СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе.»


Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе







Для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии,

которая больше всего подходит к его природному дарованию,

государю следовало бы выделить уполномоченных людей

великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование".

Хуан Уарте, испанский ученый (1575)


Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей которой в данном направлении деятельности является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

Выбор профессии, или самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Он определяет не только будущую профессию, но и принадлежность к определенной социальной группе, стиль жизни человека.

В условиях школы профориентационная работа должна быть направлена на формирование готовности учащихся к трудовой деятельности. При этом выбору учащимися своей будущей профессии должно уделять особое внимание. 

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.






Как выбрать профессию


Хорошо, когда проблема выбора профессии трево­жит - это означает социальную и психологическую зре­лость молодого человека. Хуже, если ему пока все рав­но: мама за ручку отведет в юридический институт (по­тому что тебе «как бы нравится» история), а потом ока­жется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения воз­никают обычно у двух категорий ребят.

Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определить­ся, чем хотелось бы заниматься - потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем рабо­тает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий.

Вторая категория ре­бят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновре­менно три кружка, пять факультативов и десять спортив­ных секций. Более того, у них все получается. Как гово­рится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако... он тоже не может определить, что нра­вится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характе­ристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна.

Любая профессия требует, чтобы у человека присут­ствовали так называемые «профессионально важные ка­чества», например, корректору важно внимание, худож­нику - образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, отвечающие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения нужно выбирать ту профессию, где способности будут максимально реализованы.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятель­ности должен совпадать с личностным, характеро­логическим типом. Скажем, если человек общителен - ему больше подойдут профессии, связанные с многочислен­ными контактами, а если эмоционально неустойчив, то он не сможет выполнять рутинные виды деятельности, тре­бующие концентрации в течение длительного времени.

В подростковом возрасте характер пока только формируется. Психические свойства человека (будь то способ­ности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало слу­чаев, когда человеку, не имеющему способностей к му­зыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понра­вится ли подростку психология или та же экономика - ведь в школе он не изучал ничего подобного... Для того чтоб не ошибиться, надо расширять кругозор по отно­шению к миру профессий.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, подросток приступает к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Более того, профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную ре­ализацию возможностей (польза обществу).

Что влияет на выбор профессии


На практике оказывается, что склон­ности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е. А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.

  • Позиция старших членов семьи.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь подростка. Эта забота распро­страняется и на вопрос о будущей профессии.

  • Позиция товарищей, подруг.

Дружеские связи в подростковом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

  • Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной ак­тивностью учащихся, опытный педагог знает много та­кого о подростке, что скрыто от непрофессиональных глаз.

  • Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются представления подростка об этапах освоения профессии.

  • Способности.

О своеобразии способностей надо судить не толь­ко по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

  • Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя трудовой путь, очень важно позабо­титься о реалистичности личных притязаний.

  • Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые подростком сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

  • Склонности.

  • Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными спо­собностями.

Психофизиологические особенности профессиональной ориентации


Достаточно важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Очень важно на ранних этапах профориентации подростка определить степень его профпригодности к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности, т.е. изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека к профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и общество и личность.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием.

Условно различают следующие виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Среди них психофизиологический отбор занимает особое место. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Ценно то, что психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают достаточно высокой прогностичностью.

Психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей.

Психофизиологические особенности человека это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой профессий.


Формула выбора профессии



Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в про­фессиональной деятельности, делая это без особенных усилии и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?

Выбор профессии - это уравнение с несколь­кими неизвестными.

Существует так называемая «фор­мула выбора профессии», согласно которой нужно суметь совместить три составляющие: хочу, могу и надо и тогда профессиональный выбор будет удачным.

Что такое хочу? Это ваши интересы, склонности, же­лания, мечты.

Могу - это ваши психофизиологические возможнос­ти, здоровье, способности, т. е. профессиональная при­годность.

Надо - это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии.

Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  • интересна и привлекательна для вас;

  • соответствует вашим способностям;

  • пользуется спросом на рынке труда.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.

  3. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психол. журнал.1985.Т.6.N 2.

  4. Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.

  5. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.

  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.

  7. Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.

  8. Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н.В.Немова // Директор школы. – 2005, № 6.

  9. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990.

  10. Рекомендации по реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования в форме индивидуального учебного плана обучающегося // Управление школой: Прил. К газете «Первое сентября». – 2004, № 8.

  11. Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970.

  12. Щербо И.Н. Реализация профильного обучения в школе / И.Щербо. – Директор школы. – 2005, № 4.