МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Конспект НОД по ФЭМП
в подготовительной группе
«Путешествие в страну «Математика»»
Составила учитель-дефектолог:
Лавренова Наталья Николаевна.
г. Биробиджан
Программные задачи:
Познакомить с составом числа 9 из единиц. Познакомить с цифрой 9. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.
Воспитывать целеустремленность, интерес к математическим знаниям, отзывчивость и уважение к товарищам.
Развивать математические способности, глазомер, цветовосприятие.
Дидактический наглядный материал: макет поезда, атрибуты для проводника, мяч среднего размера.
Раздаточный материал: числовые веера по количеству детей, наборы цифр на каждого ребенка, комплекты палочек Кюизенера по числу детей, наборы для творческой работы детей для каждого, комплекты игры «Электронная Муха» по числу детей.
Ход:
Орг.момент (Круг радости):
- Ребята, давайте все встанем в круг.
Шире круг, шире круг. Музыка зовет.
Всех друзей и подруг в шумный хоровод.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
(Дети выполняют упражнения, в соответствии с текстом.)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в страну «Математика». А на каком транспорте мы можем туда отправиться (ответы детей). Правильно. Вы много предложили вариантов, но отправимся мы на поезде, а я буду вашим проводником (повесить сумочку с рупором).
- Но сначала разомнемся и подготовимся к занимательному путешествию.
Игра устная «Скажи наоборот».
- Я говорю слово, а вы поднимаете руку и называете слово с противоположным значением (высокий - низкий, широкий - узкий, большой - маленький, легкий - тяжелый, вверх - вниз, налево - направо, вперед - назад, далеко – близко и т.д).
- Молодцы, отлично справились с игрой, отправляемся в путешествие. По вагонам! (дети становятся за макетом, изображая движение поезда).
-Чух, чух, чух, чух, мчится поезд во весь дух. УУУ! Я пыхчу, пыхчу, пыхчу в страну «Математика» попасть хочу, ууу! Шшш, приехали). Проводник берет в руки рупор и объявляет остановку.
- Вот и первая станция «Числовая».
- Поиграем в игру «Посчитай правильно» (с мячом)
- Ребята, давайте вспомним счет от 1 до 10. (дети считают и предают мяч следующему по кругу).
- А сейчас задача усложняется, считаем от 3 до 8, начинаем с Глеба.
- Слушайте дальше задание, считаем в обратном порядке от 8 до 2, от 2 до 6,
от 5 до 1.
- Отлично, считать вы умеете, присаживайтесь на свои места, ножки поставьте вместе спинка прямая. Ребята, перед вами карточки с цифрами, слушаем задание внимательно, работаем старательно (работаем с наборами цифр).
• покажите соседей числа 3, 5,7.
• какое число находится между числами 5 и 7, 4 и 6, 5 и 3?
• какое число следует после числа 4?(взять самой цифру неверную, тем самым запутать и поверить детей).
• какое число находится перед числом7?
- Замечательно, все работали старательно. Путешествуем дальше своим ходом. Все за мной, не отставайте!!!
- Станция «Новая». (проводник объявляет).
- Готовы познакомиться с новыми знаниями? Присаживайтесь за столы.
- Перед вами волшебная коробка, откройте ее. Что находится внутри? (разноцветные палочки). Правильно, они помогут вам учиться и играть.
- А теперь, выберите по одной палочке каждого цвета (Злата повтори задание) (дети выбирают, педагог проверяет)
- Разложите выбранные палочки по длине кроме розовой (Глеб повтори задание).
(от самой короткой до самой длинной)
- Что у вас получилось (лесенка).
- Посчитайте, сколько ступенек у лесенки? (8). А у тебя Аня? А сколько ступенек у твоей лесенки Ваня? Сколько ступенек насчитал Богдан?
- На веере найдите и покажите какой цифрой обозначается число 8. (показали)
- А теперь добавьте еще 1 розовую ступеньку, сколько теперь ступенек? (9).
- Как получилось число 9? (спросить 2 человек). (8+1=9).
- А обозначается число 9 цифрой 9 (повесить на доску изображение цифры 9).
- Посмотрите внимательно на цифру 9, на какую цифру она похожа? (на цифру 6).
- Положите перед собой цифру 6 и послушайте стихотворение (работа с набором цифр).
Цифру девять получить несложно.
Нужно только цифру шесть вверх ногами повернуть осторожно!
- Ребята, поворачивайте цифру 6, смелее. У всех получилась цифра 9, как у меня на доске?
- Умнички мои, вы хорошо поработали, пора отдохнуть, спешим на следующую станцию «Спортивную» (дети на ковре выполняют имитационные движения)
-Ребята, слушайте и выполняйте движения.
Физкультминутка
В понедельник я купался, (Изображают плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображают рисование.)
В среду долго умывался, (Умываются.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгают.)
Очень долго танцевал. (Кружатся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопают в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
- Здорово, отдохнули мои путешественники. Двигаемся дальше. Мы отправляемся на следующую станцию «Занимательная», присаживаемся на свои места, но сначала приготовим наши глазки.
Гимнастика для глаз (для снятия зрительного напряжения.
Прослеживающие движения за кругом вверх, вниз, влево, вправо).
Раз - направо, два - налево,
Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь глаза покружим,
Чтобы лучше видеть мир.
- Друзья, давайте попробуем цифру 9 выложить из семян подсолнечника (дети выкладывают цифру 9).
- Какие прекрасные цифры у вас получились, какие вы умелые, все старались. Но нам пора дальше.
- А вот и станция «Спасатели». У нас важное задание, называется «Спасем электронную муху». Дело в том, что у царицы Математики много помощников. И ее любимая помощница электронная муха попала в клетку, из которой выбраться ну никак не может без вашей помощи. Наша задача - помочь мухе найти выход из клетки. Клетка состоит из квадратов, (можно их посчитать), квадрат с «+» - это выход. Поможем мухе? Спасатели готовы? Посадите муху в центральный квадрат. Будьте внимательны, слушайте и выполняйте. (один ребенок работает у доски, остальные на местах).
Муха перемещается следующим образом:
1 клетка вверх.
1 клетка влево. Где остановилась муха? (в левом верхнем квадрате).
1 клетка вниз.
1 клетка вправо. Где сейчас остановилась муха? (в центральном квадрате).
1 клетка вниз.
- А теперь, как нужно двигаться мухе, чтобы выбраться из западни? (1 клетка вправо).
- Прекрасно, вы спасли помощницу. И за это царица Математика хочет вас отблагодарить. Математика вручает вам простые карандаши, которые совсем не простые, они научат вас красиво писать цифры в тетрадях и правильно выполнять математические диктанты, а также игру для занятия математикой. А нам пора возвращаться в детский сад. По вагонам!!!! (дети становятся за макетом, изображая движение поезда).
- Чух, чух, чух, чух, мчится поезд во весь дух. УУУ! Я пыхчу, пыхчу, пыхчу в детский сад попасть хочу, ууу! Шшш, приехали.
- Ну вот мы и на месте. Вам понравилось путешествовать?
- На каких станциях вы сегодня побывали?
- С каким числом и цифрой мы познакомились? (9)
- Как получилось число 9?
- Что сегодня для вас в путешествии показалось трудным?
- Какие вы молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными.
- Спасибо вам, ребята, за работу пора вам отдыхать, попрыгать, поиграть.