СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по литературному чтению УМК «Планета знаний», Т.М. Андриановой, Э. Э. Кац.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по литературному чтению УМК «Планета знаний, Т.М. Андриановой, Э. Э. Кац, и на основании следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Федерального Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района;
учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год;
годового календарного учебного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год
примерной общеобразовательной программы по литературному чтению;
авторской программы по литературному чтению УМК «Планета знаний» Т.М. Андриановой, Э. Э. Кац.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Цели изучения учебного предмета
Главные цели курса дать сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения, как русского, так и иностранных языков
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
Отличительные особенности программы
При отборе содержания курса «Обучения грамоте и развитие речи» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы, но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования.
Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности. Коммуникативная направленность обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, т.к. именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества в различных видах деятельности учащихся.
Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.
Вариативная часть включает задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.
Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения: обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко - буквенном методе. Механизм чтения основывается на позитивном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.
В обучении грамоте выделяются два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).
Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объём доступного для чтения материала.
Содержание курса и формы работы представляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечиваются:
специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради;
организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.
В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
Обогащение и активизация словарного запаса детей.
В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют началу формирования у учащихся ведущих приёмов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.
Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся:
слушания – восприятие и понимание звучащей речи;
говорения – использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;
чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала.
Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи учащихся.
Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков учащихся и их умение работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В то же время, работая в паре, учащиеся на практике совершенствуют навыки общения.
Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале дети учатся:
понимать содержание и главную мысль произведения;
понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;
извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.
На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит учащихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге.
Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребёнка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Цели:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи курса:
формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения, творческих способностей ребенка;
освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
В учебнике для 3 класса внимание к работе над читательскими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что усиливает мировоззренческую направленность уроков чтения. В книге содержится богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это отражается в названиях тем, перечень которых дает общее представление о проблемах, затрагиваемых на уроках чтения в 3 классе: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать — свое потерять», «Тайное всегда становится явным», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Ежели вы вежливы...», «Каждый свое получил», «Жизнь дана на добрые дела», «Снег летает и сверкает», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Весна идет, весне дорогу!.. », «Любовь — волшебная страна», «Чудесное — рядом».
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов твор ческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся. Таким образом, соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Ценностные ориентиры содержания курса
формирование духовно-нравственного воспитания и развитие учащихся начальных классов;
знакомство учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствующее формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;
развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д.;
формирование эмоциональной грамотности;
формирование личных качеств человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на изучение предмета «Литературное чтение» в 1-4 классах предусмотрено: в 1 кл - по 4 часа в неделю (132 часа в год – 33 учебные недели), во 2 - 4 кл - по 4 часа в неделю (136 ч. в год – 34 учебные недели).
Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год в 1классе будет проведено 130 часов.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
умения оценивать свое отношение к учебе;
внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
объяснять действия персонажей;
делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
сравнивать героев разных произведений;
ставить вопросы к тексту.
Обучающиеся получат возможность научиться:
в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
создавать рассказ по циклу картинок;
рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать по ролям художественное произведение;
сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
находить сравнения в тексте произведения;
определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать произведения и героев;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
находить объяснение незнакомых слов в словаре;
находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
задавать вопросы по тексту произведения;
сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
аргументировать собственную позицию;
получать нужную информацию, задавая вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса | Тематическое планирование | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Подготовительный (добуквенный) период | 14 ч | | |
Речь. Речь — средство общения. Речь устная и письменная. Средства устного общения (интонация, мимика, жесты). Предложение. Предложение и речь. Порядок и количество слов в предложении. Интонация. Модель (схема) предложения. Слово. Слово и предложение. Предмет и слово. Модель (схема) слова. Слог. Последовательность и количество слогов в слове. Обозначение слогов на модели слова. Звуки и буквы. Звуковой состав слова. Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Обозначение звуков речи на модели слова. Ударение Ударный слог. Буквы — знаки звуков. Различие между звуков буквой. Речевая деятельность. Слушание и говорение в новых условиях классно-урочной системы.
