
Пояснительная записка.
Рабочая программа линии УМК разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СШ №1 р.п. Мулловка для ступени основного общего образования на основе «Программы специальных образовательных учреждений VIII вида». Зав.ред. В.В. Воронкова. М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2017 год.
Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления знаний
Методы применения знаний
Методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошло 2 (два) урока проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
Настоящая программа рассчитана на воспитанников 8-9 классов. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 68 академических часов или 34 часа в год или 1 час в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В конце изучения курса обществознания воспитанники должны знать:
основные понятия курса;
виды правовой ответственности;
что собой представляет власть, разделение властей;
права и обязанности граждан РФ;
Должны уметь:
написать просьбу, жалобу, ходатайство;
оформлять стандартные бланки.
№ п/п | Тема | Количество часов | |
1 | Введение | 2 часа | |
2 | Государство, право, мораль | 13 часов | |
3 | Конституция Российской Федерации | 17 часов | |
4 | Права и обязанности гражданина России | 28 часов | |
5 | Повторение | 6 часов | |
6 | Урок контроля знаний | 2 часа | |
| | | |
|
Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
Курс обществознания относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.
Тематический план курса
Всего: 68 часов за 2 года (34 часа в год; 1 час в неделю)
Содержание учебного предмета, курса.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Цель | ЗУН |
| Введение | 2 часа | Формировать представление о гражданской позиции. | Знать: гражданин, государство. Уметь: показать границы государства. |
1. | Страна, в которой мы живем. | 1 |
2 | Кто такой гражданин? | 1 |
| Государство, право, мораль | 13 часов | Формирование у воспитанников школы-интерната представления о видах правонарушений и правовой ответственности. | Знать: государство, право, виды ответственности, правонарушение, преступление, законодательная – исполнительная – судебная власть, основные права и обязанности граждан РФ. Уметь: написать заявление. |
1 | Что такое государство? | 1 |
2 | Основные принципы правового государства | 1 |
3 | Разделение властей | 1 |
4- 5 | Что такое право? Отрасли права. Право и закон. | 2 |
6 | Правонарушение | 1 |
7 | Преступление, как вид правонарушения; его признаки. | 1 |
8- 9 | Правовая ответственность. | 2 |
10 | Мораль. «Золотое правило нравственности» | |
11 | Практическая работа № 1 «Заявление» | 1 |
12 | Повторение | 1 |
13 | Контрольная работа | 1 |
| Конституция РФ | 17 ч. | Формировать у детей представление об основах конституционного устройства РФ. Познакомить с видами власти. Воспитывать чувство ответственности. | Знать: Что такое Конституция? виды власти, Президент и его функция, гражданские права граждан РФ. Уметь: написать заявление, заполнить заявление на прописку, ориентироваться в органах местного самоуправления, обратиться в суд, к юристу. |
1 | Конституция РФ – Основной Закон государства. | 1 час |
2 | Законодательная власть. | 1час |
3 | Исполнительная власть. | 1час |
4 | Судебная власть. | 1час |
5 | Практическая работа № 2 «Исковое заявление» | 1 час |
6 | Органы местного самоуправления. | 1 час |
7 | Экскурсия № 1 в сельский совет | 1час |
8 | Практическая работа № 3 «Заполнение заявления на прописку» | 1 час |
9 | Правоохранительные органы. | 1 час |
10 | Экскурсия № 2 в милицию | 1 час |
11 | Институт президентства. | 1час |
12 | Избирательная система. | 1час |
13 | Гражданство РФ | 1 час |
14 | Практикум № 1 «Обращение к властям» | 1 час |
15 | Практикум № 2 «Заполнение стандартных бланков» | 1 час |
16 | Повторение | 1 час |
17 | Контрольная работа | 1 час |
| Повторение | 4 часа | Повторить знания, полученные в ходе изучения тем | |
1 | Основной закон РФ. | 1час |
2 | Я – гражданин России. | 1час |
3 | Государство и право | 1ч. |
4 | Конституция | 1ч. |
| Права и обязанности гражданина России | 28 часов | Формирование представлений о правах и обязанностях граждан РФ, которые являются базисными в процессе социальной адаптации. Учить писать просьбу, прошение, заявление. | Знать: социальные права. Знать: страховой полис. Уметь пользоваться. Уметь написать прошение. Уметь различать социальные и политические права. Учиться отвечать за свои поступки. Уметь писать заявления, объяснительную. Знать: самообразование. Знать: ВУЗ, ПУ, техникум и т.д. Уметь написать заявление, знать, какие документы нужны при поступлении. Знать: право, гражданин, виды прав. |
