МКОУ « Сордоннохская СОШ имени Т.И. Скрыбыкиной»
Пути и приемы подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сордоннохская СОШ»
Скрыбыкина А.К.
Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности и на успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку;
Формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.
Задачи:
-организовать информационную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ; создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;
-способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
-расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям;
Актуальность:
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных технических ошибок;
узнать об особенностях ЕГЭ;
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов
Этапы работы:
изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися;
создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде;
Технология опыта
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Пути и приемы подготовки школьников к ЕГЭ
Лингвистические
разминки
Элективные курсы
Использование ИКТ
Мониторинг
качества знаний
Проверочные и пробные
экзамены
Структурирование
учебного материала
Актуализация
знаний
В моей педагогической практике семь выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10 – 11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 5-11 классов, поэтому начиная с 5 класса, каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения её к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению частей А и В в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться папками ( тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.
В старших классах провожу мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию частей А и В. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ, пробных школьных экзаменов. После проведения тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению.
Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ЕГЭ, которые разрабатываю сама, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С – написание сочинения-рассуждения. С 7 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному в дополнение к обязательному минимуму программного материала составила:
- предметно- ориентированную Программу специального курса по русскому языку «Развивайте дар слова. Сочинения разных жанров», 9-11 классы.
- программу элективного курса «Средства языка художественной словесности», 7-8 классы.
- для реализации индивидуальных учебных планов - программу «Подготовка к ЕГЭ», 11 класс.
Актуальность данных элективных курсов заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (части С) по русскому языку в 11 классе.
Эти курсы я начинаю вести с 9 класса, и снова формируется новая папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу 3 года у каждого ученика собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.
В 10 -11 классах продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.
ИКТ в подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников.
Я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.
Начиная с азов работы с компьютером, я научилась готовить презентации в редакторе Power Point иллюстративного характера, а затем стала находить готовые, что намного экономит время учителя при подготовке к занятиям Основная функция презентации – служить наглядным материалом.
Примером этого утверждения служат интерактивные презентации как способ контроля знаний и умений обучающихся. Приоритетом использования интерактивной презентации является, во-первых, тестовая форма предлагаемых заданий, во-вторых, доступность и простота создания. Цветовое исполнение, возможность ввода слайдов с подсказками, анимационные эффекты делают интерактивную презентацию привлекательной для ребят.
Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному. Предпочтительнее в начале размещать легкие вопросы с целью повышения собственной уверенности либо для снятия тревожности использовать разминку, в которой предлагается вспомнить основные теоретические аспекты, связанные с предметом теста. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы, ученик сам задает темп работы, сразу же получая за нее оценку. Можно воспользоваться подсказкой, посмотреть количество допущенных ошибок. Это дает возможность проанализировать, насколько глубоко усвоен данный материал.
Также для подготовки к ЕГЭ использовала электронные пособия "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся. Но данная программа достаточно сложна для самостоятельного изучения учащихся. Материал учитель может использовать на факультативах при работе с сильными учениками.
Замечательным помощником был нам с ребятами электронный учебник «ЕГЭ без ошибок», О.В. Волковой, Я.В. Алексеевой, в котором теоретический материал представлен в виде алгоритма для запоминания, сопровождающийся тестовым материалом с разъяснением. Но главное это то, что указаны «ловушки» с которыми встретиться могут не очень вдумчивые учащиеся.
Можно применять для индивидуальной и групповой работы ресурсы сети Интернет.
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение заданий повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.
Реализация данной методической системы обучения учащихся привела к хорошим результатам.
Результативность:
Динамика успеваемости и качества обучающихся за 3 года:
Учебный год | Предмет | Количество учащихся | % качества | % успеваемости |
2011 - 2012 | Русский язык | 19 | 94 | 100 |
| Литература | 19 | 90 | 100 |
2012 - 2013 | Русский язык | 19 | 96 | 100 |
| Литература | 19 | 100 | 100 |
2013 - 2014 | Русский язык | 16 | 98 | 100 |
| Литература | 16 | 100 | 100 |
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов в т.ч.результаты ЕГЭ
Итоговая аттестация – 9 класс
2005-2006 учебный год:
успеваемость - 100%, качество – 75%
2009-2010 учебный год:
успеваемость - 100%, качество – 100%
2011 – 2012 учебный год:
успеваемость - 100%, качество – 100%
Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку, 2008
Ф.И.О. учащегося | Предмет | Балл |
Аммосова Матрена | Русский язык | 66 |
Борисов Владислав | Русский язык | 62 |
Винокуров Юрий | Русский язык | 67 |
Прокопьев Олег | Русский язык | 56 |
Ядреев Тимур | Русский язык | 51 |
Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку, 2012
Ф.И.О. учащегося | Предмет | Балл |
Атастыров Михаил | Русский язык | 51 |
Громов Григорий | Русский язык | 49 |
Егоров Павел | Русский язык | 39 |
Сивцев Степан | Русский язык | 51 |
Скрыбыкина Дарина | Русский язык | 64 |
Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку, 2014
ФИО учащегося | Предмет | Балл |
Винокурова Айыына | Русский язык | 63 |
Гермогенов Яков | Русский язык | 55 |
Готовцева Римма | Русский язык | 64 |
Егорова Наталья | Русский язык | 51 |
Сивцев Айтал | Русский язык | 55 |
Результат сдачи ЕГЭ по литературе, 2012
Скрыбыкина Дарина – 64 балла
Результат сдачи ГИА , 2015
ФИО учащегося | Предмет | Балл |
Аммосова Изабелла | русский язык | 38 |
Атастыров Андрей | русский язык | 18 |
Иванов Иннокентий | русский язык | 28 |
Прудецкий Георгий | русский язык | 27 |
Скрыбыкина Айгыына | русский язык | 38 |
Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время сдачи ЕГЭ.