| «Наша речь» Наш общий язык — русский. Мы живем в России. Язык мимики и жестов. Как зарождалась речь. Устная и письменная речь. Предложение. Знаки препинания. Предмет и слово. Слоги. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударение. Ударный слог. Звуки и буквы.
|
| Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге; адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций); количество слов в предложении; соответствие интонационных средств смыслу предложений; на схеме место ударения в слове Обсуждать свою новую социальную роль школьника Комментировать последовательность иллюстраций в букваре. Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы. Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количественный) Составлять рассказ о серии сюжетных картинок; самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на парте Различать направление линий в прописи. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения Различать последовательность написания элементов буквы
|
Основной (букварный) период |
| 74 ч |
|
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Механизм чтения открытого слога. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв: е, ё, ю, я, и, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласный звуки. Расхождение в написании и произношении (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу). Звукобуквенный анализ слов. Алфавит. Слог. Слогообразующая роль гласного звука. Последовательность и количество слогов в слове. Слово. Плавное слоговое чтение. Слова с близким и противоположным значением. Многозначность слов (без использования термина). Прямое и переносное значение слова. Пропедевтика грамматических понятий: слова, отвечающие на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какие?, что делает?, что делают?; изменение слов по числам: один — много); определение рода (без термина) с помощью слов он, она, оно; родственные слова, общая часть родственных слов. Большая буква в начале предложения, в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в географических названиях (без термина). Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без термина). Знакомство со словарями. Предложение. Текст. Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие. Речеваядеятельность. Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). | «Алфавит» Эта тема имеет 37 подтем: 1—34 подтемы соответствуют тридцати трем буквам русского алфавита, включая дополнительную под-тему, отражающую вторую роль мягкого знака в русском языке «Раздели-тельный мягкий знак». 35. Алфавит. 36. Необычные азбуки. 37. Из истории букварей. |
| Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов. Определять количество звуков и их последовательность в словах; количество предложений в тексте. Читать и правильно интонировать предложения. Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов. Различать слоги и слова, слова и предложения. Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове; за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре). Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е, ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов. Читать и устанавливатьразличие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком – показателем мягкости. Сравнивать произношение слов (содержащих жи – ши) с их написанием. Различать слова с написанием с большой буквы. Самостоятельносписывать печатный текст. Давать письменный ответ на поставленный вопрос. Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, формулироватьпути их устранения. Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками учебного и бытового общения). Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием (вежливых слов). Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом. Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте. |
Литературное чтение (42 часа)
Содержание курса | Тематическое планирование |
| Характеристика деятельности учащихся |
Страна Вообразилия (15 ч) | |||
Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления по связи интонации и смысла речи. Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения. Развитие внимания к интонации и ее смысловому наполнению. Стихотворный ритм (хорей). Многозначные слова. Освоение нового ритма (ямба). Фразеологические обороты) | С.Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К.Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В.Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира. |
| Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. Объяснять смысл названия произведения. Выбирать слова из списка для характеристики персонажа. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным. Рисовать героев произведений. Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ. Сочинять истории, песенки, загадки. Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности. |
Сказки о животных (16 ч) | |||
Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки. Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа. Сочинение сказки о животном.
| Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха». Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А.Усачёв «Пятно»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».
|
| Выразительно читать литературное произведение. Читать по ролям художественный текст. Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их. Отвечать на вопросы, используя текст. Пересказывать текст кратко, развернуто. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку. Рассказывать по предложенному плану. Придумывать возможное развитие сюжета. Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения. Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения. Пересказывать текст от лица одного из героев произведения. |
Природа и мы (11 ч) | |||
Совершенствование навыка смыслового чтения. Пересказ текста. Работа над содержанием. Обогащение словаря. Развитие умения выразить собственные переживания. Тренировка в заучивании наизусть.
