Булгаковский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения 2- Гавриловской средней общеобразовательной школы Гавриловского района Тамбовской области
Одаренный ребенок
Володина Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования
Булгаковского филиала МБОУ 2- Гавриловскй СОШ
Гавриловского района Тамбовской области
Булгаково, 2021 г
Одаренный ребенок
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно – эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, дает возможность творческой самореализации личности. Желание творить -внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут стать ему личностью. Творческая личность - это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок попадает из реального мира в мир придуманный. И увидеть его может только он. Через изобразительную деятельность дети передают свои впечатления от окружающего мира и выражают свое отношение к изображаемому, радуются красивому рисунку и огорчаются, если что - то не получается, пытаются преодолеть трудности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Детское творчество имеет огромное значение в процессе становления человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в разных техниках расширяет круг возможностей обучающихся, развивает пространственное воображение, конструктивные способности. В связи с этим необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего детства и в образовательных организациях. Если человеку дается дар, то он должен правильно его использовать в своей жизни. Ребенок в младшем возрасте еще не способен распорядится своей одарённостью. Долг педагогов и родителей увидеть и помочь раскрыть в ребёнке этот талант, чтобы потом от этого была польза.
Очень важно с самого раннего детства прийти на помощь в проявлении ребенка творческих данных и развитии творческих способностей. Творческая деятельность стимулирует развитие индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру. Кроме этого, творческие способности необходимы именно в современном, так быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому активно изменять этот мир.
К основным видам одарённости относят общую, специальную и творческую одаренности. Творческая одаренность характеризуется не стандартным, не шаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность. При этом способности к усвоению знаний могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. В настоящие время большое внимание уделяется творческому развитию личности обучающихся образовательных организаций. Ведь в какой-то мере все дети талантливы. Для развития их способностей и задатков созданы все необходимые условия. Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Необходимо дать ребятам возможность творить, самим создавать что-то необычное, изображать, рисовать, заниматься делом по душе.
Мир искусства устроен так, что ребёнок не может войти в него также без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучить языку различных искусств. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает правильного решения в разных жизненных ситуациях. Все согласятся с тем, что тот, кто по - настоящему чувствует красоту человеческих дел и отношений, красоту окружающего мира, не способен на плохие поступки. Для развития интереса в изобразительной деятельности выделяются те моменты, которые привлекают внимание детей, заставляют их мыслить, переживать, творчески овладевать знаниями и умениями.
Своеобразны и важны не только проявления одаренности, но и пути ее становления. Увлеченность искусством сама не рождается, она создается, программируется педагогом и наставником. Существуют различные формы работы с одаренными детьми по изобразительному искусству в школе. Это прежде всего привлечение их к кружковой работе или деятельности в творческом объединении по дополнительному образованию, индивидуальные занятия, организация персональных выставок и посещение выставок в области изобразительного искусства и декоративно – прикладного творчества, участие в различных творческих конкурсах и мастер – классах, поисковая и исследовательская работа, участие в олимпиадах.
На протяжении нескольких лет в Булгаковском филиале муниципального бюджетного образовательного учреждения 2- Гавриловской средней общеобразовательной школы работа в системе дополнительного образования детей проводится с учащимися в разных возрастных группах. Основная идея данной работы состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной и внеурочной деятельности школы.
Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на кружковых занятиях, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных творческих конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает занятия по дополнительному образованию, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам. Среди учащихся нашей школы есть одаренный ребенок в области изобразительного искусства. Это ученица 8 класса Следина Валерия. С 1 класса обучения она начала заниматься в творческом объединении по программе дополнительного образования «Путь к творчеству», познавая основы изобразительной деятельности, овладевая элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественно – творческой деятельности (рисунке, живописи, бумажной пластике, лепке, декоративно – прикладном творчестве). Затем занятия продолжались по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Разноцветная палитра». Это более высокий уровень освоения умений и навыков в изобразительной деятельности, где необходимо не только работать с акварелью, гуашью, но и проявлять творчество в создании изделий и авторских работ. Больше всего Следина Валерия любит изображать картины природы своего родного края и создавать рисунки на определенные темы. Она зарекомендовала себя с положительной стороны. Валерия очень любит рисовать и к решению поставленных задач подходит творчески. Программный материал по всем предметам усваивает хорошо, внимательно слушает объяснения нового материала. Старается найти дополнительный материал, делает зарисовки дома и использует их на занятиях. Активно принимает участие в общественной жизни школы и конкурсах. Ей свойственна вежливость, тактичность, уважение к педагогам. По складу своего характера она скромна, доброжелательна к окружающим, общительна, помогает одноклассникам. В будущем Валерия мечтает продолжить занятия по художественному направлению. Эта одаренная девочка является активным участником муниципальных, областных конкурсов и всероссийских мероприятий. Вот результат участия Слединой Валерии в творческих конкурсах за 2021 год:
1. Муниципальный этап Всероссийского конкурса изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества «Палитра ремесел». Диплом 1 степени.
2. Муниципальный этап Всероссийского форума «Зеленая планета – 2021» - «Близкий и далекий космос». Диплом 1 степени.
3. Всероссийский конкурс «Альманах учителя ИЗО». Победитель Диплом 1 место.
4. Всероссийский конкурс для школьников «Письмо солдату». Диплом 1 место.
5. Муниципальный этап Всероссийского литературно – художественного творчества «Шедевры из чернильницы». Диплом 1 степени.
6. Муниципальный этап IX областного творческого конкурса «Вверх по радуге». Диплом 1 степени.
7. Международная акция «Сад памяти». Сертификат участника.
8. Региональный смотр – конкурс работ изобразительного и декоративно – прикладного творчества «Тамбовские узоры» в номинации «Изобразительное искусство». Сертификат участника.
9. Муниципальный этап областного конкурса детско – юношеского творчества «Неопалимая купина». Диплом 3 степени.
10. Международный конкурс рисунков «Времена года». Диплом победителя 1 степени.
11. Региональный конкурс творческих работ учащихся образовательных организаций «Безопасное детство». Диплом III степени управления образования и науки Тамбовской области.
12. Участие в выставке Моршанского историко – художественного музея имени П. П. Иванова в рамках I межрегионального фестиваля – конкурса юных художников имени П.П. Иванова «Весна в провинции». Благодарственное письмо.
13. Международный творческий экспресс - конкурс для детей и взрослых «Зима талантов – 2021». Диплом лауреата I степени.
14. Региональный конкурс детского движения среди воспитанников и учащихся образовательных организаций области «Дорога глазами детей - 2021» Управления образования и науки Тамбовской области. Диплом III степени.
15. Международный конкурс творческих работ «Юный художник». Диплом лауреата I степени.
Володина Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования
Булгаковского филиала МБОУ 2- Гавриловской
средней общеобразовательной школы
Гавриловского района Тамбовской области
Следина Валерия, 8 класс. Фото из личного архива Володиной Е.В.