СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое здоровье младшего школьника

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое психологическое здоровье? Что такое психологический комфорт младшего школьника? Взаимосвязаны ли эти понятия? И чем психологическое здоровье отличается от психического? На эти вопросы, которые волнуют каждого учителя, попробую ответить в своей статье. Очень интересно будет услышать ваши комментарии. 

Просмотр содержимого документа
«Психологическое здоровье младшего школьника»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАРАКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Психологическое здоровье младшего школьника

(Обмен опытом работы на районном методическом объединении учителей начальных классов)


Вайгель Татьяна Павловна, учитель начальных классов










Вступление. Единая тема в прошедшем уже учебном году была посвящена психологическому комфорту младшего школьника, а точнее первоклассника. Параллельно можно затронуть тему психологического здоровья младшего школьника, т.к. эти понятия взаимосвязаны.

Проблема. Проблема сохранения психологического здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Хочется добавить (в реалиях нашего времени): хочешь быть успешным – бегай. Мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А ведь девять десятых человеческого счастья, как считают психологи, зависит не только от физического, но и от психологического здоровья.

Основные понятия.

Что же такое психологическое здоровье?

  • это здоровое развитие личности;

  • это адекватная реакция человека на те или иные события;

  • это здоровое мироощущение и мировосприятие.

Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребёнка – они достаточно условны, но необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Высший уровень: Креативный

Этот идеальный образ ребёнка-творца, достаточно редкий в реальной жизни. Это дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде.

Средний уровень: Адаптивный

Это дети в целом адаптированы к социуму, но не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна.

Низший уровень: Дезадаптивный

К нему относятся дети с нарушением баланса психических процессов. Дети стремятся, во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению (конфликты со сверстниками, домашние капризы и т.д.).

Для детей характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это “удобные”, тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.

Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги взрослых. С этими учащимися необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

Практико-ориентированная деятельность. Как строится работа в данном направлении в нашей школе? Все исследования в нашей школе проводятся в 2 этапа: в начале учебного года и в конце, с использованием следующих методик:

  • Методика “Заучивания 10 слов”.

  • Методика “Исключение понятий”.

  • Методика “Умозаключение по аналогии”.

  • Методика “Обобщение”.

  • Методика “Логичность умозаключений”.

  • Методика “Исследования гибкости мышления”.

  • Анкета “Нервно – психическое здоровье”.

  • Методика “Проективный тест личностных отношений, социальных эмоции и ценностных ориентаций “Домики”.

  • Методика “Опросник школьной тревожности” по Филлипсу.

  • Методика “Оценка школьной мотивации”.

При изучении, например, адаптации учащихся первых классов к школе психологом было выяснено, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие психогигиенические факторы. Кроме «строгого, но справедливого учителя», мои родители отдавали предпочтение: искусству улыбки, интонация голоса, поощрение взглядом, проявление.

Как писал поэт Борис Слуцкий

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Известно, что "слово лечит, слово и калечит". В одной из публикаций психолог Сергей Петрушин приводит результаты опроса детей из разных регионов России на предмет того, у какого учителя они больше всего хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ учащихся разных возрастов: «У такого, который бы не кричал». Подробно анализируя последствия столь распространенного в наших школах явления, автор справедливо замечает, что помимо чувства страха, обиды, недоумения, злости, устрашающий крик «вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга».

Для авторитарного педагога командный и громкий голос один из основных способов показать свое превосходство над подопечными, повысить свой социальный статус. Между тем самый комфортный для человека уровень шума — 10 дБ. Так журчит ручей и шумит листва. Обычный разговор спокойным тоном — это 40 дБ, 70 дБ — это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного действия.

В санитарных правилах, регламентирующих жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, нормируемый уровень шума составляет не более 60 дБ. Сильный шум может вызвать обострение таких серьезных недугов, как язвенная болезнь, гипертония, неврозы. Это касается не только детей, но и самого кричащего. Замечено, что у кричащего педагога начинают кричать ученики, вольно или невольно перенимая стиль общения.


Далее по результатам исследований были сформированы группы учащихся для индивидуальных занятий, которые проводились по программам сохранения и формирования психологического здоровья детей младшего школьного возраста:

  • “Тропинка к своему Я” О.В. Хухлаевой.

  • “Уроки добра”, которые формируют у детей доброжелательное поведение, навыки управления негативными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения.

  • Я в своей работе использовала известную всем книгу «135 уроков здоровья»

В конце учебного года было проведено заключительное исследование, которое позволило выявить, каких результатов достигли учащиеся за год обучения, какова динамика их развития, а также для выявления эффективности развивающих занятий по данным программам формирования психологического здоровья.

Высокий процент был у показателя активный, творческий, доброжелательный, самостоятельный. Низкий процент динамики показало инициативность, помогающий и уверенный в себе. В целом проделанная работа позволила разработать систему рекомендаций для всех участников образовательного процесса. Я их повторять не стану, они общеизвестны:

Далее, используя интернет-ресурс, мы сравнили динамику таких качеств, которые характеризуют модель психологически здорового ребёнка. Это:

  • активный,

  • творческий,

  • любознательный,

  • инициативный,

  • самостоятельный,

  • доброжелательный,

  • помогающий и уверенный в себе,

  • открытый и сопереживающий.

И, если сравнить портрет психологически здорового ребёнка и портрет выпускника начальной школы в свете новых образовательных стандартов, то мы увидим, что психологическое здоровье ребёнка – это важный момент, ведущий к успешной реализации ФГОС.

Портрет выпускника начальной школы (новые образовательные стандарты):

  • деятельный и активный,

  • креативный,

  • любознательный,

  • инициативный,

  • уверенный в своих силах,

  • открытый внешнему миру,

  • доброжелательный и отзывчивый,

  • положительно относящийся к себе,

  • имеющий чувство собственного достоинства.

Систематически в начальной школе проводится комплексная игра «Посвящение в первоклассники» где, происходит знакомство с каждым ребенком, узнают его интересы, личностные особенности. Устанавливается прочная связь между учителем и учениками.

Проводятся развивающие занятия такие как: «Лестница роста» или «Первые дни ребёнка в школе» которая помогает формировать у первоклассников психологический потенциал, обеспечивающий не столько успешное продвижение ребенка в учебной деятельности, но как овладение новой социальной ролью ученика, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля, развивать мелкую моторику и коммуникативные умения;

«Дружеский союз» призвана сформировать у ребенка представления о дружбе как форме межличностных отношениях, способствовать развитию дружеских отношений между детьми в классе;

Эти групповые занятия необходимы для развития навыков группового взаимодействия сплочение, формирование чувства команды, развитие умений конструктивно проявлять свои эмоции и чувства.

Для сохранения психологического здоровья, особую роль играют тематические классные часы, такие как: «Я в школе», «Я и мое имя», «Наши эмоции», «Моё настроение». Данные занятия предупреждают и снижают тревожность, повышают уверенность в себе.

Нелегкая профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагогов до 77 % рабочего времени и требует выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости.

Однако характеристики психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами.

Поэтому школьные педагоги на сегодняшний день нуждаются в не меньшей социальной и психологической защите, чем их ученики.















Приложение