| Г. Балл. «Кружавинка»; М.Пришвин. «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н.Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок». Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А.Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных». |
| Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Объяснять смысл названия произведения. Пересказывать текст подробно, выборочно. Выделять нужные фрагменты текста. Определять главную мысль произведения. Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора. Сопоставлять описание природы в произведениях разных авторов. Создавать письменный текст. |
Формы организации учебных занятий:
На подготовительном (добуквенном) этапе и основном букварном:
Программа предусматривает проведение традиционных уроков. Психологические особенности детей шести-семилетнего возраста подтверждают возможность использования таких организационных форм работы, как парные и групповые методики. Используются дифференцированные, творческие, задания на применения знаний в нестандартных ситуациях (интеллектуальный марафон), тренинговые листы, цель которых – устранение пробелов в чтении детей, проектная деятельность.
На этапе литературное чтение:
Программа предусматривает проведение уроков: изучения и первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний, комплексного использования знаний, проверки, оценки и контроля знаний. Дифференцированные задания. Интеллектуальный марафон. Творческие работы. Информационный поиск. Проектная деятельность. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока, страницы букваря | Задачи урока | Сроки выполнения | |
план | факт | |||
I четверть | ||||
1 | Здравствуй, школа! с. 3 | Познакомить учащихся с первой учебной книгой — букварём и с рабочей тетрадью | 01.09 | |
2 | Мы теперь не просто дети, мы теперь — ученики с. 4—5 | Формировать понимание важности нового социального статуса детей — ученик | 05.09 | |
3 | Мы живём в России. Наш общий язык — русский с. 6—8 | Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме «Наша речь». Дать представление учащимся о речи как процессе общения между людьми | 06.09 | |
4 | Как мы общаемся, Язык мимики и жестов с. 9 Как зарождалась речь с. 10 | Познакомить учащихся с неязыковыми средствами устного общения: жестом, мимикой, движением, позой Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь | 07.09 | |
5 | Устная и письменная речьс.11 | Познакомить учащихся с понятиями «устная речь», «письменная речь» | 08.09 | |
6 | Предложение с.12 | Учить детей различать слово и предложение. Познакомить учащихся с графической моделью предложения | 12.09 | |
7 | Знаки препинания с. 13 | Познакомить учащихся с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения | 13.09 | |
8 | Предмет и слово с. 14 | Учить детей различать предмет. Познакомить со звуковыми схемами слов | 14.09 | |
9 | Слоги с. 15 | Дать учащимся первоначальное представление о слоге как минимальной произносительной единице речи. Формировать умение делить слова на слоги | 15.09 | |
10 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки с. 16—17 | Формировать умение различать гласные и согласные звуки | 19.09 | |
11 | Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки с. 16—17 | Учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки | 20.09 | |
12 | Ударение. Ударный слог с. 18 | Познакомить учащихся с ударением и ударным слогом | 21.09 | |
13 | Звуки и буквы с.19 | Учить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме | 22.09 | |
14 | Звук [а]. Буквы А, а с. 22—24 | Познакомить учащихся с маршрутным листом по теме «Алфавит». Познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буква-ми А и а, обозначающими этот звук на письме | 26.09 | |
15 | Звук [у]. Буквы У, у с. 25 | Познакомить учащихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме | 27.09 | |
16 | Закрепление изученного с. 26 | Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Обучать детей чтению двузвучных слов | 28.09 | |
17 | Обычные буквы — специальные знаки c. 27 | Познакомить учащихся со специфичным использованием букв А и У | 29.09 | |
18 | Звуки [м], [м']. Буквы М, м с. 28 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [м], [м'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме. Учить читать слоги и двусложные слова | 03.10 | |
