СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие по карте" Северный полюс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через форму работы "Путешествие по карте" Коротковой Н.А.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по карте" Северный полюс»

Конструкт

организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми

Тема: «Путешествие на Север»

Форма НОД: «Путешествие по карте»

Форма организации: групповая

Группа: подготовительная

Воспитатель: Ларюшкина Е.Л.


Цель: Дать представление о Севере

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать у детей положительное отношение к миру, самому себе; интерес к путешествию как форме познания окружающего мира. Стимулировать проявление эмпатии. В доброжелательной форме высказывать свою точку зрения, учитывать интерес и чувства других.


Развивающие: Развивать воображение в разных видах деятельности. Развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, умение оценивать свою деятельность. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, умение поддерживать беседу, отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, в группе, договариваться. Активизировать словарь: Северный полюс, Арктика, Крайний Север, Северный Ледовитый океан, северное сияние, полярная ночь, полярный день, птичий базар.


Обучающие: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Севера. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; систематизировать знания детей о животном мире Севера.


Методы воспитания: беседа, вопросы, поощрение, исследовательская деятельность

Методы обучения:

Наглядные: мультимедийная установка, контурное изображение Севера.

Практические: самостоятельное выполнение заданий.

Дидактические средства: картинки животных

Предполагаемый результат:

  • Дети положительно относятся к миру и самому себе.

  • Учитывают интерес и чувства других.

  • Проявляют интерес к путешествиям.

  • Сформированы представления о Севере, животном мире.

  • Дети выдвигают предположения, анализируют ситуации, способны оценить деятельность свою и сверстников.

  • Умеют работать в паре, в группе, договариваться.

  • Развита диалогическая форма речи.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность

воспитателя

Деятельность

детей

Планируемый

результат

Выбор

пункта назначения

- Здравствуйте, ребята. Мне сказали, что в вашей группе самые смелые и любознательные мальчики и девочки, которые очень любят путешествовать. Это правда?

- Я тоже очень люблю путешествовать. Сегодня мне очень захотелось совершить путешествие вместе с вами. А вы хотите отправиться в путешествие?

- Ребята, а куда можно совершить путешествие?




На экране появляется письмо.

- Ребята, на нашу почту пришло письмо.

(слайд № 2)

- Хотите прочитать его.

(слайд № 2)

Дорогие ребята! Я приглашаю вас посетить мой материк и узнать много интересного! А поможет вам моя песенка!

- Интересно, кто нам его прислал. Послушаем песенку.

(запись песенки)

- Чья это песенка? Кто узнал?

(слайд № 3)

- Хотите отправиться к Умке?

- А где же наш Умка живет?

- Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь?

- Ребята, как вы думаете, почему Северный полюс, на карте окрашен в белый цвет?


Беседует с детьми


Побуждает

к активности















Задает вопросы





В парк, в другой город или страну, на море, на другую планету, в сказку



Читают

Слушают



Это песенка Умки

На Северном полюсе


Надо рассмотреть карту

Кругом снег и лёд



Умеют рассуждать

















Умеют проявлять речевую активность



Умеют ориентироваться

по карте

Выбор транспортного средства передвижения

- На каком виде транспорта мы можем попасть на Северный полюс?



Задает вопросы

На самолете

Умеют проявлять речевую активность


Определение маршрута по глобусу и карте

(или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте

- Прежде чем отправиться в путешествие, что нам нужно сделать.

- Кто может проложить его на карте.

Побуждает к активности

Определяют маршрут

Умеют определять маршрут по карте

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения

- Ребята, как вы думаете, кто и что может встретиться нам в путешествии на Северный полюс?


Схематично изображает на карте предположения детей

Высказывают предположения

Умеют

выдвигать

предположения

Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей занятых типичным трудом)


- Вы готовы к путешествию? Тогда просьба занять места в самолете и приготовиться к взлету.

(звучит музыка)

- Наш самолет набрал высоту и направляется на север. Посмотрите в иллюминаторы.

(слайд № 4)

- Мы подлетаем к Северному полюсу или Арктике.

- Что вы видите сверху?

- Это большая часть земного шара, в центре которой находится Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года. Температура здесь может быть от -30, до -82.

- Как вы думаете, есть ли на Северном полюсе постоянные жители? Почему?

- Люди на Северном полюсе не живут, туда отправляются экспедиции для изучения и наблюдений.

(слайд № 5)

- А что это за огромные, ледяные горы на Северном Ледовитом океане?

(слайд № 6)

- Небольшая часть айсберга видна над водой, а большая его часть прячется под водой.

(слайд № 6)

- Не могли бы вы мне объяснить, почему айсберги не тонут?









Беседует с детьми


Побуждает к активности








Задает вопросы


















Снег, лед







Очень холодно, температура воздуха очень низкая



Айсберги



Айсберг – это кусок льда. Лед легче воды, поэтому он не тонет.

Умеют рассуждать,

выдвигать предположения, анализировать, сравнивать


Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей занятых типичным трудом





























































































Познавательно-исследовательская деятельность



























- «Внимание! Наш самолет заходит на посадку»


- Вдоль Северного Ледовитого океана находится Крайний Север.

