимального рабочего ритма; · отношением участников к удачам и неудачам, преодолением ошибок для дальнейшего продвижения вперед. Поведение ведущего является для участников группы образцом. От того, как работает руководитель, с какими собственными проблемами он пришел, зависит психологический настрой в группе. Существует ряд правил, которыми, целесообразно руководствоваться при организации групповой работы.

  • Правило 1. «Мы вместе, я и группа, группа и я, нам интересно!»

  • Правило 2. «Я принимаю всех, всех замечаю, они мне помогают, а я помогаю им».

  • Правило 3. «Есть разные группы: «доверчивые» и «осторожные», «открытые» и «закрытые». Я знаю – вместе мы – сила».

  • Правило 4. Многообразие позиций возможно и все должно быть направлено на конструктив.

  • Правило 5. «Умение вести себя нестандартно – одно из важнейщих для человека». Задача ведущего – помочь группе эффективно использовать имеющиеся у нее ресурсы.

Эффективность групповой работы повышается, если ведущий сам проявляет живой интерес и воспринимает свое вмешательство как увлекательную игру, в которой каждый может чему-то научиться. Полезно видоизменять знакомые упражнения и вносить что-то новое, чтобы и у группы и у ведущего сохранялся живой интерес к происходящему. Очень хорошо, если участники время от времени отклоняют предложения ведущего, тем самым, беря на себя больше ответственности. Успешная работа в группе – скорее искусство, чем наука.



  1. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии.

Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционные занятиями.

Эффективность психологической помощи во многом зависит от влияния на социально-психологическая среда, в котором находится ребенок с проблемами в развитии. Это влияние успешно осуществляется в виде психологического сопровождения, интенсивно внедряется в систему психологической помощи в последние десятилетия.

Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии рассматривается как деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапий евтичних у языков, способствующих успешной адаптации детей, их реабилитации и личностном становлении в социум.

По определению ИЛ Мамайчук (2001), сопровождение - это целостная деятельность психолога, заключается в

- систематическом отслеживании клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

- создании социально-психологических условий с целью эффективного психического развития детей в социуме;

- систематической психологической помощи детям с нарушениями в развитии - консультировании, психокоррекции, психологической поддержке;

- систематической психологической помощи родителям детей и подростков с проблемами в развитии;

- организации жизнедеятельности ребенка с нарушениями в развитии в социуме с учетом психических и физических возможностей

Рассмотрим основные этапы процесса психологического сопровождения

Подготовительный этап включает решение следующих задач:

- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;

- подготовка необходимой документации;

- составление графика работы

Задача ориентировочного этапа заключаются в

- установлении контакта с родителями и родственниками ребенка;

- установлении контакта с группой, которую посещает ребенок, а если сопровождение ребенка осуществляется в пределах школы или детского сада, - то с классным руководителем или воспитателем;

- ознакомлении специалистов по результатам психологического обследования;

- совместном обсуждении с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка

Этап планирования предусматривает:

- создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;

- утверждение этой программы всеми специалистами, работающими с ребенком

Следует отметить, что составление программы сопровождения возможно только после тщательного клинико-психологического и психолого-педагогического диагностирования ребенка.

На заключительном этапе происходит обсуждение со специалистами эффективности осуществления работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка.

Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение - это:

1) один из видов социального \"патронажа\" как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб;

2) интегративная технология, суть которой состоит в создании условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности в результате эффективного выполнения отдельным человеком или всей р семьей основных функций

3) процесс особого вида бытовых отношений между тем, кто сопровождает, и тем, кто нуждается в помощи.



  1. Психологическая поддержка.



Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическая поддержка

Психологическая поддержка различается в зависимости от объекта, на который она направлена, и представлена двумя главными направлениями: психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и психологическая поддержка собственно детей и подростки.