19 | Звуки [н], [н']. Буквы Н, н с. 29 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [н], [н'] и буквами Н, ну обозначающими эти звуки на письме | 04.10 | |
20 | Большая буква в именах людей и кличках животных С. 30 | Информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имён людей и кличек животных | 05.10 | |
21 | Закрепление изученного с. 31 | Обучать детей чтению слогов и слов с изученными буквами | 06.10 | |
22 | Звук [о]. Буквы О, о с. 32 | Познакомить учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме | 10.10 | |
23 | Звук [э]. Буквы Э, э с. 33 | Познакомить учащихся с гласным звуком [э] и буквами Э и з, обозначающими этот звук на письме | 11.10 | |
24 | Использование слов он, она, оно с. 34 | Учить детей правильно использовать в своей речи слова он, она, оно | 12.10 | |
25 | Закрепление изученного с.35 | Тренировать детей в чтении слогов и слов(с использованием материалов «Читального зала»№1 | 13.10 | |
26 | Звуки [р], [р']. Буквы Р, р с. 36 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [р], [р'] и буквами Р р, обозначающими эти звуки на письме | 17.10 | |
27 | Звуки [л], [л']. Буквы Л, л с. 37 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [л], [л'] и буквами Лил, обозначающими эти звуки на письме | 18.10 | |
28 | Закрепление изученного с. 38 | Тренировать детей в проведении звукобуквенного анализа слов | 19.10 | |
29 | Закрепление изученного с. 39 | Тренировать детей в чтении слов с пропущенными буквами | 20.10 | |
30 | Звук [ы]. Буква ы с. 40 | Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме | 24.10 | |
31 | Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и с. 41 | Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквами И и и, обозначающими этот звук на письме. Познакомить учащихся с использованием буквы и для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме | 25.10 | |
32 | Закрепление изученного с. 42 | Тренировать детей в словообразовании, в чтении слогов и слов (с использованием «Читального зала»№1) | 26.10 | |
33 | Слова с противоположным значением с. 43 | Тренировать учащихся в подборе слов с противоположным значением | 27.10 | |
34 | Звук[й']. Буквы Й, й с. 44 | Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [й'] и буквами Я и и, обозначающими этот звук на письме | 31.10 | |
35 | Закрепление изученного с. 45 | Тренировать детей в чтении слов с буквой й | 01.11 | |
36 | Закрепление изученного с. 46 | Тренировать детей в чтении слов и слогов, с изученными буквами | 02.11 | |
II четверть | ||||
37 | Закрепление изученного с. 47 | Тренировать детей в чтении слов и слогов, с изученными буквами | 10.11 | |
38 | Звуки [б], [б']. Буквы Б, б С. 48 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [б], [б'] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме | 14.11 | |
39 | Звуки [п], [п']. Буквы П, п с. 49 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [п], [п'] и буквами П, п, обозначающими эти звуки на письме | 15.11 | |
40 | Закрепление изученного с. 50 | Тренировать детей в чтении слогов и слов со стечением согласных звуков | 16.11 | |
41 | Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] — [п], [б']-[п'] с. 51 | Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками: [б] - [п], [б']-[п/ | 17.11 | |
42 | Звуки [в], [в']. Буквы В, в с. 52 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [в], [в'] и буквами В, в, обозначающими эти звуки на письме | 21.11 | |
43 | Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф,ф с. 53 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [ф], [ф] и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме | 22.11 | |
44-45 | Закрепление изученного с. 54 с.56-57 Закрепление изученного с. 55 | Тренировать детей в чтении слов, различающихся одной буквой (с использованием материалов «Читального зала № 2») Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками [в] — [ф] и[в']- [ф'] | 23.11 24.11 | |
46 | Звуки [г], [г']. Буквы Г, г с. 58 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [г], [г'] и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме | 28.11 | |
47 | Звуки [к], [к.]. Буквы К, к с. 59 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [к], [к?] и буквами К, к, обозначающими эти звуки на письме | 29.11 | |