(слайд № 7)

- Здесь день не чередуется с ночью, как это происходит в том месте, где живем мы. Зимой солнце скрыто за горизонтом и на Севере наступает полярная ночь, которая длится 6 месяцев.

(слайд № 8)

- На смену длинной зиме, приходит долгожданное короткое лето. Солнце совсем не скрывается за горизонтом, но его лучи слабы и почти не греют. Наступает полярный день.

(слайд № 9)

- На смену полярному дню приходит полярная ночь.


- Во время полярной ночи, можно наблюдать интересное природное явление. На небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками. Кто-нибудь знает, как называется это явление?

(слайд № 10)


- Северное сияние — это потрясающее по красоте, захватывающее дух зрелище. Оно может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток.

- Кто-нибудь из вас видел северное сияние? А хотите увидеть?

(видеозапись)

- На Севере так холодно, неужели, здесь никто не обитает. Как вы думаете?

(слайд № 11)

- Почему все эти животные не мерзнут в такую лютую стужу?






- А как же тюлени, моржи? Посмотрите, ведь у них нет теплой шубы.

(слайд № 12)







- А чем же питаются моржи и тюлени?

(слайд № 12)


- А разве они не могут питаться растениями?

- Почему?


- Рыбой питаются не только животные, но и птицы. В летнее время на острова слетается множество птиц: кайры, гагары, розовые чайки, полярные совы.

(слайд № 13)


- Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов.

(слайд № 14)


- В тех местах, где много рыбы, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.

(слайд № 15)


- Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц?


- А хотите увидеть «птичий базар»? Тогда давайте спрячемся за скалу.

(видеозапись)


- Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов?

(слайд № 16)


- Белый медведь самый крупный из всех хищных зверей. Длина медведя может достигать 3 метров, а самый тяжелый весит 800 кг.

- Почему белый медведь не впадает в спячку?



- Чем же питается белый медведь?


- Чтобы поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лед.

(слайд № 17)


- Смотрите, на льдину вышел белый медведь и встряхнулся.

(слайд № 18)


- От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз!

- Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе?

- Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?

- Почему это не происходит?

- Мы можем это как-то проверить?



- Вы хотели бы помочь мне провести эксперимент.

- Тогда вы можете объединиться в группы, пары или по одному.

- Подходите к столам.


Эксперимент

Опустите руку в емкость с водой и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите?




- Что произойдет, если сейчас ударит мороз?




- Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?





- Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?








- Какой вывод можно сделать? Почему же белый медведь не покрывается льдом?


- У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

(слайд № 19)


- Вот мы с вами и побывали на Севере, увидели много интересного. Чтобы мы не забыли, о чем узнали в путешествии, попробуем заполнить контурную карту, для этого вы можете объединиться в пары, в группы или по одному.

- Ребята, нам с вами пора возвращаться назад.

- Занимайте места в самолете, устраивайтесь поудобнее и полетели…..

(звучит музыка)



Объясняет, рассказывает





























Вовлекает

в совместную деятельность








Задает вопросы стимулирующие процесс мышления

























Рассказывает, объясняет



















Задает вопросы


Побуждает к активности


















































Вовлекает

в совместную деятельность



Слушают,

отвечают на вопросы



















Северное сияние















Белые медведи, тюлени, моржи, песец, арктические волки

У них есть теплый мех


Толстый слой подкожного жира защищает этих животных от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд

Рыбой, которой много в этих местах

Нет, растений на Севере нет

Растения не могут жить в таких условиях: кругом лед, мало света







Много шума

















Белый медведь





Медведю достаточно пищи круглый год

Рыбой, тюленями, моржами













Покрывается льдом



Прочитать в книге, посмотреть интернете, провести эксперимент



Она мокрая, т.е., покрыта тонким слоем воды.


Эта вода превратиться

в корочку льда


Вода уже

не покрывает всю руку, она собралась капельками



Капли воды с руки слетели. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.


Вода с него слетает т.к. его мех покрыт жиром









Умеют рассуждать





































Умеют самостоятельно исследовать, анализировать, сравнивать




























Умеют рассуждать, проявлять речевую активность































Проявляют

речевую активность











































Умеют рассуждать, сравнивать,

делать выводы







Умеют ориентироваться

на карте


Подведение итогов, проверка предположений,

что нового узнали



Рефлексия








Открытый конец



- Вот мы и оказались в детском саду.

- Где мы с вами побывали?

- Посмотрим, какие были ваши предположения в начале путешествия. Что мы увидели во время путешествия?

- Подтвердились ли наши предположения?


- Что нового узнали?

- Что было самым трудным в путешествии?

- Что было самым интересным?

Синквейн

  1. Что? Север

  2. Какой? Холодный, далекий

  3. Что делать? Изучать, наблюдать, замерзнуть

  4. Север- это вечный холод (мерзлота).

  5. Холод (белый медведь, лед, снег)


- Кому вы бы хотели рассказать о своем путешествии?




Умеют восстанавливать последовательность действий