Урок по литературе
«Путешествие с Маленьким принцем»
Цели урока:
Образовательные цели:
находить в произведении скрытые смыслы
расширить знания о личности писателя.
Развивающие цели:
совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий ЗОЖ;
формировать у ребят приобщение к ЗОЖ;
воспитывать уважение к чувствам другого.
Тип урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности
Форма урока: урок открытых мыслей.
Методы:
словесный (слово учителя);
исследовательский (творческие работы);
практический (чтение текста);
частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
репродуктивный (беседа по рассказу);
проблемно – поисковый.
Оборудование: компьютер, экран, листы бумаги, листочки для записей, конверты.
Место проведения: кабинет.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, мы уже с вами знакомы со сказкой «Маленький принц»
Кто автор этой сказки? Что вы можете сказать о нем? Слайд
Сегодня мы с вами рассмотрим эту сказку с другой стороны. Чтобы понять о чем мы будем говорить скажите начало пословицы : …………..- здоровый дух. Сегодня мы будем рассматривать эту сказку с точки зрения здоровья. Я несколько раз повторила, что это сказка, сам автор дает ей такое определения жанра. Но полностью отнести это произведение к сказке нельзя. Почему? На какие виды делятся сказки? Поэтому литературоведы отнесли это произведение к жанру притчи. Итак, запишите в свои теоретические тетради определение притчи. Слайд
II. Правила о здоровом образе жизни.
- Какого человека можно назвать здоровым?
Сегодня мы с вами решим насколько здоровы или наоборот, какими недугами и болезнями могут обладать жители астероидов, которые посетил Маленький принц.
Итак отправляемся.
Сколько планет посетил М.П. Назовите их.
III/ Сейчас мы остановимся на планете честолюбца и попытаемся разобраться какие недуги могут сопровождать такого человека. Ведь вспомните нашу пословицу вначале урока! В здоровом теле – здоровый дух. Т.е. наше физические здоровье зависит и от психологического и душевного здоровья. Обратим внимание на слово ЧЕСТОЛЮБЕЦ. Выбор буквы И или Е. Меняется ли значение слова от выбора буквы? Кто такой чистолюбец?
Выделим морфемы (корень слова), это сложное слово. Честолюбец – это человек, который жаждет почести и славы. Но что должен делать человек, чтобы заслужить почесть и славу?
А наш герой делает это? Нет. Он хочет получать только похвалу и незаслуженно. Т.Е. он нечестен с самим собой. И естественно, все от таких людей отвернуться и его ожидает ОДИНОЧЕСТВО. В принципе, так и есть : он одинок и только ждет, чтобы кто-то посетил и похвалил его.
IV. Теперь разделимся на группы. Каждая группа получит конверт с заданием по каждой планете. Вы должны описать какие проблемы со здоровьем могут быть у жителей планет.
Станция 1. «Глаза-главные помощники человека» (Планета Географа)
О чем первая страница, вы узнаете, отгадав загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят» (глаза)
Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Ночью лучше всех видит сова. Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза огромная, а отдыхают они только во сне. Мы с вами знаем, что нужно делать, чтобы сохранить хорошее зрение.
Умываться по утрам.
Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день,
Сидеть не ближе 3 м от телевизора,
Не читать лёжа.
Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
Регулярно делать гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
• Оздоровительная минутка.
Гимнастика для глаз.
Станция 2. «Осанка - стройная спина!» (Планета Короля).
Как вы думаете? Приятно смотреть на стройного человека? Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности. Неправильная осанка делает спину кривой и некрасивой, развивается сколиоз, который лечится долго, иногда даже в больнице. Давайте вспомним правила, как вырабатывать правильную осанку. (Дети рассказывают правила)
о Правильно сидеть за столом, на стуле. Не горбиться.
о Носить учебные вещи в ранце, на спине.
о При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
о Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.
о Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
• Оздоровительная минутка
1. Ходьба
на месте;
на носках, руки вверх;
и на пятках Руки за голову.
Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идём на пятках.
2. Ёлочки
«ели»-стоя на носках, руки вверх.
«ёлки»- руки в стороны.
«елочки»- присесть, руки вперёд. Следить за спиной, спина прямая.
Есть в лесу три полочки: ели, ёлки, ёлочки. Лежат на елях небеса. На ёлках - птичьи голоса, Внизу на ёлочках - роса.
3. Самокоррекция.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка - высший класс!
Станция 3. «Отдых – это здорово» (Планета Фонарщика)
Ведущий: Здоровый образ жизни это не только занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, правильного питания, но и правильный отдых. Конечно, наш организм просто устанет от постоянной учебы и долгой тренировки. Организм должен иметь возможность для нормального восстановления сил.
Ведущий: Умение правильно распределять свое время, чтобы не переутомлять организм, сочетать умственные и физические нагрузки, отдых и труд – это и есть рациональный режим дня, путь к здоровому образу жизни.