48 | Закрепление изученного с. 60 | Информировать детей об участии буквы к в словообразовании (рыба -рыбка) | 30.11 | |
49 | Закрепление изученного с. 61 | Познакомить детей с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками [г] — [к] и [г'] - [к'] | 01.12 | |
50 | Звуки [д], [д]. Буквы Д, д С. 62 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [д], [д'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме | 05.12 | |
51 52 53 | Звуки (т), [т]. Буквы Т, т с. 63 Закрепление изученного с.64 Большая буква в географических названиях с. 65 | | 06.12 | |
07.12 | | |||
08.12 | | |||
54 | Звук [ж]. Буквы Ж, ж с. 66 | Познакомить учащихся с непарным твёрдым согласным звуком [ж] и буквами Ж, ж, обозначающими этот звук на письме | 12.12 | |
55 | Звук [ш]. Буквы Ш, ш с. 67 | Познакомить учащихся с непарным твёрдым согласным звуком [ш] и буквами Ш, ш, обозначающими этот звук на письме | 13.12 | |
56 | Сочетания букв жи-ши с. 68 | Тренировать детей в чтении слов, содержащих сочетания букв жи-ши | 14.12 | |
57 | Закрепление изученного с. 69 | Познакомить учащихся с парными (по звонкости-глухости) согласными звуками [ж] — [ш] | 15.12 | |
58 | Звуки [з], [з]. Буквы 3,з с. 70 | Познакомить с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [з], [з'] и буквами 3, з, обозначающими эти звуки на письме | 19.12 | |
59 | Звуки [с], [с]. Буквы С,с с. 71 | Познакомить с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [с], [с'] и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме | 20.12 | |
60 | Закрепление изученного с 72 | Закрепить знания детей о многозначности слова, о словах-синонимах, словах-антонимах | 21.12 | |
61 | Слова: в, на, за, над, по. с. 73 | Информировать учащихся о словах е, на, за, над, под, к, с и др., служащих для связи слов в предложениях | 22.12 | |
62 | Буквы е, ё. с. 76 | Познакомить учащихся с буквами Е, е и Ё, ё, обозначающими па письме сочетания звуков [ й' э], [й'о] | 26.12 | |
63 | Буквы е, ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков. | Познакомить учащихся с использованием букв е, ё для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме | 27.12 | |
64 | Диалог. Речевой этикет с. 80 | Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при ведении диалога | 28.12 | |
III четверть | ||||
65 | Закрепление изученного с 81 | Тренировать детей в проведении звукобуквенного анализа слов, содержащих буквы е, ё | 11.01 | |
66 | Сочетание звуков [й у]. Буквы Ю, ю с. 82 | Познакомить учащихся с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание звуков [й'у] | 12.01 | |
67 | Сочетание звуков (й а) Буквы Я, я с.83 | Познакомить учащихся с буквами Я, я, обозначающими на письме сочетание звуков [й'а] | 16.01 | |
68 | Устное народное творчество с. 84 | Расширить и углубить знания детей о русских народных песнях и сказках | 17.01 | |
69 | Закрепление изученного с. 85 | Тренировать учащихся в чтении и в проведении звукобуквенного анализа слов, содержащих буквы ю и я, являющихся показателями мягкости предшествующих согласных звуков | 18.01 | |
70 | Буква ь. Мягкий знак показатель мягкости предшествующего согласного звука с. 86 | Познакомить учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука | 19.01 | |
71 | Закрепление изученного с. 87 | Тренировать детей в чтении и в проведении звукобуквенного анализа слов, содержащих мягкий знак | 23.01 | |
72 | Разделительный мягкий знак — ь с. 88 | Тренировать детей в чтении слов с разделительным мягким знаком | 24.01 | |
73 | Две роли мягкого знака в русском языке с. 89 | Учить детей различать роли мягкого знака в русском языке: показателя мягкости и разделительного | 25.01 | |
74 | Буква ъ. Разделительный твёрдый знак с.90 | Познакомить детей с разделительным твёрдым знаком | 26.01 | |
75 | Закрепление изученного с. 91 | Тренировать детей в чтении слов, содержащих разделительный твёрдый знак | 30.01 | |
76 | Зпуки [х], [х']. Буквы Х,х. с. 92 | Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [х], [х'] и буквами X, х, обозначающими эти звуки на письме | 31.01 | |
77 | Звук [ц]. Буквы Ц, ц с. 93 | Познакомить учащихся с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц, ц, обозначающими этот звук на письме | 01.02 | |
78 | Закрепление изученного с. 94 | Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении | 02.02 | |
