Классный час на тему: «Путь к себе (самопознание, самооценка)».
Форма: час общения
Цели: 1) расширить представление детей о самопознании4
2) формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, воля, настойчивость;
3) способствовать формированию адекватной самооценки;
4) побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самопознанию, самосовершенствованию.
Оборудование: мультимедийная презентация, 2-3 готовые заполненные анкеты учеников.
План:
I. Вступительное слово.
II. Интерактивная беседа на тему: «Зачем нужна самооценка?»
III. Работа в группах на тему: «Определение уровня самооценки»
IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить»
V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.
VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты)
VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»
VIII. Заключительное слово
IX. Рефлексия.
Ход:
I. Вступительное слово.
Вы знаете много формул, теорем, правил, законов, можете решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый из вас может ответить на простые вопросы: кто я? Какой я? Каким я хочу быть человеком? Что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
II. Интерактивная беседа на тему: «Зачем нужна самооценка?»
Великий немецкий поэт И.В. Гёте утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». (слайд 3).
Можете ли вы считать себя умными людьми?
Что можно узнать о себе?(физические возможности, привычки, темперамент).
Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности.
А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (выбрать профессию, правильно определить цель в жизни).
Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
III. Работа в группах на тему: «Определение уровня самооценки»
А как можно узнать человека с правильной самооценкой? Перед вами таблица (слайд 4), но тут перепутаны признаки.
Завышенная | Заниженная | Объективная |
Уверенность в себе | высокомерие | пассивность |
вспыльчивость | нахальство | уравновешенность |
скромность | обидчивость | самоуверенность |
трусливость | чувство собственного достоинства | внушаемость |
Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой и обосновать свой выбор:
1 гр- с завышенной
2 гр – с заниженной
3 гр – с объективной.
Что можно посоветовать человеку: А)с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным).
Б) с заниженной самооценкой ? (заняться спортом, победить свою трусость).
В) с объективной самооценкой? ( не терять уверенности в себе, продолжать работать над собой).
IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить»
Со стороны легко определить какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить трудно.
Послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи.
Бабушка и мама считают, что Наташа – самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются, ставят тройки, как и её подружкам Сетке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже говорили Наташе, что та слишком высокого мнения о себе. То же самое говорил бывший друг Наташи Сергей, с которым она поругалась. Теперь с ними со всеми она не разговаривает. Наташа считает, что они просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир моделью, тогда им всем докажет, что они ей в подмётки не годятся.
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, на (слайде 5)
Как правильно оценить себя?
Судите о себе по делам
Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
Тот кто критикует вас – ваш друг.
-критикует один – задумайтесь
-критикуют два- проанализируйте своё поведение
-критикуют три – переделывайте себя
4. строго относитесь к себе и мягко – к другим
Правильно ли она оценивала себя?
Какие ошибки она совершила?
V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.
Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберёмся с этими понятиями.
Жизненные цели – что это? (мечта. То, к чему человек стремится).
Зачем нужно ставить цели?
Какие же цели бывают в жизни? (краткосрочные и долгосрочные. Примеры).
Учёные говорят, что жизненная цель даёт человеку силы, он начинает что – то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются.
Принципы.
Но даже самая красивая цель может быть отвергнута человеком, если нужно поступаться принципами.
Жизненные принципы- убеждения, жизненные правила
Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним.
Есть люди, которые руководствуются другими принципами: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон).
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять своим принципам в течении жизни? Бывают ли люди без принципов?
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство – веры, родины, родных, друзей. Ведь изменить своим принципам – значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе.
Идеалы.
Идеал – совершенное воплощение чего-то.
Как вы себе представляете идеал мужчины, женщины, гражданина, работника?
VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты)
Анкета «самохарактеристика» (слайд 7)
Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)
Убеждения и идеалы. ( Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)
Способности и интересы. (Что вас интересует большего всего? Что у вас получается лучше?)
отношение к труду ( Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя?)
нравственно-волевые качества (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными, какие отвратительными?)
VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»
С разрешения некоторых ребят я вам прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать кто автор этой характеристики. Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может то-то приукрасил или недооценил себя?
VIII. Заключительное слово
Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем не просто. И даже составить объективную характеристику в 9 классе удаётся не многим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познания смысла жизни.
IX. Рефлексия.
Понравился ли вам классный час?
Ваше настроение стало лучше/ стало хуже?
Удалось вам узнать что –то новое о себе и других ?
3