СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие в страну правовых знаний»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проведения:

- систематизировать знания учащихся по теме «Право в системе социальных норм», проверить качество усвоения пройденного материала;

- способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам; развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;

- способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы;

- формирование гражданской и правовой компетентности учащихся

Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация

1 Тур «Права человека»

2 Тур «Блиц – опрос»

3 Тур «Чёрный ящик»

Ход мероприятия

Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач мероприятия

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас внеклассное мероприятие: «Путешествие в страну правовых знаний», которое мы проведём в виде 

Просмотр содержимого документа
««Путешествие в страну правовых знаний»»



«Путешествие в страну правовых знаний»

Цель проведения:

- систематизировать знания учащихся по теме «Право в системе социальных норм», проверить качество усвоения пройденного материала;

- способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам; развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;

- способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы;

- формирование гражданской и правовой компетентности учащихся

Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация

1 Тур «Права человека»

2 Тур «Блиц – опрос»

3 Тур «Чёрный ящик»

Ход мероприятия

Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач мероприятия

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас внеклассное мероприятие: «Путешествие в страну правовых знаний», которое мы проведём в виде игры.

В игре участвуют две команды: юноши и девушки

Прошу команды занять место за игровыми столами.

Представление жюри

Актуализация знаний

А для начала вернёмся к истокам возникновения права! Оно существовало во все времена, в разных формах. Вспомним, к примеру древнегреческую мифологию…

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.

Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает из ссудов добро и зло и посылает людям.

Горе тем, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. Это богиня Фемида

в древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса.

Фемиду всегда изображали с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды - символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом.

Фемида - общепризнанный символ правосудия; закон; слуги (жрецы) Фемиды - слуги закона, судьи.

Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку своей богини правосудия - Юстиции меч.

Однако, можно сказать , что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда III: « Кулак нам совесть, и закон нам - меч!». Или пословица: « С сильным - не борись, с богатым не судись». Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу.

Жизнь общества регулируется нормами, законами.

Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.

Представление туров игры, конкурсов и их выполнение. Подведение итогов по конкурсным заданиям

1 Тур «Права человека»

1 конкурс - Разминка.

У каждой команды по 3 вопроса (примеры из сказок)

О каких правах идёт речь? Какие права сказочных героев были нарушены в данных сказках?

Вопросы первой команде:

1.Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на… (личную неприкосновенность)

3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на… (неприкосновенность жилища)

Вопросы второй команде:

1. Балда, из «Сказки о попе и о работнике его Балде», А.Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на… (труд)

2. Царевич Иван из сказки «Иван царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …(Владение имуществом)

3. В сказке «Иван царевич и серый волк» братья убили Ивана , нарушив его право на… (жизнь и личную неприкосновенность)

Вопросы на скорость (оценивается быстрота и правильность ответа)

Вопрос 1.

В русской народной сказке «Лиса, заяц и петух» говорится…

«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…»

( ст. 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц)

Вопрос 2.

В русской народной сказке «Крошечка - Хаврошечка» говорится…

«…Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка -Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка -Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала - и слова доброго никогда не слыхала.

(Нарушено право свободного труда, принудительный труд запрещён)

Вопрос 3.

В русской народной сказке «Теремок» говорится…

«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка-норушка! А ты кто?

- А я лягушка-квакушка.

-Иди ко мне жить!...»

О каком праве идёт речь?

(Право на жильё, каждый человек сам выбирает себе место жительства)

«Знакомые песни о главном»

Каждой команде необходимо прослушать по три песни. В текстах песен утверждается ценность некоторых прав человека. Ваша задача - назвать их. Если одна команда затрудняется ответить, другая, может заработать дополнительные очки. На обдумывание ответа- 0,5 мин. Жюри оценивает ответы по бальной системе.

Песни для первой команды:

1. «Ничего на свете лучше нету…» (музыка Г.Гладкова, сл.-Ю.Энтина)- песня из мультфильма «Бременские музыканты» (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)

2. «До чего дошел прогресс» (муз.- Е.Крылатова, сл.- Ю.Энтина)- песня из кинофильма «Приключения Электроника»

(право на пользование благами научно-технического прогресса)

3. «Как львёнок и черепаха пели песню» («…Я на солнышке лежу…»)

(право на отдых и досуг)

Песни для второй команды:

«Чему учат в школе» (муз.- В.Шаинского, сл.- М.Пляцковского)

(право на образование)

«На крутом бережку» (муз.В.Шаинского, сл.-А.Хайта) - песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда»

(право на отдых)

«Пусть всегда будет солнце» (право на жизнь и свободу)

Первая команда даёт определение термину «Право»

Вторая команда даёт определение термину «Права человека»

Преподаватель:

А почему человек должен знать свои права? (ответы )

Преподаватель:

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

Вопросы первой команде:

1.Правовые акты, принимаемые высшими органами государственной власти, являющиеся главными, ведущими (Законы)

2.Определённые правила поведения (Нормы)

3.Законодательный орган РБ, Парламент страны

4.Заявление в суд (Иск)

5.Возможность делать, что- либо в соответствии с законом (Право)

6. Гарант Конституции (Президент)

7. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу (Констиуция)

Вопросы второй команде:

1.Глава государства (Президент)

2.Власть на местах (Местное самоуправление)

3.Действия в соответствии с целями и интересами (Свободы человека)

4.Совокупность прав, свобод и обязанностей (Правовой статус человека)

5.Совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих общественные отношения в определённой сфере жизни общества (Отрасль права)

6. Всенародное голосование (Референдум)

7. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу (Констиуция)

3 Тур «Шутка: «Заявил вдруг бабке дед…»

Речь пойдёт об «Основах Конституционного строя»

Каждая команда читает текст - диалог: мальчики – слова деда, девушки – слова бабки. (даётся время, затем озвучивают)

Задание: найти и назвать принципы Конституции, обозначенные в тексте. Ответы дают поочерёдно (юноши – принципы из слов бабки, девушки принципы из слов деда, оценивается правильность толкования основ Конституционного строя)

4 Тур «Чёрный ящик»

В этом ящике находятся предметы, которые имеют прямое отношение к праву.

1.У халифов он был желтый, у албанцев без клюва и когтей, а у белорусского собрата его нет. Что в этом ящике? (Двуглавый орел на гербе)

2. В ящике находится то, что в переводе с латинского называется

«установление», «устройство» (Конституция)

3. В ящике находится книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс)

4. В ящике находится полотнище определённых цветов (Государственный флаг)