Станция 4 «Курить - здоровью вредить» (Планета делового человека)
Курение и его негативное влияние
Человек, выкуривавший по одной пачке табачных изделий в день, накапливает в организме 700-800 грамм смолы. Помимо смолы и полония, табачные изделия содержат свыше 4 тысяч опасных для здоровья человека веществ химического происхождения, в том числе:
196 — токсического действия;
14 — наркотического типа;
50 — вызывающие раковые заболевания.
Курение вредно, так как табачные листья при горении выделяют углеродную окись, которая снижает уровень гемоглобина в организме. В результате гибели клеток образовывается карбоксигемоглобин, затрудняющий кислородную подачу в органы дыхания. При каждодневном выкуривании множества сигарет, курильщик вдыхает более 400 мл угарного газа, что приводит к возрастанию карбоксигемоглобина в кровяных клетках и постоянной нехватке кислорода в тканях внутренних органов.
Курение оказывает вредное воздействие на органы не только самому курящему, но и его окружению. Находясь в одном помещении с курящим человеком, некурящие люди вдыхают свыше 80% табачного дыма с канцерогенами. Курение пассивного характера в результате пребывания в накуренном помещении провоцирует развитие нарушений в сердечной и дыхательной системах пожилых людей, женщин, детей.
Станция 5 . «Пьянству бой!» (Планета пьяницы)
Вредные действия алкоголя
Алкоголизм — хроническое, практически неизлечимое, заболевание, которому присуще:
пониженный сахар в крови, развитие диабета;
поражение сердца, легких, печени;
нарушение пищеварительного тракта;
подавление нервной системы;
осложнения других заболеваний;
психические и умственные расстройства;
алкогольные галлюцинации;
депрессия, отсутствие мотивирующих действий.
Прием спиртного негативно сказывается на формировании личностных качеств, что приводит к полной их деградации. Алкоголь вредит здоровью, расшатывает нервную систему, попадая в кровь губит кровеносные клетки, вследствие чего у пьющего обнаруживается целый букет заболеваний. Алкогольные напитки подавляют действия, делают человека агрессивным и раздражительным. Под действием алкогольного опьянения в человеческом организме происходит разрушающий и необратимый процесс гибели здоровых клеток.
Станция 5. Как жить прекрасно на Земле (Планета Земля)
Человеческий организм способен накапливать и сохранять полезные вещества достаточно длительное время. Однако без потребления воды в том или ином виде человек может жить не более 3 дней. У здорового человека доля воды составляет 2/3 от массы тела. Малейшее снижение процентного содержания воды в организме влечёт за собой опасные патологические состояния, поскольку клетка не способна нормально функционировать в растворах с высокой вязкостью.
Чай, кофе, газировка, пиво, алкогольные напитки содержат не только воду, но и обезвоживающие компоненты, например кофеин. Учёные доказали, что при употреблении вышеперечисленных напитков организм теряет больше воды, нежели приобретает.
Обратимся к таблице, какой вес, сколько стаканов воды.
Итак, ребята, мы сегодня говорили о собственном здоровье и способах его сохранения. Но есть ещё один важный пункт для сохранения нашего здоровья, ведь без свежего воздуха, без безопасных солнечных лучей, полезных растительных продуктах невозможно быть здоровым. Что дает нам всё это? И конечно же, мы должны думать и о здоровье нашей планеты.
Стихотворение наизусть.
Мы все как боги рядом с небом,
Живем на лучшей из планет.
Она дождем кропит и снегом,
Порой нам заметает след,
Но облачное оперенье,
Вдруг сбрасывают небеса,
И сквозь привычные явленья
Проглядывают чудеса.
И лунный свет на кровлях зданий,
И в стужу, будто на заказ,
Рулоны северных сияний
Развертываются для нас.
И памятью об общем чуде
Мерцают звезды в сонной мгле,
Чтобы не забывали люди,
Как жить прекрасно на Земле.
Вадим Шефнер.
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ!
«Ящик пожеланий»
- Совсем немного осталось до новогодних праздников. Вокруг будут слышны поздравления с наступающим новым годом и различные пожелания. Вот и у нас есть «Ящик пожеланий»
- На столе у вас лежат цветные листочки. Вы можете написать на этих листочках пожелания самому себе, одноклассникам, друзьям связанные с темой нашего занятия. На обратной стороне напишите, кому вы адресуете эти пожелания и опустите листок в этот красивый ящик. Этот ящик мы с вами откроем только после новогоднего праздника и вы сможете прочитать пожелания друзей. (Дети пишут пожелания и опускают в ящик)
Пожелания написаны, и наше занятие подходит к концу. Я думаю, что все взяли с него что-то важное для себя. Спасибо, с вами было интересно работать.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Нарисуйте свою планету Здоровья.