79 | Весёлые путаницы с. 95 | Расширить и углубить знания детей о путаницах (авторских и фольклорных). | 06.02 | |
80 | Звук [ч']. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов с. 96 | Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч'] и буквами Ч, ч, обозначающими этот звук на письме. | 07.02 | |
81 | Звук [ш']. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща и чу-щу с. 97 | Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ш'] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме. | 15.02 | |
82 | Шипящие согласные звуки. Закрепление изученного. с. 98 | Тренировать детей в чтении слов, содержащих шипящие согласные звуки | 16.02 | |
83 | Алфавит с. 100 | Тренировать детей правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке. | 20.02 | |
84 | Необычные азбуки с. 101 | Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении | 21.02 | |
85 | Из истории букварей с. 102–103 | Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении | 22.02 | |
Внеклассная работа с. 104 - 105 | ||||
86 | Сказки-диалоги о животных с. 106–107 | Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении | 27.02 | |
87 | Ребятам о зверятах с. 108–109 | Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении | 28.02 | |
88 | Сказки в сказке с. 110 | Тренировать детей в осмысленном правильном и выразительном чтении | 01.03 | |
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
№ урока | Сроки выполнения | Тема урока, страницы учебника | Цели и задачи урока | ||
план | факт | ||||
Страна Вообразилия (15 часов) | |||||
89 | 02.03 |
| Знакомство с учебником С. 2—5 | Формирование представления об информационном пространстве учебника, его компонентах, их взаимосвязи | |
90 | 06.03 |
| Игра с буквами С. 6—7 | Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Формирование умения работать со словарем. Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления | |
91 | 07.03 |
| С. Михалков «Азбука» С. 8—9 | Обогащение словаря, совершенствование техники чтения, переход к плавному чтению целыми словами. Определение своей эмоциональной реакции на произведение, нахождение в тексте фрагментов, подтверждающих собственную эмоциональную оценку персонажа. Тренировка в заучивании наизусть | |
92 | 09.03 | | Фантастические существа С. 10—11 | Формирование культуры чтения стихотворений, понимания эмоционально-смыслового значения, умения выдерживать паузу в конце и внутри стихотворной строки. Развитие внимания к звуковому образу слова | |
93 | 13.03 | | К. Чуковский «Храбрецы» с.12 - 13 | Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления о связи интонации и смысла речи. Выявление эмоционально-оценочного смысла слова в контексте произведения. Развитие умения актуализировать читательский и жизненный опыт | |
94 | 14.03 | | В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде» С. 14 | Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления о связи интонации и смысла речи. Выявление эмоционально-оценочного смысла слова в контексте произведения. Развитие умения актуализировать читательский и жизненный опыт | |
95 | 15.03 | | Стихотворный ритм (хорей) (Дж. Родари «Лежебока») С. 15—17 В. Лифшиц«Тимоша»1 С. 18—19 | Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Формирование представления о ритме. Обогащение словаря, включение новых слов в собственную речь. Развитие внимания к многозначности слова. Развитие творческого воображения. Включение в информационный поиск | |
96 | 16.03 | | Стихотворный ритм (ямб) «Купите лук» (В. Левин «Обыкновенная история») С. 20—23 | Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и ее смысловому наполнению. Развитие внимания к названию произведения и его смысловому значению. Развитие творческого воображения | |
97 | 20.03 | | И. Токмакова «Пряничные человечки» С. 24—25 | Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи, к интонации и ее смысловому наполнению. Развитие творческого воображения. Формирование умения фиксировать в письменной форме результаты собственного творчества | |
98 | 21.03 | | Освоение рифмы К. Чуковский «Тараканище» М. Карем «На меня ползет козявка» (В. Хотомская «Аист») С. 25—29 | Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного | |
