СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности».»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» Нестеровой Елены Александровны


   Тема инновационного педагогического опыта: «Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности».

   Актуальность и перспективность опыта

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. 

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

В национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа» подчеркивается, что сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни, и поэтому одной из основных задач в моей работе - активизация познавательной деятельности младших школьников.

Условия формирования опыта.

Обозначенную проблему считаю актуальной и социально значимой, поскольку процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Таким образом, новизна моей работы в применении системы приемов, форм, практического содержания и психологических подходов, влияющих на развитие мотивационной потребности и познавательного интереса к обучению младших школьников.

Знаю, что многих сегодня интересует проблема «Активизация познавательной деятельности школьников», поэтому обобщаю и распространяю педагогический опыт среди своих коллег, демонстрируя открытые уроки, выступая на заседаниях методического объединения, педсоветах и семинарах.

Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью не просто, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.

Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.


Теоретическая база опыта.

   Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны. 
   Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.    

   Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. 
Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. 
  Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. 

Проблемное обучение. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). 
   Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. 

Технология опыта.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока. Таким образом побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству" помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.

Я думаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие, и поэтому каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы.

Особое внимание уделяю постановке вопросов. Ставлю вопросы так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например: «Что вы можете сказать о числе 7?», «Расскажите все, что вы знаете об этой букве?», «Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе» и т.п. Я не задаю параметров мыслительной деятельности – ученики сами определяют все, что надо сказать о числе, букве, произведении. Я спокойно реагирую на ответы, не говорю сразу, прав или нет ученик, об этом должны сказать дети. Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Учащиеся способны свободно общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Так мои дети приучаются жить и работать не «рядом», а «вместе».

Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

  • задачи со сказочным сюжетом.

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Знакомство с технологией проблемного диалога стало для меня ключом к успешной работе. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ, формируя тем самым регулятивные УУД.

Такая форма проведения урока формирует метапредметные умения, развивает исследовательские способности, способствует формированию коммуникативных качеств ребенка. А это все отвечает требованиям стандартов второго поколения. Так же могу с уверенностью заявить, что дети на таких уроках максимально усваивают новый материал, ибо невозможно не понять то, что ты открываешь сам.

В систему моей педагогической деятельности входит использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет ресурсов, различных мультимедийных приложений – это электронные приложения к учебникам, интерактивные таблицы.

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк, особенно при работе над проектами. Мои ученики вместе обсуждают и формулируют цель работы, план действия и результат.

Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Ученики желают и готовы учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

Результативность опыта.

Но для меня все-таки самым главным показателем работы являются успехи учеников.

Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения.

Мои ребята являются участниками и победителями многих школьных олимпиад и конкурсов.

Мои ученики любят учиться, отличаются добротой и отзывчивостью, активной жизненной позицией. Показывают стабильные результаты в знаниях обучаясь и в среднем звене. Они помнят почти все: уроки, внеклассные мероприятия, что было в начальной школе. А это значит, что мне удалось найти путь к сердцу большинства моих учеников.