ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» 8 года обучения, для обучающегося Зайцева Василия, составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1;
Учебным планом 8 класса , АООП, вариант 2.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи:
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;
Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
5. Развитие собственной активности ребенка;
6. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
7. Формирование и развитие целенаправленных действий;
8. Развитие планирования и контроля деятельности;
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках окружающего социального мира решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Нормативная база:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2023/2024 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: «Квартира , дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, учащийся учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у обучающихся типовые модели поведения в различных ситуациях : поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений , умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.
Формы организации .Ведущей формой работы учителя с учащимся на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение , объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Человек» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 8 классе отводится 2 час в неделю, 67часов в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
.
Класс | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: | Электронные учебно-методические материалы |
8класс | освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных навыков | узнавать изученные объекты неживой и живой природы; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы; понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке); | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth https://mersibo.ru/ https://kssovushka.ru/ https://тридевятоецарство.рф/olympic/index http://умксипр.рф/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2 |
Учебно - методическое обеспечение.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
1.«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
\
Календарно-тематическое планирование по « Окружающему социальному миру».
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Электронные учебно-методические материалы | Мониторинг |
Предметные | Личностные |
| 1 четверть | | | | | https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ | |
1 | Здравствуй, школа! | | | Соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знать представления о школе и расположенных в ней объектах. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | Беседа. |
2 | Я - ученик. | | | Игра. |
3 | Школьные принадлежности ( тетрадь, карандаш) | | | Сюжетно-ролевая игра «Портфель» |
4 | Правила поведения на уроке, на перемене. | | | Зачет: |
| 2 четверть 7ч. Предметы и материалы вокруг нас. | | | | | | |
1 | Игрушки (мягкие, твердые). | | | Проявлять интерес к объектам, изготовленным руками человека. | Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ | Тактильная игра. |
2 | Одежда. | | | Дидактическая игра. |
3 | Мебель (стол, стул, шкаф) | | | «Найди свою парту» |
| 3 четверть 10ч. | | | | | | |
| Город | | |
1 | Улица. Двор (игровая площадка). | | | Соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2 | Сюжетно-ролевая игра на улице. |
2 | Улица. Уличное движение . | | |
3 | Урок-экскурсия. Знакомство с ПДД. | | |
| Квартира, дом, двор. | | | | | | |
4 | Части дома (стена, крыша, окно) | | | Участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях. Правильное пользование посудой, сервировка стола. | Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | http://умксипр.рф/ | Игра «Третий лишний» |
5 | Убранство дома. Мебель. | | |
6 | Предметы посуды (ложка, чашка, тарелка и т.д.) | | | https://mersibo.ru/ https://kssovushka.ru/ | Зачет: |
7 | Игровые действия: стирка. | | |
| 4 четверть 8ч. | | | | | | |
| Транспорт. | | | | | | |
1 | Транспорт. Виды транспорта. | | | Уметь узнавать автобус на наглядном материале ;использовать разные источники и средства получения информации. | Способность к осмыслению социального окружения. | | Работа с разрезными картинками. |
2 | Транспорт. Автобус, машина. | | | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ |
| Предметы быта. | | | | | | |
3 | Электроприборы (телевизор, утюг, чайник). | | | Уметь правильно пользоваться электроприборами. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | http://умксипр.рф/ | Беседа. |
4 | Правильное пользование электроприборами. | | |
| Предметы и материалы вокруг нас. | | | | | | |
5 | Свойства предметов, которые нас окружают. | | | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ | Тактильная игра. |
6 | Урок-эксперимент: «Проверь, что это». | | |
| Квартира, дом, двор. | | | | | | |
7 | Правила безопасности во дворе. | | | Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ | Индивидуальная беседа. Зачет:. |
8 | Как вести себя дома? | | |
| | | |