МБДОУ детский сад №28 «Колосок»
г. Ессентуки
«Путешествие по временам года»
Открытое занятие в подготовительной
к школе группы «Колокольчик»
( с использованием методов ТРИЗ)
Воспитатель: Симоненко Ж. Н.
Форма проведения: подгрупповая
Цель: Систематизация знаний о временах года
Задачи:
«Познавательное развитие»
Закрепить знания о явлениях природы в разный период года.
Систематизировать знания о последовательности протекания различных событий.
Активизировать мышление детей, умение перевоплощаться и абстрагироваться. Закрепить представления о свойствах жидких, твердых и газообразных веществ.
«Социально-коммуникативное развитие»
Поддерживать желание к высказыванию собственного мнения.
Развивать умение самостоятельно делать умозаключения и выслушивать мнение других детей.
«Речевое развитие»
Активизировать использование антонимов в речи
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать чувство ритма, умение двигаться под музыку.
Методы и приемы: проблемная ситуация ,дидактическая игра, методы ТРИЗ:
(«Данетка», «Моделирование маленькими человечками», «Системный оператор», «Метод Робинзона», «Мозговой штурм»,
«Кольца Луллия»), словесные инструкции, вопросы, уточнение.
Оборудование: коробка, модель года, схема последовательности вопросов, модель системного оператора( пятиэкранка, карточки с рисунками( дерево, части дерева, лес, росток, пень, сосулька, крыша, вода. лед, снег, лужа), кольца Луллия.
Оргмомент: Игра «Что в коробке?»
Цель: Закрепить умение последовательно задавать вопросы, делать умозаключения.
В. Ребята, а что бы вы хотели делать сейчас?
Ответы детей.
В.- Ребята, посмотрите, что у меня есть.
-Коробка.
В.- В ней что-то находится. Хотите узнать? Тогда задавайте вопросы, только такие, на которые я смогла бы ответить словами «да» или «нет». А эта схема подскажет вам, какие вопросы надо задавать.
Схема. Размер, толщина, материал, действие.
-Это( большой, маленький, средний) предмет?
-Плоский, толстый, тонкий?
-Железный, бумажный, пластмассовый?
С ним можно играть, бегать, кушать, и т. д.?
Дети отгадывают.
Если не отгадают,
показать модель года.
В. Это модель года. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года. .Хотите совершить путешествие? С какого сезона мы начнем путешествовать? Какое сейчас время года? Может быть, наше путешествие начнем с зимы? Вы согласны?
Поставить стрелку на «Зиму». Ребенок.
Вы любите зиму? Что в ней хорошего? Что плохого?
Игра «Хорошо- плохо»
Вывод: Ребята, все-таки зимой хорошо или плохо?
В. –А теперь назовите зимние месяцы.
Вы говорили, что зимой много снега и льда. А лед какой?
Звучит музыка.
Представим, что вы –кусочек льда. Раз лед твердый, как будут располагаться мал. человечки?(крепко держатся за руки.) Солнце пригревает. Становится тепло, лед тает, появились лужи..Что будут делать мал. чел? ( они уже не держатся за руки).Солнце припекло, вода с поверхности земли испаряется. Как стали вести себя мал. чел.?(стали подвижные, бегают в разные стороны). А теперь вы больше не маленькие человечки, а дети.
- В. Вы замечательно перевоплотились. Скажите, сосульки, ручьи, подснежники - это признак чего? Значит, после зимы наступает … весна.
Ребенок переводит стрелку на «Весну».
Переходим к следующему столу, на котором 2 « пятиэкранки» ,картинки на темы «дерево» и «сосулька». Дети делятся на 2 команды с помощью предложенных картинок(снежинка и ромашка). Каждая команда заполняет свою «пятиэкранку» Схемы заполнения «пятиэкранок»:
Лес Крыша
Росток Дерево Пень Снег Сосулька Лужа
Части дерева Лед
Анализируем проделанную работу: У первой группы было задание заполнить «пятиэкранку» на тему «дерево». Если мы на «лифте» спустимся вниз, то увидим части дерева(корень, ствол, листья, ветки). Поднимемся наверх. Узнаем , где растет дерево. Перейдем налево, вспомним прошлое: чем было дерево раньше. Пойдем направо: узнаем будущее, т. е. что с ним произойдет.
Аналогично проверяется задание второй группы.
В.- Ребята, листья на деревьях, сосульки- это признаки весны. А какие еще признаки весны вы можете назвать?
В.-Ребята, вы подробно рассказали о признаках весны .А теперь пора назвать весенние месяцы.
В.-Какое время года наступает после весны? Наше путешествие продолжается и мы с вами отправляемся (в лето. )Перевести стрелку.
Переходим к следующему столу. Надпись «Лето».
В. – Вы любите лето? За что вы его любите?
А вы можете ответить, чем лето отличается от зимы? Я предлагаю вам поиграть. Я буду говорить, что бывает зимой, а вы – что-летом..
Зимой холодно, а летом…
Зимой день короткий, а летом..
Зимой ветки голые, а летом..(на деревьях листья)
Зимой птицы не поют, а летом…
Звучит музыка.
В.-Да, лето- прекрасная пора. Это- время года, когда мы много путешествуем. Давайте представим, что мы с вами отправились в путешествие на корабле на необитаемый остров. Мы вышли на берег, походили по острову. Но когда вернулись, оказалось, что наш корабль утонул, а вместе с ним и весь груз, кроме жевательной резинки. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека. ( Пища, вода, жилье). Как жевательная резинка поможет нам в этом? (Сделать из жвачки посуду для сбора воды, крышу и т.д.)
Как нам вернуться назад?
Предложения детей. Выбрать наиболее оптимальный.
Молодцы, ребята. Мы благополучно возвратились назад. А теперь назовите, пожалуйста, летние месяцы. Мне кажется, наше путешествие закончилось. Летом так хорошо, может нам остаться здесь?
-Нет, осталось еще одно время года-осень.
Верно. Мы не можем изменить ход времени, отправляемся к осени. Переместить стрелку на модели года.
Подходим к столу «Осень» На нем «Кольца Луллия» из трех кругов. 1 пособие: На маленьком круге-картинки «Времена года», на среднем- птицы, на большом-ветки деревьев. 2 пособие: Маленький круг- «Времена года», средний- помидор, большой- дети. Картинки перепутаны.
В. –Ребята, а эти «Кольца» помогут нам рассказать об осени. Но для этого нужно поставить все картинки на свои места. Попросить детей поставить все картинки на свои места. Две команды.
Анализируем проделанную работу. Напротив осени -….. Почему?
Назвать признаки осени и осенние месяцы.
В.-Ребята, а как вы думаете, после осени появится новое время года или все закончится?.
Действительно, наша модель показывает, что время не стоит на месте , а течет по спирали: год идет за годом, одно время года сменяет другое.
В.-А можем мы обойтись без одного из четырех времен года, например- зимы?
Ответы детей. .
В. Какое время года вам понравилось больше всего? Почему?
В.- Ребята, наше путешествие закончилось, и мы с вами снова оказались в каком времени года?
А вы любите гулять зимой? Я вас приглашаю на прогулку.
КольцаЛуллия

Пятиэкранка
