СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление педагогического опыта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление педагогического опыта»

Публичное представление педагогического опыта Астаховой Галины Николаевны, учителя русского языка и литературы
Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества и его динамичность развития кардинально изменили требования к образованию. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средств, объясняется требованиями времени. Одна из главных задач учителя - не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, поэтому я работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы».


Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.
 

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников.  Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет.
Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития:
Создание ситуации успеха ( на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
использование дифференцированного и индивидуальных подходов;
обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;
возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу;
вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованными и успешными. Педагог создает условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В своей работе активно использую такое направление как ИКТ на уроках русского языка и литературы. Тем самым расширяются возможности применения личностно-ориентированного обучения, осуществляются межпредметные связи. Но, по моему мнению, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников.
 
Теоретическая база опыта.
Дари себя детям!
Из «Заповедей» Ш.А. Амонашвили
Одной из главных задач работы школы в современных условиях является самосовершенствование учителя. Педагог, желающий освободиться от догм и стереотипов, понимает, что формы и методы его работы станут действительно новыми и нестандартными в том случае, если будут избавлены от главного недостатка прежних методик – их обезличенности.
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и , следовательно, оно является развивающимися, личностно-ориентированным. Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм сотрудничества участников образовательного процесса.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные ин- новационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс, Э, Берн) психолого-педагогической школы.

Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
 
Целевые ориентации данной технологии:
1.Переход от педагогики требований к педагогике отношений;
2.Гуманно-личностный подход к ребенку;
3.Единство обучения и воспитания.
4.Особенности содержания и методики.
 
В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
3. Концепция воспитания.
4. Педагогизация окружающей среды.
Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина.
Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.
Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.

Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:
 
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного
человека путем раскрытия его личностных качеств.
- Развитие и становление познавательных сил ребенка.
- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.
- Идеал воспитания – самовоспитание.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:

Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:
 
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного
человека путем раскрытия его личностных качеств.
- Развитие и становление познавательных сил ребенка.
- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.
- Идеал воспитания – самовоспитание.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.


До недавнего времени считалось, что учитель-творец урока, и, естественно. Цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцом учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату прийти.
Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителям мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формированию темы и целей урока. И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.
Составляя план урока, всегда думаю, как сделать так, чтобы детям было интересно на моём уроке и, в то же время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни. В моей педагогической копилке собраны разные приёмы, методы, формы преподавания русского языка и литературы, активизирующие учебный процесс.
Нетрадиционные методы, применяемые на уроках:
- метод экспрессии; приёмы метода - образные разговоры, написание мини-сочинений. Так, например, на уроках русского языка даю инструкцию: «Почувствуйте себя в лесу. Опишите свои чувства, используя причастия». Тем самым, развивается воображение и творчество подростка через развитие фантазии. Метод даёт возможность выражать свои чувства в социально приемлемой манере.
- Метод проблемного изложения. Например, задаю проблемный вопрос: «Расходится ли произношение и правописание суффиксов - чик - и - щик - в именах существительных?» Может быть, при письме употребляется один суффикс? Выдвигаем гипотезы, приводим примеры. Ответы детей: «Есть два суффикса - чик - и - щик-. В слове стекольщик -чик - не напишешь, а в слове фальшивомонетчик - щик - не напишешь, иначе не прочитаешь правильно». Далее анализируем примеры первого столбика и находим условия, при которых пишется суффикс - чик-. Примеры второго столбика показывают, что в остальных случаях пишется суффикс - щик-.
Рассказчик Болельщик
Подписчик Мойщик
Объездчик Приёмщик
Ракетчик Сменщик
Перебежчик Сварщик
- После букв д, т, з, с, ж пишется суффикс - чик-, а в остальных случаях - - щик-.
Задание детям: смоделировать опорную схему для этого правила.
Метод проблемного изложения формирует способность к теоретическому мышлению, воспитывает деятельного человека, укрепляет механизмы памяти, так как, то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается.
Изучая литературное произведение, использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими. Так, после изучения произведений Чехова в 9 классее, даю задание написать сочинение на тему «Каким я представляю себе красивого человека?»

Читаем написанные работы в классе, разумеется, с разрешения автора. Благодаря им ребята знакомятся с мировоззренческими установками друг друга, на уроке получается живой, заинтересованный разговор. Многие важные выводы делаю для себя и я. Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни – вот формула успеха.
К сожалению, многие наши ученики не могут не только грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью моих уроков является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.
Чтобы реализовать эти требования необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность
- думать свободно;
- говорить непринуждённо, эмоционально;
- читать внимательно;
- анализировать много текстов;
- осознавать, как эти тексты сделаны;
- писать свободно, эмоционально.
Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.
В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиции текста, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора языковых средств.
Постепенно учащиеся начинают сами создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5 – 8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.
Используя уроки речевого мастерства, учу ребят видеть, слышать, чувствовать текст.
Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля тесно связано со способностями предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения. Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы ребенок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированный урок предоставляет огромные возможности для решения этих задач.

Анализ результативности.


По такой системе работаю в течение пяти лет в 5-9 классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения учителю, ученику. Происходят изменения в личности ребенка: он более открыт, доверчив, избавляется от различных комплексов.
Интерес ребенка к предмету вырабатывается дифференцированными и индивидуальными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.
Например: в 2015 -2016 учебном году коэффициент качества- 33%; в 2016 -2017 учебном году коэффициент качества- 40%; в 2017 -2018 учебном году коэффициент качества- 50%.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности и проблемы при использовании данного опыта различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся. Я думаю, что реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор.

Адресные рекомендации по использованию опыта.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в интернет- публикации, выступлениях на районных методических объединениях учителей русского языка и литературы. Идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами .
С публикациями о представленном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя.