КЛАДОВАЯ НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ АЛТАЯ
Е.В. Бойко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района

Цель: сформировать стремление к чтению не по принуждению, а по желанию.
Задачи:
Познакомить аудиторию с произведениями детских алтайских писателей.
Заинтересовать участников процесса краткой аннотацией произведений.
Провести полилог поколений о роли чтения.
Повысить интерес к книгам через семейные чтения.
Поговорить о истоках нравственности.
Создать условия для укрепления чувства гордости за родной край, патриотизма.
Сформировать навыки работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.
Отработать навыки составления высказывания на заданную тему.
Формируемые УУД:
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в умственной форме;
развитие речевых навыков.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, видеоклип.
Критерии достижения целей урока: интерес, активность участников урока, выполнение предлагаемых заданий.
Предполагаемые результаты:
Знакомство с авторами и произведениями художественной литературы, прославившими Алтайскую землю;
владение навыками хорошей, образной речи и осознанного чтения художественного произведения;
формирование качеств духовно-нравственного воспитания: верности, преданности, дружбы, любви, патриотизма.
На урок приглашены родители учеников и представители старшего поколения (бабушки).
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД Личностные (Л) Предметные (П) Метапредметные: Регулятивные (Р) Коммуникативные (К) Познавательные (П) |
О.М. (Этап «включения» в урок) Цель: включение детей, родителей и представителей старшего поколения в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует присутствующих, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Слово учителя Посмотрите друг на друга и пожелайте друг другу доброго и активного настроя на успешную деятельность улыбкой. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Создание ситуации успеха для всех учащихся, как сильных, так и слабых. Настрой на позитивное начало урока (Л) планирование учебного сотрудничества с учителем, родителями и старшим поколением (К) саморегуляция (Р) |
2. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Просмотр видеоклипа «Зачем нужно читать» https://youtu.be/DEiHE5ldc04 Вы, вероятно, догадались, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? Вопрос к представителям старшего поколения: Много ли вы читали в своем детстве? С чем это было связано?
Вопрос к родителям: Как часто вы читали в детстве?
Вопрос к детям: Читаете ли вы на досуге (кроме программных произведений)?
Слово учителя. Как видим, перед нами налицо проблема «нечтения». У современных школьников меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений: гораздо интереснее посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры, просмотреть клип. В. А. Сухомлинский писал: «Семья без книги, без библиотеки в лучшем случае не оказывает никакого влияния на школьное воспитание…» Слайд № 2. Подводящий диалог. - А как вы думаете, можно ли организовать семейные чтения? Слайд № 3. - Как лучше их организовать? - Что такие чтения дадут ребенку и взрослому?
- А что может быть лучше детской литературы? Только она способна заложить основы нравственности, привить любовь не только к людям, животным, но и к Родине. Как вы думаете, какая литература воспитывает настоящих патриотов? Конечно же, это родная литература, литература, для нас это литература Алтая. | Дети дают развернутый ответ. Старшее поколение ссылается на недостаток художественной литературы. Родители читали много и часто. Ответ отрицательный. Представители старшего поколения и родители предлагают свои варианты, подходя к тому, что выбранная для семейного чтения литература должна быть не только интересна ребенку, но и воспитывать его. Ответы всех трех групп. | Осознают познавательную задачу (П) Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения (К) |
3.Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности. Цель: формулирование темы урока | Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. Слайд № 4.
Зная тему, сформулируйте цель. Каждый для себя. Каждый свою цель удерживает в течение урока. Для плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо составить план действий. Учитывая то, что у нас сегодня присутствуют уважаемые гости, план действий уже мною составлен (открывает створку доски): Знакомство с биографией писателей. Чтение одного рассказа. Разбор рассказа или краткий анализ. Подвести итог.
Как предполагаете решать поставленные задачи? | Совместная работа по формулировке темы и определение целей урока. Каждый формулирует для себя цель. Выслушивают мнение одноклассников. Устанавливают последовательность получения промежуточных результатов. Ответы учащихся: (работать с текстом, материал учебника, консультация учителя, работа в группах, ответы учащихся) | Результатом работы должна стать формулировка темы и цели урока Самостоятельное формулирование цели (П) Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и что усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (Р) Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) Осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи (Л) |
4. «Открытие нового знания» |
Предлагает посмотреть презентацию с фактами из биографии писателя и его произведениями, которые сопровождает краткой аннотацией. Слайд № 5 -№ 19. - Бегло просмотрев презентацию, какую книгу вам захотелось прочитать? - А я сегодня предлагаю вам прочитать последнюю главу из сборника «Мой друг Сенька» В.Б. Свинцова, которая называется «Последняя рыбалка». (Приложение № 1.) Включает слайд № 20. - Скажите, какое настроение вызвала у вас эта глава? - О чем этот рассказ? - Назовите главных героев. | Ответы всех групп Прослушивание главы «Последняя рыбалка».