99 | 22.03 | | Освоение рифмы К. Чуковский «Скрюченная песенка» С. 30—31 | Обогащение словаря. Развитие умения определять свои эмоциональные впечатления от прослушанного литературного произведения и передавать их в процессе собственного чтения. Формирование умения передавать в устной речи собственный вымысел, приобретение опыта записи придуманного | |
100 | 23.03 | | Считалки С. 32—35 | Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу | |
IV четверть | |||||
101 | 03.04 | | Чудесные приключения Ю. Тувим «Чудеса» Д. Самойлов «Сказка» С. 36—39 Б. Заходер «На Горизонтских островах» С. 40—43 | Закрепление культуры чтения стихотворений. Формирование умений включать новые слова в речь, находить в тексте фрагменты, иллюстрирующие высказанную мысль. Развитие внимания к оттенкам собственных переживаний, умения помещать себя в воображаемую ситуацию | |
102 | 04.04 | | Неживое становится живым О. Мандель- штам «Телефон» (О. Дриз «Юла» С. 44—46 Ю. Тувим «Пляска» С. 46—47 | Развитие внимания к переживаниям героя произведения и способам его выражения. Формирование умения передавать при чтении эмоциональное состояние героя. Обучение сравнению героев разных произведений. Развитие внимания к ритму стихотворения | |
103 | 05.04 | | Загадки С. 48—51 | Обогащение словаря. Знакомство с определением жанра загадки. Сочинение загадок. Формирование умения описывать объект в устной речи | |
Сказки о животных (16 ч) | |||||
104 | 06.04 | | Звучащий мир впоэзии В. Лунин «Жук» Н. Матвеева «Груши» С. 51—53 «Было тихо» С. 54—55 | Знакомство со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения создавать рассказ по картинкам. Развитие эстетического чувства | |
105 106 | 10.04 11.04 | | Народные сказки С. 58—59 «Лиса и Рак» (РНС) С. 60—61 | Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки. Актуализация читательского опыта | |
107 | 12.04 | | «Лиса и тетерев» (РНС) С. 62—65 | Обогащение словаря. Развитие внимания к связи внутреннего состояния героя с его поступками. Формирование умения передавать при чтении состояние персонажа. | |
108 109 110 | 13.04 17.04 18.04 | | «Лисичка-сестричка и волк» (РНС) С. 66—71 | Формирование умений работать с текстом: озаглавливать части произведения; рассказывать о последовательности действий персонажа; понимать переживания героя, определять свое отношение к нему. | |
111 | 19.04 | | «Конь и лиса» (немецкая народная сказка) С. 72—75 «Как кролик взял койота на испуг» (сказка американских индейцев), «Гиена и черепаха» (африканская народная сказка) С. 76—80 | Обогащение словаря. Развитие внимания к смысловому наполнению слова в тексте художественного произведения. Формирование умений находить нужные фрагменты текста, воспроизводить последовательность событий, определять основные качества героев. Обогащение знаний о нравственной оценке поступков | |
112 | 20.04 | | Авторские сказки К. Ушинский «Лиса и козел» С. 81—83 | Актуализация прошлого читательского опыта. Формирование умения читать текст по ролям, передавая в интонации состояние героя. Развитие интереса к позиции повествователя. Сопоставление героев-животных в народных и авторских сказках | |
113 114 | 24.04 25.04 | | Дж. Харрис Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса» С. 84—89 | Обогащение словаря, обозначающего внутренние переживания. Закрепление умения передавать при чтении состояние героя. Развитие внимания к причинам изменений во внутреннем состоянии персонажа. | |
115 116 | 26.04 27.04 | | Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали» С. 90—97 | Обогащение словаря, определяющего отношение читателя к героям. Развитие внимания к названию произведения, к эмоциональной окрашенности произведения, умения передавать при чтении нужную интонацию. | |
117 | 02.05 | | Д. Биссет «Лягушка в зеркале» С. 98—101 | Формирование умений работать с текстом: озаглавливать части рассказа; определять внутреннее состояние героя; выражать свое отношение к нему; рассказывать о совершаемых им поступках; обосновывать свою позицию. | |
118 | 03.05 | | А. Усачев «Пятно» С. 102—105 | Включение новых слов в речевую практику. Формирование умений передавать сюжет произведения, оценивать героя и сравнивать свое отношение к героям разных произведений. | |
