СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление собственного педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное представление педагогического опыта учителя технологии

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного педагогического опыта»

Публичное представление собственного педагогического опыта

учителя технологии МОБУ «Рождественская СОШ»

Учеваткина С.А.


Учитель учит и воспитывает своей личностью,

своими знаниями, своим отношением к миру”

Д.С. Лихачев



Проблема, над которой я работаю «Развитие творческого потенциала учащихся на основе проектной деятельности».


Актуальность и перспективность опыта

На современном этапе развития школьного образования проблема активной творческой деятельности учащихся  приобретает особое значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только обеспечить достижение личностных, метапредметных, и предметных результатов в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.

Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Метод проектов включен в образовательную область «Технология». Он предполагает проектную деятельность школьников, в процессе которой обеспечивается достижение личностных, метапредметных, и предметных результатов освоения предмета, обретают опыт творческой работы.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Для выполнения поставленной задачи применяю на уроках и внеурочной деятельности технологию ученического проектирования – метод проектов.


Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Работа над проектом позволяет учащимся наиболее полно раскрыть свой потенциал. В процессе работы над проектом у учащихся формируется широкий спектр практических умений: постановка проблемы, планирование работы, проведение исследований, сбор данных, разработка или освоение новых технологий обработки материалов, анализа результатов, презентация и реклама готовых изделий. У учащихся развивается логическое мышление, воображение, формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату.

Как учитель технологии стараюсь формировать у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Для закрепления у школьников интереса к изучаемому материалу советую сделать сюрприз своим близким: изготовить красивое изделие для оформления интерьера, полезную вещь для домашнего хозяйства, подарить к празднику изготовленный своими руками подарок. При этом обращаю особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Не секрет, что огромное значение в достижения желаемого результата для творческой личности оказывает вдохновение. Источником вдохновения для моих учеников при выборе темы проекта часто служит богатая библиотека ярких, красочно иллюстрированных книг по декоративно прикладному искусству, а также прогулка по страницам Интернет-ресурсов. Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися по тому, что им интересно найти пути ее решения. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач, от постановки проблемы до представления результата.

Приятно наблюдать с какой гордостью и радостью они демонстрируют результаты своего труда. И я стараюсь научиться у них чему- то новому.

Наличие теоретической базы опыта.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.

Эти идеи Дьюи нашли отклик в современной школе. Обилие разнообразной научной информации, а также изменение и уточнение уже имеющейся, делают невозможным изучение всех предметов в рамках школьной программы. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить ориентироваться в мире информации, добывать самостоятельно, знания, рационально, подходить, к процессу познания, то есть научить учиться.

Большое значение Дьюи придавал роли семьи и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. Понимание родителями этих задач, искренняя заинтересованность и включение в совместную деятельность с ребенком способствуют осуществлению связи между обучением и воспитанием в школе и вне нее.

Основоположником метода проектов считают Вильяма Кильпатрика. Он считал, что в основе метода лежит идея организации детской жизни, труда с обучением через сознание детей.

По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить себе целью поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью – один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства.

В 20-х годах XX века метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.


Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Учитель выполняет следующие функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.

Творческий проект, в предмете «Технология» – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи и до её воплощения в совместной с учителем деятельности.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

При выполнении проекта у учащихся могут возникнуть специфические сложности, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

Своей главной задачей как учителя, я считаю создание для каждого ребенка условий для успешной работы, творческой обстановки, вызывать у детей желание творить, вступать в диалог с учителем. Учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учета неповторимых особенностей каждого ребенка.

Для обеспечения индивидуальной работы и уроков контроля знаний учащихся мной разработаны дидактические материалы по предмету «Технология».

На своих уроках стараюсь активно применять ИКТ.

На уроках использую мультимедийные презентации по различным темам.

Работа с мультимедийными пособиями осуществляется на различных этапах урока: как способ объяснения нового материала, как способ создания проблемной ситуации, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока.

Использование ИКТ на уроках технологии даёт возможность: Визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.

- ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;

- активизируется учебная деятельность школьников, повышается мотивация обучения;

- экономится учебное время для реализации творческих проектов;

- стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;

ИКТ активизируют и облегчают познавательную деятельность учащихся. Для выполнения и защиты проектов учащиеся готовят мультимедийные презентации, используют различные Интернет-ресурсы.

Продуманное оформление класса (со вкусом подобраны и ухоженные цветы, красивые стенды с поделками) обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат воспитания собственности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками.


Анализ результативности


Результатом моей работы является:

- творческие работы позволяют раскрыть свой потенциал тем учащимся, которые не блещут знаниями по другим предметам;

- собственное творчество детей, которое помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения;

- стремление учащихся к самостоятельному поиску новых видов декоративно- прикладного творчества, и способов отделки изделий;

- открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика;

- увеличение количества учащихся посещающих внеурочные формы занятий;

- качество знаний по предмету- 100%;

- учащиеся становятся победителями районных олимпиад по технологии и призерами республиканских олимпиад:

2014-2015 учебный год

Турбаев Даниил – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

2015-2016 учебный год


Раужин Иван – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

2016-2017 учебный год


Винтин Илья – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии; призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;

Капитонов Даниил – призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

- проявляется стойкий интерес к изучению предмета; к участию в конкурсах декоративно - прикладного творчества муниципального, республиканского и всероссийского уровней:


Год

ФИ уч-ся


Мероприятие


Уровень участия

муниципальный

республик

российский

2013

Винтин Илья


Районный этап республиканского конкурса «Новогодний серпантин»

Победитель



2014

Учеваткин Иван

Творческий конкурс среди православной молодежи Ичалковского благочиния «Пасхальная радость»

Победитель



Винтин Илья

XI республиканский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности


Участие



Винтин Илья

Районный этап республиканского конкурса «Защитим лес»

Призер



Учеваткин Иван

Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Призер




2015

Учеваткин Иван

Десткий конкурс-акция «Ёлочка, живи!»


Победитель



Винтин Илья

XII Республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности


Призер


Учеваткин Иван

Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Призер






2016

Учеваткин Иван

Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

Призер




Трудности и проблемы при использовании данного опыта

При выполнении проектов тематика может предлагаться самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, как прикладные, так и творческие. И для того, чтобы организовать совместную работу с учеником, учитель должен владеть самыми разнообразными видами декоративно-прикладного творчества, а при необходимости и овладевать ими в течение короткого времени.


Адресные рекомендации по использованию опыта

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные и игровые ситуации. Поэтому опыт может быть полезен как учителям технологии, так и использован учителями смежных дисциплин, классными руководителями, руководителями кружков, клубов, в которых ведется творческая работа.














Приложение


Предмет: Технология

Класс: 5

Базовый учебник: Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс».

Тема урока: «Выпиливание лобзиком».

Цель урока: создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии выпиливания ручным лобзиком и формирования первичных навыков

Задачи урока:

1. Предметные – формирование у учащихся умения пропильной резьбы при помощи ручного лобзика;

2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (выпиливание лобзиком);

4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;

5. Личностные – формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: образцы изделий, контурные рисунки плоских изделий, шаблоны «машина», заготовки из фанеры, оборудование учебной мастерской – инструменты и приспособления.

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

- приветствует учащихся;

- организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал;

- проверяет готовность учащихся к уроку.

- демонстрирует изделия выполненные учениками прошлых лет, мотивирует учащихся.

Приветствуют учителя.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

2. Повторение пройденного материала

Беседует с учащимися по предыдущей теме урока:

1. Демонстрирует две заготовки и предлагает определить, какая из них требует шлифовки, объяснить почему.

2. Предлагает ответить на вопросы:

- с помощью каких инструментов и приспособлений проводится шлифование поверхности

- влияет ли величина зерна на качество шлифовки

- почему поверхность изделия зачищают наждачной бумагой вдоль, а не поперек волокон


Активно наблюдают, рассматривают образцы, вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.

