«Путешествие в страну правовых знаний»
Цель проведения:
- систематизировать знания учащихся по теме «Право в системе социальных норм», проверить качество усвоения пройденного материала;
- способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам; развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;
- способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы;
- формирование гражданской и правовой компетентности учащихся
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация
1 Тур «Права человека»
2 Тур «Блиц – опрос»
3 Тур «Чёрный ящик»
Ход мероприятия
Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач мероприятия
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас внеклассное мероприятие: «Путешествие в страну правовых знаний», которое мы проведём в виде игры.
В игре участвуют две команды: юноши и девушки
Прошу команды занять место за игровыми столами.
Представление жюри
Актуализация знаний
А для начала вернёмся к истокам возникновения права! Оно существовало во все времена, в разных формах. Вспомним, к примеру древнегреческую мифологию…
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.
Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает из ссудов добро и зло и посылает людям.
Горе тем, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. Это богиня Фемида
в древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса.
Фемиду всегда изображали с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды - символ воздаяния или невоздаяния представшему перед её судом.
Фемида - общепризнанный символ правосудия; закон; слуги (жрецы) Фемиды - слуги закона, судьи.
Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку своей богини правосудия - Юстиции меч.
Однако, можно сказать , что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда III: « Кулак нам совесть, и закон нам - меч!». Или пословица: « С сильным - не борись, с богатым не судись». Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу.
Жизнь общества регулируется нормами, законами.
Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.
Представление туров игры, конкурсов и их выполнение. Подведение итогов по конкурсным заданиям
1 Тур «Права человека»
1 конкурс - Разминка.
У каждой команды по 3 вопроса (примеры из сказок)
О каких правах идёт речь? Какие права сказочных героев были нарушены в данных сказках?
Вопросы первой команде:
1.Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)
2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на… (личную неприкосновенность)
3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на… (неприкосновенность жилища)
Вопросы второй команде:
1. Балда, из «Сказки о попе и о работнике его Балде», А.Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на… (труд)
2. Царевич Иван из сказки «Иван царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …(Владение имуществом)
3. В сказке «Иван царевич и серый волк» братья убили Ивана , нарушив его право на… (жизнь и личную неприкосновенность)
Вопросы на скорость (оценивается быстрота и правильность ответа)
Вопрос 1.
В русской народной сказке «Лиса, заяц и петух» говорится…
«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…»
( ст. 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц)
Вопрос 2.
В русской народной сказке «Крошечка - Хаврошечка» говорится…
«…Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка -Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка -Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала - и слова доброго никогда не слыхала.
(Нарушено право свободного труда, принудительный труд запрещён)
Вопрос 3.
В русской народной сказке «Теремок» говорится…
«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
-Иди ко мне жить!...»
О каком праве идёт речь?
(Право на жильё, каждый человек сам выбирает себе место жительства)
«Знакомые песни о главном»
Каждой команде необходимо прослушать по три песни. В текстах песен утверждается ценность некоторых прав человека. Ваша задача - назвать их. Если одна команда затрудняется ответить, другая, может заработать дополнительные очки. На обдумывание ответа- 0,5 мин. Жюри оценивает ответы по бальной системе.
Песни для первой команды:
1. «Ничего на свете лучше нету…» (музыка Г.Гладкова, сл.-Ю.Энтина)- песня из мультфильма «Бременские музыканты» (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)
2. «До чего дошел прогресс» (муз.- Е.Крылатова, сл.- Ю.Энтина)- песня из кинофильма «Приключения Электроника»
(право на пользование благами научно-технического прогресса)
3. «Как львёнок и черепаха пели песню» («…Я на солнышке лежу…»)
(право на отдых и досуг)
Песни для второй команды:
«Чему учат в школе» (муз.- В.Шаинского, сл.- М.Пляцковского)
(право на образование)
«На крутом бережку» (муз.В.Шаинского, сл.-А.Хайта) - песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда»
(право на отдых)
«Пусть всегда будет солнце» (право на жизнь и свободу)
Первая команда даёт определение термину «Право»
Вторая команда даёт определение термину «Права человека»
Преподаватель:
А почему человек должен знать свои права? (ответы )
Преподаватель:
Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
Вопросы первой команде:
1.Правовые акты, принимаемые высшими органами государственной власти, являющиеся главными, ведущими (Законы)
2.Определённые правила поведения (Нормы)
3.Законодательный орган РБ, Парламент страны
4.Заявление в суд (Иск)
5.Возможность делать, что- либо в соответствии с законом (Право)
6. Гарант Конституции (Президент)
7. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу (Констиуция)
Вопросы второй команде:
1.Глава государства (Президент)
2.Власть на местах (Местное самоуправление)
3.Действия в соответствии с целями и интересами (Свободы человека)
4.Совокупность прав, свобод и обязанностей (Правовой статус человека)
5.Совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм, регулирующих общественные отношения в определённой сфере жизни общества (Отрасль права)
6. Всенародное голосование (Референдум)
7. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу (Констиуция)
3 Тур «Шутка: «Заявил вдруг бабке дед…»
Речь пойдёт об «Основах Конституционного строя»
Каждая команда читает текст - диалог: мальчики – слова деда, девушки – слова бабки. (даётся время, затем озвучивают)
Задание: найти и назвать принципы Конституции, обозначенные в тексте. Ответы дают поочерёдно (юноши – принципы из слов бабки, девушки принципы из слов деда, оценивается правильность толкования основ Конституционного строя)
4 Тур «Чёрный ящик»
В этом ящике находятся предметы, которые имеют прямое отношение к праву.
1.У халифов он был желтый, у албанцев без клюва и когтей, а у белорусского собрата его нет. Что в этом ящике? (Двуглавый орел на гербе)
2. В ящике находится то, что в переводе с латинского называется
«установление», «устройство» (Конституция)
3. В ящике находится книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс)
4. В ящике находится полотнище определённых цветов (Государственный флаг)