Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе
Для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии,
которая больше всего подходит к его природному дарованию,
государю следовало бы выделить уполномоченных людей
великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование".
Хуан Уарте, испанский ученый (1575)
Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей которой в данном направлении деятельности является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.
Выбор профессии, или самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Он определяет не только будущую профессию, но и принадлежность к определенной социальной группе, стиль жизни человека.
В условиях школы профориентационная работа должна быть направлена на формирование готовности учащихся к трудовой деятельности. При этом выбору учащимися своей будущей профессии должно уделять особое внимание.
Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.
Как выбрать профессию
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает социальную и психологическую зрелость молодого человека. Хуже, если ему пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми. | |
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят.
Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий.
Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако... он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, отвечающие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения нужно выбирать ту профессию, где способности будут максимально реализованы.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если человек общителен - ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив, то он не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
В подростковом возрасте характер пока только формируется. Психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли подростку психология или та же экономика - ведь в школе он не изучал ничего подобного... Для того чтоб не ошибиться, надо расширять кругозор по отношению к миру профессий.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, подросток приступает к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Более того, профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию возможностей (польза обществу).
Что влияет на выбор профессии
На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е. А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь подростка. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.
Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в подростковом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.
Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о подростке, что скрыто от непрофессиональных глаз.
Под планом в данном случае подразумеваются представления подростка об этапах освоения профессии.
О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
Планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности личных притязаний.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые подростком сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Психофизиологические особенности профессиональной ориентации
Достаточно важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Очень важно на ранних этапах профориентации подростка определить степень его профпригодности к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности, т.е. изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека к профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и общество и личность.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием.
Условно различают следующие виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Среди них психофизиологический отбор занимает особое место. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Ценно то, что психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают достаточно высокой прогностичностью.
Психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей.
Психофизиологические особенности человека это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой профессий.
Формула выбора профессии
Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилии и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие? Выбор профессии - это уравнение с несколькими неизвестными. | |
Существует так называемая «формула выбора профессии», согласно которой нужно суметь совместить три составляющие: хочу, могу и надо и тогда профессиональный выбор будет удачным.
Что такое хочу? Это ваши интересы, склонности, желания, мечты.
Могу - это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.
Надо - это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии.
Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
интересна и привлекательна для вас;
соответствует вашим способностям;
пользуется спросом на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.
Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психол. журнал.1985.Т.6.N 2.
Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.
Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.
Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н.В.Немова // Директор школы. – 2005, № 6.
Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990.
Рекомендации по реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования в форме индивидуального учебного плана обучающегося // Управление школой: Прил. К газете «Первое сентября». – 2004, № 8.
Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970.
Щербо И.Н. Реализация профильного обучения в школе / И.Щербо. – Директор школы. – 2005, № 4.