В беседе с учителем:

1. Определяют заготовку, требующую шлифовки, раскрывают, в чем её отличие от шлифованной заготовки и для чего необходима эта операция (для придания поверхности декоративных качеств).

2. Отвечают на поставленные вопросы:

- с помощью наждачной бумаги

- величина зерна напрямую влияет на качество шлифования, для грубой шлифовки применяется крупнозернистая шкурка, а для окончательной отделки – мелкозернистая.

- поверхность шлифуют вдоль волокон, чтобы на детали не осталось следов от наждачной бумаги.

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

3. Изложение нового материала

Учитель подводит учащихся к определению темы урока:

1. напоминает ученикам о том, что при помощи столярной ножовки можно выполнить только прямолинейное пиление древесины

2. Показывает несколько изделий сложной формы и спрашивает учеников – можно ли изготовить такие изделия с помощью столярной ножовки.

3. Предлагает ответить на вопрос – какими свойствами должен обладать инструмент, которым можно выполнить криволинейное пиление и что это может быть за инструмент.

- совместно с учениками определяет цель и задачи урока:

1. спрашивает учеников: где они могут встретить изделия выполненные лобзиком

2. какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом.

Объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует учебный материал:

- показывает ученикам инструмент (лобзик) и просит определить: из каких частей он состоит и каково, по их мнению, назначение каждой конкретной детали. Наглядно показывает составные части, просит зарисовать инструмент в рабочие тетради и подписать основные части.

- создает проблемную ситуацию: «при пилении лопнуло полотно лобзика – каким способом можно произвести его замену». Выслушивает гипотезы и совместно с учащимися определяет возможные приемы замены полотна с наглядными примерами. Демонстрирует эксцентриковый зажим.

- актуализирует знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия – шаблон). Предлагает ответить на вопрос – каким способом можно перенести выбранное изображение на заготовку, не используя шаблон (копировальная бумага).

Организует работу учащихся с учебником:

- предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы ручным лобзиком и приспособлениями для выпиливания.

- демонстрирует учащимся технологию выпиливания приемы работы с инструментом и приспособлениями.

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.

При показе изделий сложной формы и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью столярной ножовки такие изделия скорее всего нельзя, необходим инструмент с очень тонким полотном, которое при пилении можно легко изгибать повторяя контуры объекта. Предполагают что возможно это ручной лобзик.

Ученики вспоминают, где они могли встретить изделия, выполненные ручным лобзиком.

При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо изучить устройство, технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока).

Изучают устройство лобзика, пытаются определить из каких частей он состоит (рамка, рукоятка, зажимной винт, полотно). Зарисовывают инструмент в рабочие тетради.

При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах замены полотна (согнуть, зажать в зажиме, использовать специальные механизмы). Совместно выбирают наиболее рациональные методы.

Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение шаблона. И выдвигают дополнительные гипотезы о способах нанесения сложных объектов на заготовку.

Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.

Регулятивные:

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

4. Вводный инструктаж

- Знакомит учащихся с заданием (объект труда – пропильная фигура «Машинка») и технологией его изготовления;

- предлагает учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда;

- организует выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняет, степень усвоения учебного материала. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения;

- проводит инструктаж по технике безопасности;

- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.

Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.

Осуществляют пробное пиление, анализируют полученный результат, выявляют ошибки.

Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;

Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.

Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами.

5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж

- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);

- проводит целевые обходы:

1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности

2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности

3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.


Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.


Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе.

6. Рефлексивно-оценочный этап

- предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.

- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки);

- оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки.

- проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы:

1. с помощью какого инструмента выполняются изделия сложной формы;

2. какие приспособления используются для закрепления полотна лобзика;

3. какими способами можно нанести изображение на заготовку;

4. как можно избежать поломки полотна лобзика при пилении.

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы:

1. с помощью ручного лобзика;

2. эксцентриковый зажим;

3. обведя шаблон или с помощью копировальной бумаги;

4. не допускать перегрева полотна, пилить плавно, не допуская резких движений и рывков.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.


7. Уборка рабочих мест

- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской.

Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест.

Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.