Психологическая поддержка родителей - система мероприятий, направленных:

- на уменьшение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка;

- поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;

- формирование у родителей адекватного отношения к проблемам ребенка;

- поддержание адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания

Процесс реализации психологической поддержки родителей длительный и требует обязательного комплексного подхода, предусматривающего участие не только специалиста-психолога, но и всех других специалистов, сопровождающих: педагога-дефектолога, врача, логопеда, социального работника и др. Но главную роль в этом процессе играет специальный психолог. Именно он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии, в зависимости от имеющихся проблем у ребенка и его семьи.

Основным психотехнические приемы психологической поддержки считается родительский семинар.

Главная задача родительского семинара заключается в расширении знаний родителей о психологических особенностях их детей, психологию воспитания и психологию семейных отношений. Кроме того, на семинарах увеличивается не только осведомленность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблеме ребенка и задач ее воспитания.

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимосвязи, но и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах семьи и ребенка

Следовательно, психологическая поддержка - это важное звено в системе психологической помощи родителям детей с проблемами в развитии Основной целью такой поддержки является повышение сенситивности родителей к проблеме, уменьшение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка, формирование у них адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка, оптимизации их педагогического потенциалу.

Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимосвязи родителей и других членов семьи ребенка Нужно, чтобы процесс психологической поддержки был непрерывным, комплексным и выдвигал требования к личности специалиста-психолога.

Следовательно, одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция, основная цель которой - гармонизация личностного и интеллектуального потенциала младенцев ни, исправление нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, что обусловлено как внутренней спецификой психического дизонтогенеза, так и внешними воздействиям.

С целью эффективной психологической коррекции детей с проблемами в развитии важно учитывать сложную системно-структурную и онтогенетической модели их психического дизонтогенеза

Именно это и позволяет разработать дифференциальные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта

Особое значение в эффективности психологической коррекции имеет семья ребенка с проблемами в развитии, что требует обязательного включения в психокоррекционных комплекс семейной психокоррекции, направленной на а гармонизации семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.

Различные теоретические подходы к проблеме психологической коррекции, разработанные в зарубежной и отечественной психологии, способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует заметить, что во время разработки психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельные теоретические направления, а использовать различные способы психологических воздействий основанные на многочисленных теоретических устремлениях Разработка отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, определяются степенью проявления проблем у ребенка и ее родителей.




  1. Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

 Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ . Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и  рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку  обучаться дальше.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

 Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический про­цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи­ческого развития в процессе обучения;

  • создание социально-психологических условий для лично­сти каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образова­тельный компонент);

  • создание специальных социально-психологических усло­вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образователь­ного компонента).

К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.


  1. Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ.



·  определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

·  прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче­ния на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

·  реализация собственно психологической развивающе-кор­рекционной работы на протяжении всего образовательного про­цесса.

   Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

·  создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;

·  выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

·  диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

·  определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

·  разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

·  создание специальных педагогических и социально-психо­логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор­рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в  начальной школе:

·          комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

·   выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

·   реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытываю­щим трудности адаптации, поведения и др.;

·   Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

·   проведение дифференцированной диагностики учащихся с ре­комендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;

·     участие в  ПМПк по сопровождению учащихся с лично­стными и поведенческими проблемами;

·     составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;

·     взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, де­фектологами, социальным педагогом по сопровождению обуча­ющихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, уча­стие в МО, семинарах, педсоветах и др.);

·     знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре­бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

·     проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в се­мье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;

·     осуществление работы с родителями  (лицами их заменяющими) по диагно­стике психологического климата в семье, взаимоотношению родите­лей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное разви­тие детей;

·     консультирование  родителей по их запросам;

·     осуществление просветительской  работы по вопросам психофизиологиче­ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индиви­дуальной психолого-медико-педагогической программе сопровож­дения.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу  педагогом – психологом подробно изучаются  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

   Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

  В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

  С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.



Заключение.


Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

  Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты психологической службы  сопровождения специальной (коррекционной) школы   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.








Список литературы:

1.     Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

2.     Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

3.     Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

4.     Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008