«Путешествие в страну мастериц»
(урок обобщения и систематизации знаний и умений)
Цели урока:
Обучающие – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения;
Развивающие – способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, оценивать свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности;
Воспитательные – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, воспитание коммуникабельности и желания работать группами;
Коррекционные – коррекция памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
Урок проводится в форме соревнования между учащимися двух
7-х классов. Выполнение заданий на каждой станции оценивается
жюри из 3-х человек.
Материал к уроку:
Спецодежда: фартук, косынка.
Пословицы о труде, напечатанные и разрезанные на части
Нитки, зашифрованные названия машинных швов, образцы машинных швов.
Ткань с вырезанными фрагментами (в виде подошвы утюга) и сами фрагменты.
20 вопросов по швейному делу и 4 варианта ответа к каждому вопросу.
Карточки с образцами тканей и напечатанные названия тканей.
«Чёрный ящик» с содержимым, имеющим отношение к швейному делу.
Памятка с разными способами пришивания пуговиц.
Перед началом урока на доске написать тему и названия станций, по которым будет проходить путешествие.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учителя.
Урок сегодня не обычный, мы отправляемся в путешествие в страну мастериц, где вас ждет много интересного. Это путешествие покажет нам уровень ваших знаний по предмету, поможет выявить самых сообразительных и талантливых. Вашу работу на каждой станции будет оценивать жюри, которое и поможет нам подвести итоги в конце нашего занятия.
Путешествие по станциям.
Принимает участие вся команда.
А) Кто быстрее оденет спецодежду.
Б) Кто точнее расскажет о необходимости использования спецодежды на уроках швейного дела.
В) Разминка
Кто первым правильно составит пословицы о труде, у которых перепутались начало и конец (каждой команде по 2 пословицы) Постараться объяснить смысл пословиц.
Делу время потехе час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Терпенье и труд всё перетрут.
Умелые руки не знают скуки.
Переносное значение выражения Нить Ариадны – руководящее начало, путеводная нить. Прежде чем выполнить следующее задание, нужно сплести себе такую путеводную нить.
Принимает участие вся команда.
А) Правильно отмеряем нитки (через локоть) и связываем их узелками в одну. Нить должна быть такой длины, чтобы можно было добраться до задания и выполнить его.
Б) Задание: расшифровать названия машинных швов и найти эти швы среди образцов.
Окантовочный Запошивочный
Вподгибку Накладной
Двойной Стачной
Определить местонахождение вырезанных кусков ткани (по принципу пазлов).
Почему на ткани могут образоваться такие дырки? Какая инструкция при работе с утюгом была нарушена? Повторить правила безопасной работы с электрическим утюгом.
Командам по очереди задаются 10 вопросов с 4 вариантами ответов. Из четырёх ответов надо выбрать один правильный. Участники могут воспользоваться двумя подсказками: помощь друга, 50х50 (убрать 2 неверных ответа).
Игра в ЛОТТО.
Карточки с названиями тканей разложить на соответствующие им образцы тканей ( х/б суровая, х/б гладкокрашенная, х/б фланель, х/б с рисунком, ткань с блеском, ткань с ворсом, шерстяная ткань, шёлковая ткань, трикотажное полотно)
С закрытыми глазами участники команды по очереди достают из ящика предметы и на ощупь определяют – что это?
В ящике находятся предметы имеющие отношение к швейному делу ( напёрсток, ножницы, подушечка для игл, кружево, косая бейка, пуговица плоская и на ножке, нитки мулине, нитки щвейные, булавка, распарыватель, молния, ручка, карандаш, линейка, портновский мел, шпулька, шпульный колпачёк…)
Команды по очереди называют:
А) части и детали швейной машины;
Б) известные виды отделки.
Победит та команда, за которой будет последнее слово!
С помощью пуговиц пришить крылья на заранее заготовленные гуси- мешочки (пуговицы и нитки подобрать самостоятельно). Перед началом работы обратить внимание на различные способы пришивания пуговиц с 4 отверстиями, а в конце работы рассмотреть, что эти способы обозначают. Всем участникам на память выдаются памятки.
3. Подведение итогов урока.
Жюри оценивает работу команд на станциях и называет победителя. По результатам путешествия, учителем вместе с учениками, делаются выводы об уровне теоретических и практических знаний учащихся по предмету.