1 | Ответственность государства перед гражданами | 1 |
2 | Конституционные обязанности граждан | 1 |
3- 4 | Основные конституционные права человека | 1 |
5 | Труд и трудовые отношения. | 1 |
6 | Право на труд. Дисциплина труда | 1 |
7 | Практическая работа № 4 «Трудовой договор» | 1 |
8 | Трудовые права несовершеннолетних | 1 |
9 | Собственность и имущественные отношения | 1 |
10 | Имущественные права и ответственность несовершеннолетних | 1 |
11 | Практикум № 3 «Я - собственник» | 1 |
12 | Правовые основы семейных отношений. | 1 |
13 | Права ребенка. Декларация о правах ребенка | 1 |
14 | Домашнее хозяйство. | 1 |
15 | Социальные права человека. Жилищные права | 1 час | |
16 | Право на медицинское обслуживание. | 1 час |
17 | Право на социальное обеспечение. | 1 час |
18 | Практическая работа № 5 «Обращение в органы опеки» | 1 час |
19 | Экскурсия № 3 в органы опеки г. Куйбышева, в пенсионный фонд | 1 час |
20 | Практикум № 4 «Я заболел» | 1 час |
21 | Право на образование. | 1час |
22 | Самообразование. | 1 час |
23 | Система образования РФ. | 1 час |
24- 25 | Куда пойти учиться. | 2 часа |
26 | Интернет-экскурсия на сайты ПУ | 1 час |
27- 28 | Оформление стандартных бланков, заявлений, прошений и т.д. | 2 часа |
6 | Повторение. | 1 час | |
2 | Контрольная работа | 1 | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Учащиеся должны знать:
-что такое государство
-что такое право
-виды правовой ответственности
-что такое правонарушение ?
-Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть РФ?
-Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан РФ?
Учащиеся должны уметь:
-написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
-оформлять стандартные бланки.
-обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
-правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
8 класс . (1 час в неделю )
1 четверть (9 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол.ч. |
1 | Кто такой гражданин | 1 |
2 | Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. | 1 |
3 | Что такое государство? | 2 |
4 | Что такое право? | 1 |
5 | Право и закон? | 1 |
6 | Правовая ответственность | 1 |
7 | Правонарушение. Преступление как вид правонарушения. | 1 |
8 | Презумпция невиновности. | 1 |
9 | Отрасли права. | 1 |
2 четверть (8 часов)
10 | Что такое мораль? Основные нормы морали. | 1 |
11 | «Золотое» правило нравственности. | 1 |
12 13 | Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. | 1 1 |
14 | Общечеловеческие ценности. | 1 |
15 | Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. | 1 |
16 | Нравственная основа права. | 1 |
17 | Правовая культура. | 1 |
3 четверть (10часов)
18 | Конституция Российской Федерации. | 2 |
19 | Основы конституции строя РФ. | 2 |
20 | Законодательная власть РФ. | 2 |
21 | Исполнительная власть РФ. | 2 |
22 | Судебная власть РФ. | 1 |
23 | Местное самоуправление. | 1 |
4 четверть (7 часов)
24 | Правоохранительные органы РФ | 1 |
25 | Институт президента | 2 |
26 | Избирательная система | 1 |
27 | Гражданство РФ | 1 |
28 | Повторение | 2 |
9 класс (1 час в неделю )-34
1 четверть (9 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол.ч |
1 | Повторение | 2 |
2 | Ответственность государства перед гражданами | 1 |
3 | Конституционные обязанности граждан | 1 |
4 | Основные конституционные права человека в РФ | 1 |
5 | Основы трудового права | 1 |
6 | Труд и трудовые отношения | 1 |
7 | Трудолюбие как моральная категория | 1 |
8 | Право на труд | 1 |
2 четверть (7 часов)
9 | Трудовой договор. Трудовая книжка | 1 |
10 | Собственность и имущественные отношения | 1 |
11 | Основы семейного права | 1 |
12 | Роль семьи в жизни человека и общества | 1 |
13 | Этика семейных отношений | 1 |
14 | Права ребенка | 1 |
15 | Декларация прав ребенка | 1 |
3 четверть (10 часов)
16 | Социальные права человека | 1 |
17 | Жилищные права | 1 |
18 | Право на медицинское обслуживание , на социальное обеспечение | 1 |
19 | Политические права и свободы | 1 |
20 | Право человека на духовную свободу | 1 |
21 | Религиозные верования и их место в современном мире | 1 |
22 | Свобода совести | 1 |
23 | Право на образование | 1 |
24 | Система образования в РФ. Куда пойти учится? | 1 |
25 | Право на доступ к культурным ценностям | 1 |
4 четверть (8 часов)
26 | Понятие уголовного права. Преступление | 1 |
27 | Наказание, его цели, уголовная ответственность | 1 |
28 | Ответственность несовершеннолетие | 1 |
29 | Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначения | 1 |
30 | Прокуратура | 1 |
31 | Конституционный суд | 1 |
32 | Повторение | 2 |