Группы по очереди делятся впечатлением от прочитанного. | Умение видеть героя словами автора (П) Анализ, сравнение, синтез (Л) Выделение главной мысли (Р) |
5. Включение «нового знания» в систему знаний. Цель: формировать умения структурировать, систематизировать, обобщать материал. | - Я предлагаю поработать с текстом. Задание для самой старшей группы: какое время года и время суток отражено в данном тексте? Задание для родителей: найдите описание щенка в начале повествования: манеры, окрас, повадки. Задание для учеников: найдите описание Сеньки в конце повествования. - О чём должны помнить, работая в группах? Предлагает группам рассказать о результатах своего исследования | Учащиеся вспоминают правила работы в группах и озвучивают их (умение слышать и слушать, приходит к общему решению) Распределяют роли в группах Самостоятельный анализ текста. Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Стараются приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся (Л) Извлекают необходимую информацию (П) Контролируют учебные действия (Р) Строят небольшие монологические высказывания(К) |
Валеологическая пауза | Организует смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей. | Выполняют физкультминутку для глаз | |
7.Активизация учебного материала ( продолжение) | -Почему Сенька бросился так рьяно защищать людей от страшной собаки? Предлагает выделить основные качества. Слово учителя. Иоанн Кронштадтский в своей проповеди говорил: «Ты следишь за событиями во внешнем мире – не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе. Читать только газеты и журналы, значит жить только одною стороною души, а не всей душою, или жить только по плоти, а не по духу» Слайд № 21. Думаю, что при чтении этой главы душа сначала сожмется в кулачок, а потом распрямится и откликнется на события, примеряя на себя качества нравственности. Душа станет чище, выше, она пополнится новыми качествами: верностью, преданностью, порядочностью. Слайд № 22. А теперь ответьте, пожалуйста, можно ли отметить высокую нравственность детской литературы Алтая? Подходит ли такая литература для семейного чтения?
| Отвечают на вопрос. Группы совместно отмечают верность, преданность, любовь и привязанность. Ответы утвердительные. | Чтение отрывков. (П) |
8. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД , самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Слово учителя Сегодня на уроке мы говорили о пользе чтения, о качествах, которые прививает детская литература Алтая. Перед вами на столах находятся фломастеры, карандаши, листы бумаги, в том числе цветной. Давайте проведем «Рекламную акцию» литературы Алтая. Постарайтесь отразить в вашей рекламной листовке всю сущность данной литературы. Будьте убедительны и эмоциональны. Помните, что вам нужно привлечь к ней внимание не читающей публики! | Выявляют степень поставленной цели и результатов деятельности. Осуществляют оценку урока и самооценку. Создают рекламные листовки о необходимости чтения и о нравственном воспитании литературы Алтая. Рис. № 1 и рис. 2. | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) Самооценка на основе успешности (Л) |
9.Задание на дом (на выбор) | - Посмотрите на наш план. Все ли мы успели? Учитель раздает буклеты со списком литературы для детей писателей Алтая и со ссылкой на электронный ресурс «Литературная карта Алтая» (см. Приложение), а также ссылкой на собственную страницу на сайте Мультиурок, где размещена аннотация к некоторым произведениям алтайских писателей для детей http://multiurok.ru/lena30boiko/files/ Писатели Алтая – детям | Ответы. | |
Использованная литература:
1.http://www.akunb.altlib.ru/files/LiteraryMap/Personnels/Chebaevski.html
Свинцов В.Б. «Мой друг Сенька»
Рисунок № 1

Рисунок № 2

Приложение № 1
Последняя рыбалка
Приближалось время сенокоса. Погода держалась пасмурная. Поэтому нас очень донимали комары. Они тучами вылетали из высоких, уже созревших трав. Комаров было так много, что даже Сенька в своей густой лохматой шубе не выдерживал их натиска. Они набивались в нос, глаза, уши, и он, спасаясь от их укусов, выкапывал в земле нору, залезал в нее и закрывал морду лапами. Комары облепляли Сеньку так густо, таким плотным слоем, что мой бедный друг становился из коричневого — серым. Ночью мы спасались в палатке, а днем приходилось уплывать на лодке подальше от берега. На открытой воде комаров было меньше. Если бы не эта кровожадная братия, отдохнули бы мы хорошо. Рыба клевала отменно, ночи были теплыми, днем не жарко. Отпуск мой заканчивался, вечером мы уезжали домой, но в полдень, когда сборы были в полном разгаре, к нам пожаловали гости.
