Выбор пункта назначения | - Здравствуйте, ребята. Мне сказали, что в вашей группе самые смелые и любознательные мальчики и девочки, которые очень любят путешествовать. Это правда? - Я тоже очень люблю путешествовать. Сегодня мне очень захотелось совершить путешествие вместе с вами. А вы хотите отправиться в путешествие? - Ребята, а куда можно совершить путешествие? На экране появляется письмо. - Ребята, на нашу почту пришло письмо. (слайд № 2) - Хотите прочитать его. (слайд № 2) Дорогие ребята! Я приглашаю вас посетить мой материк и узнать много интересного! А поможет вам моя песенка! - Интересно, кто нам его прислал. Послушаем песенку. (запись песенки) - Чья это песенка? Кто узнал? (слайд № 3) - Хотите отправиться к Умке? - А где же наш Умка живет? - Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь? - Ребята, как вы думаете, почему Северный полюс, на карте окрашен в белый цвет? | Беседует с детьми Побуждает к активности Задает вопросы |
В парк, в другой город или страну, на море, на другую планету, в сказку Читают Слушают Это песенка Умки На Северном полюсе Надо рассмотреть карту Кругом снег и лёд |
Умеют рассуждать
Умеют проявлять речевую активность
Умеют ориентироваться по карте |
Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей занятых типичным трудом) | - Вы готовы к путешествию? Тогда просьба занять места в самолете и приготовиться к взлету. (звучит музыка) - Наш самолет набрал высоту и направляется на север. Посмотрите в иллюминаторы. (слайд № 4) - Мы подлетаем к Северному полюсу или Арктике. - Что вы видите сверху? - Это большая часть земного шара, в центре которой находится Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года. Температура здесь может быть от -30◦, до -82◦. - Как вы думаете, есть ли на Северном полюсе постоянные жители? Почему? - Люди на Северном полюсе не живут, туда отправляются экспедиции для изучения и наблюдений. (слайд № 5) - А что это за огромные, ледяные горы на Северном Ледовитом океане? (слайд № 6) - Небольшая часть айсберга видна над водой, а большая его часть прячется под водой. (слайд № 6) - Не могли бы вы мне объяснить, почему айсберги не тонут? | Беседует с детьми Побуждает к активности Задает вопросы |
Снег, лед
Очень холодно, температура воздуха очень низкая
Айсберги
Айсберг – это кусок льда. Лед легче воды, поэтому он не тонет. | Умеют рассуждать, выдвигать предположения, анализировать, сравнивать |
Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей занятых типичным трудом Познавательно-исследовательская деятельность | - «Внимание! Наш самолет заходит на посадку» - Вдоль Северного Ледовитого океана находится Крайний Север. (слайд № 7) - Здесь день не чередуется с ночью, как это происходит в том месте, где живем мы. Зимой солнце скрыто за горизонтом и на Севере наступает полярная ночь, которая длится 6 месяцев. (слайд № 8) - На смену длинной зиме, приходит долгожданное короткое лето. Солнце совсем не скрывается за горизонтом, но его лучи слабы и почти не греют. Наступает полярный день. (слайд № 9) - На смену полярному дню приходит полярная ночь. - Во время полярной ночи, можно наблюдать интересное природное явление. На небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками. Кто-нибудь знает, как называется это явление? (слайд № 10) - Северное сияние — это потрясающее по красоте, захватывающее дух зрелище. Оно может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. - Кто-нибудь из вас видел северное сияние? А хотите увидеть? (видеозапись) - На Севере так холодно, неужели, здесь никто не обитает. Как вы думаете? (слайд № 11) - Почему все эти животные не мерзнут в такую лютую стужу?
- А как же тюлени, моржи? Посмотрите, ведь у них нет теплой шубы. (слайд № 12) - А чем же питаются моржи и тюлени? (слайд № 12) - А разве они не могут питаться растениями? - Почему? - Рыбой питаются не только животные, но и птицы. В летнее время на острова слетается множество птиц: кайры, гагары, розовые чайки, полярные совы. (слайд № 13) - Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. (слайд № 14) - В тех местах, где много рыбы, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары. (слайд № 15) - Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц? - А хотите увидеть «птичий базар»? Тогда давайте спрячемся за скалу. (видеозапись) - Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов? (слайд № 16) - Белый медведь самый крупный из всех хищных зверей. Длина медведя может достигать 3 метров, а самый тяжелый весит 800 кг. - Почему белый медведь не впадает в спячку? - Чем же питается белый медведь? - Чтобы поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лед. (слайд № 17) - Смотрите, на льдину вышел белый медведь и встряхнулся. (слайд № 18) - От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! - Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? - Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом? - Почему это не происходит? - Мы можем это как-то проверить? - Вы хотели бы помочь мне провести эксперимент. - Тогда вы можете объединиться в группы, пары или по одному. - Подходите к столам. Эксперимент Опустите руку в емкость с водой и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите? - Что произойдет, если сейчас ударит мороз? - Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? - Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды? - Какой вывод можно сделать? Почему же белый медведь не покрывается льдом? - У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом. (слайд № 19) - Вот мы с вами и побывали на Севере, увидели много интересного. Чтобы мы не забыли, о чем узнали в путешествии, попробуем заполнить контурную карту, для этого вы можете объединиться в пары, в группы или по одному. - Ребята, нам с вами пора возвращаться назад. - Занимайте места в самолете, устраивайтесь поудобнее и полетели….. (звучит музыка) | Объясняет, рассказывает Вовлекает в совместную деятельность Задает вопросы стимулирующие процесс мышления Рассказывает, объясняет Задает вопросы Побуждает к активности Вовлекает в совместную деятельность |
Слушают, отвечают на вопросы
Северное сияние
Белые медведи, тюлени, моржи, песец, арктические волки У них есть теплый мех Толстый слой подкожного жира защищает этих животных от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд Рыбой, которой много в этих местах Нет, растений на Севере нет Растения не могут жить в таких условиях: кругом лед, мало света
Много шума
Белый медведь
Медведю достаточно пищи круглый год Рыбой, тюленями, моржами
Покрывается льдом
Прочитать в книге, посмотреть интернете, провести эксперимент
Она мокрая, т.е., покрыта тонким слоем воды. Эта вода превратиться в корочку льда Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками Капли воды с руки слетели. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вода с него слетает т.к. его мех покрыт жиром |
Умеют рассуждать
Умеют самостоятельно исследовать, анализировать, сравнивать
Умеют рассуждать, проявлять речевую активность
Проявляют речевую активность
Умеют рассуждать, сравнивать, делать выводы
Умеют ориентироваться на карте |