119 | 04.05 | | Б. Сергуненков «Сладкая трава» С. 106—107 | Обогащение словаря, позволяющего оценивать героя. Соотнесение поступка и внутреннего состояния героя. Обогащение знаний о нравственной оценке поступка героя. Формирование умения воспроизводить в устной речи результаты самостоятельного творчества | |
| ПРИРОДА И МЫ (11 ч) | ||||
120 | 08.05 | | Г. Балл «Кружавинка» С. 110—113 | Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова, к авторской позиции и способам ее выражения. Развитие эстетического чувства, внимания к отношению человека к природе | |
121 | 10.05 | | М. Пришвин «Осеннее утро» С. 114—115 | Развитие внимания к смыслу слова в художественном тексте, внутреннему состоянию героя. Формирование умения оценивать чтение и высказывание товарища. | |
122 | 11.05 | | А. Блок «Зайчик» С. 116—117 | Обогащение словаря. Закрепление умения читать лирическое произведение. Формирование умения выделять слова, передающие эмоционально-смысловую окрашенность текста. Сопоставление описаний природы в произведениях разных авторов | |
123 | 15.05 | | Н. Рубцов «Воробей» С. 118—119 | Обогащение словаря, включение новых слов в речевую практику. Формирование умения выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературного произведения. Тренировка в заучивании наизусть | |
124 | 16.05 | | Л. Толстой «Орел» С. 120—121 | Формирование умений определять и передавать в процессе чтения свое отношение к изображаемым событиям | |
125 | 17.05 | | Е. Чарушин «Как Томка научился плавать» С. 122—123 | Формирование умения рассказывать о наружности и поведении литературного персонажа, об авторской позиции. Формирование умения передавать в устной речи результаты жизненных наблюдений | |
126 | 18.05 | | А. Барто «Думают ли звери» С. 124—125 | Развитие внимания к смыслу поставленного вопроса. Формирование умения понимать чувства и мысли повествователя. Формирование умения оценивать чтение товарища | |
127 | 22.05 | | М. Пришвин «Черемуха»С. 126—127 | Обогащение словаря. Формирование умения рассказывать о любимых явлениях природы | |
128 | 23.05 | | В. Жуковский «Жаворонок» С. 122—123 | Формирование умений воспринимать литературное произведение на слух и передавать в устном высказывании впечатление от услышанного, оценивать выступление товарища. Развитие внимания к поэтическому слову. Закрепление знаний о рифме | |
129 | 24.05 | | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» С. 130—131 | Развитие внимания к переживаниям повествователя. Формирование умения рассказывать о зрительных впечатлениях. Формирование умения оценивать чтение товарища. | |
130 | 25.05 | | Обобщающий урок | Формирование умений воспринимать литературное произведение на слух и передавать в устном высказывании впечатление от услышанного, оценивать выступление товарища. Развитие внимания к поэтическому слову. Развитие внимания к переживаниям повествователя. Формирование умения оценивать чтение товарища |
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.
Требования стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения. В стандарте делается акцент на формирование культуры чтения, что предполагает:
осмысление учащимися цели чтения;
осознанное использование различных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего) в соответствии с целью;
овладение умением читать не только вслух, но и про себя, так как именно чтение про себя является средством получения основного объема информации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.
1 класс
Т.М. Андрианова. Букварь. — М., АСТ, Астрель.
Т.М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». — М., Астрель.
В.А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. — М., АСТ, Астрель.
Т.М. Андрианова. Обучение в 1 классе по «Букварю». — М., Астрель.
В.А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Прописям». — М., Астрель.
Т.М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. —М., АСТ, Астрель.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Учебник.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Рабочие тетради № 1.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.
2 класс
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
1 Произведения, отмеченные знаком * изучаются вариативно: в сильном классе — вместо произведений из инвариантной части учебника, или за счет дополнительных уроков; можно использовать эти произведения для индивидуальной работы.