Двое мальчишек, дочерна загорелых, босиком, с простенькими, вырезанными из тальника удилищами, подошли, глазея на машину, яркую палатку, на спиннинги с блестящими катушками… Подошли, робко поздоровались, опасливо косясь на Сеньку.
С мальчишками Сенька знакомился быстро и относился к ним доброжелательно. Но на этот раз он слишком долго обнюхивал их, и я, боясь за гостей, прикрикнул:
— На место!
Он подчинился с неохотой и ушел под машину обиженный. Но через минуту выскочил оттуда. Шерсть на загривке дыбом, горло подергивается в грозном рычании. Никогда я не видел его таким сердитым.
— Сенька! Ко мне! — но он не послушался и бросился мимо нас по тропе.
— Это он на нашу собаку, — пояснил один из мальчишек. И точно, из-за поворота вышла большая и лохматая, какого-то неопределенного цвета собака. Шла она медленно, еле переставляя лапы. Шерсть висела сосульками.— Отчего она у вас такая? Уж не бешеная ли? — заволновался я.
— Не-а! Старая сильно. И не ест ничего.
И хотя объяснение было не очень вразумительное, я успокоился. Угостил мальчишек конфетами, оторвал им японской лески, показал новую польскую лодку, но краем глаза не переставал следить за Сенькой. Уж очень странно он повел себя с нашими гостями. Не обидел бы… Но Сеньке было не до мальчишек. Он целиком занялся их собакой. Он не давал ей приблизиться к нам, прыгал перед мордой, рычал, лаял. Собака тоже показывала зубы и, хотя была больше Сеньки, нападать боялась. Она несколько раз пыталась пробиться к своим хозяевам и каждый раз получала такой яростный отпор, что наконец отступила и улеглась прямо на тропе. Сенька присел неподалеку и, поглядывая на непрошеную гостью, громко лаял:
— Гав-гав! Разлегся тут… Убирайся отсюда!
Мальчишки побыли с час и ушли. Сенька далеко проводил их, не переставая лаять. И даже когда вернулся и обнюхал то место, где лежала эта так не понравившаяся ему собака, вновь встопорщил шерсть на загривке и зарычал.
— Хватит тебе, — успокаивал его я. — Ну, прогнал… Ну, хватит. Вечером мы уехали домой. А через неделю Сенька заболел, стал вялым, отказался от еды, глаза у него воспалились и покраснели. В начале болезни мы пробовали лечить его домашним способом — насильно поили молоком, промывали глаза слабым раствором борной кислоты. Ничего не помогало. Сенька сильно похудел, рыжая, прекрасная шерсть потемнела и свалялась космами.
Мы вызвали врача. Он только глянул на моего друга и выдохнул:
— Чумка. В народе ее называют собачья смерть. Ничего нельзя сделать. Где-то он заразился…
И я вспомнил нашу последнюю рыбалку, мальчишек, собаку, на которую так лаял Сенька. Наверно, он чувствовал, что она больна, и старался не пустить ее к нам, не зная, что люди этой болезнью не болеют. Оберегал нас, а сам вот не уберегся.
Мы с Игорем повезли Сеньку в ветеринарную лечебницу. Он лизал нам руки, словно прощаясь, и язык у него был сухой, шершавый. Игорь плакал. Я сам не мог сдержать слез. Врачи делали все, но спасти Сеньку не удалось.Так не стало Сеньки. Он был самым породистым из всех непородистых собак. Он был верным другом…
Приложение № 2
Список литературы для детей писателей Алтая:
Бианки В.В. «Васька-Ойк». Повесть.
Гребенщиков Г.Д. «Егоркина жизнь». Повесть.
Зверев М.Д. Рассказы о животных: «Пешая птичка»,
Свинцов В.Б. «Мой друг Сенька». Рассказы
Свинцов В.Б. «Олежкины каникулы». Повести и рассказы.
Свинцов В.Б. «Лопоухий бес». Рассказы и повести
Свинцов В.Б. «Жизнь собачья и кошачья». Повести и рассказы.
Свинцов В.Б. «Клыч-клу-у». Рассказы и сказки.
Свинцов В.Б. «Ищу друга». Рассказы и повести.
Сидоров В. С. «Федька Сыч теряет кличку». Повесть.
Сидоров В. С. «Тайна белого камня». Повесть.
Сидоров В. С. «Рука дьявола». Повести и рассказы.
Сидоров В.С. Рассказы: «Димка-буксир», «Пека», «Няма».
Чебаевский Н.Н. Маленькие рассказы.
Чебаевский Н.Н. «Полный вперед!» Повести и рассказы.