СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10-11 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Экономика" 10-11 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Осинцевская средняя школа

Чановского района Новосибирской области



«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________


Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________________________


«____»____________201 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ /_________/


Приказ № ___ от «___»________

201___ г.











Рабочая программа

предмета «Экономика»

для среднего общего образования



Составитель:

Щербакова Т.В. учитель информатики и ИКТ























2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе:

  • программы И.В. Липсица. Экономика, 2014.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в полу­чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима­тельской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после­дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали­зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче­ской жизни с экономической точки зрения;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качест­ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика).

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.

- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.

- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получение и оценка экономической информации;

- составление семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования

Экономика

Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.

Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.

Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.

Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.

Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.

Инфляция и ее следствия.

Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.

Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.

Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.

Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.

Экономический рост и факторы его ускорения.

Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.

Международный валютный рынок.

Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.

Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.

Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класс


№ п/п

Наименование тем

Всего часов


1

Главные вопросы экономики

3


2

Типы экономических систем

4


3

Силы, которые управляют рынком

2


4

Как работает рынок

2


5

Мир денег

2


6

Законы денежного обращения

2


7

Банковская система

3


8

Человек на рынке труда

4

9

Социальные проблемы рынка труда

5

10

Экономические проблемы безработицы

4


Контрольная работа

4


Всего

36











Календарно – тематическое планирование по экономике10 класс

(1ч. в неделю, в год 36 часа)


п\п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечание

План

Факт.

1.Главные вопросы экономики (3 часа)

1.



Что такое экономика.

Эконо́мика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства


Знать:

-понятие об эконо­мической науке. Объяс­нять понятия «микро-» и «макроэкономика»

§ 1

2.



Основы хозяйственной жизни человечества.

Виды потребностей
людей;

-причины, по которым
потребности людей не мо­гут быть удовлетворены


Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-виды потребностей
людей;

-причины, по которым
потребности людей не мо­гут быть удовлетворены


§ 2

3.



Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества

Ограниченность — недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которое люди хотели бы получить.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-понятия «абсолютная и
относительная ограни­ченность ресурсов»;

-виды ограниченных ре­сурсов;

-причины невозможности
преодоления ограничен­ности ресурсов;

Главные вопросы экономической жизни общества

§ 3-4


2. Типы экономических систем и различия между ними (4 часа)

4.



Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

- понятие «традици­онная экономическая сис­тема»;

Уметь:

- подбирать приме­ры традиционной экономической системы

.


§ 5

5.



Рыночная система.

Рыночная система экономики – это одна из экономических систем, которая функционирует в соответствии с принципами предпринимательства.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

- понятие «рыночная экономическая сис­тема»;

- причины эффективности и роль рыночных меха­низмов

§ 6

6.



Командная экономическая система

Особенности Командной системы, основные признаки.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

- понятие

«командная эко­номическая система»

§ 7

7.



Причины возникновения смешанной экономической системы.

Особенности функционирования современной смешанной экономики.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

признаки «смешанной экономики»

§ 8

8.



Контрольная работа № 1


тестирование




3. Силы, которые управляют рынком (2часа)

9.



Что такое спрос

Величина спроса. Спрос. Шкала. Закон спроса и тд.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-понятие о спросе

-факторы формирования
величины спроса

§9

10.



От чего зависит предложение товаров

Величина предложений. Предложение. Шкала. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.


Знать: -формирование на рынке предло­жения;

-факторы формирования
величины предложения.


§ 10


4.Как работает рынок (2 часа)

11.



Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие

Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное


Знать:

-типы рыночных ситуа­ций: дефицит, затовари­вание, равновесие;

-механизм формирования
рыночного равновесия;

-рынок покупателей и
продавцов.

§ 11-12

12.



Причины и следствия нарушения рыночного равновесия

Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность.

Беседа Фронтальный опрос


Описывать:

-действие рынка;

Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия

§ 13


5. Мир денег (2 часа)

13.



Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена

Банковская система. Функции. Банков. Виды банков. Основные виды услуг


Знать:

-причины изобретения
денег;

-функции денег;

-роль денег как средства
обмена

§ 14-15

14.



Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения

Роль денег как средства сбережения

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-роль денег как средства
измерения и сбережения

§ 16-17

15.



Контрольная работа № 2


тестирование




6.Законы денежного обращения (1 часа)

16.



Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции.

Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции и тд.


Знать:

-причины и виды инфляции;

-влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране

§ 18-19

7. Банковская система (3 часа)

17.



Причины появления и виды банков

Банковская система.


Знать:

-причины и виды банков

§ 20

18.



Принципы кредитования

Принципы кредитования, депозиты до востребовании и срочные.


Знать:

-принципы кредитования


§ 21

19.



Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны

Функции ЦБ, задачи. Нормы обязательных резервов.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-понятие о денежном об­ращении;

-закон обмена и его ис­пользование;

- ликвидность

§ 22

8.Человек на рынке труда (4 ч.)

20.



Экономическая природа рынка труда

Рынок труда и его особенности.


Знать:

-особенности труда как
товара;

-деятельность продав­цов и покупателей на
рынке труда


§ 23

21.



От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы

Факторы формирования заработной платы

Беседа Фронтальный опрос


Объяснять:

-суть положения «спрос на
рынке труда»

§ 24-25

22.



Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда

Формирование заработной платы на рынке труда


Знать:

-закон предложения на
рынке труда;

формирование заработной платы на рынке труда

§ 26-27

23-24.



Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Подготовка к контрольной работе

Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-факторы, формирующие
предложение и спрос на
рынке труда

§ 28

25.



Контрольная работа № 3


тестирование



9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.)

26.



Профсоюзы и трудовые конфликты

Первое из отличий рынка труда от других рынков — особый характер взаимоотношений между продавцами и покупателями.


Знать:

-что такое профсоюз;

какие бывают трудовые конфликты и пути их решения

§ 29

27.



За что борются профсоюзы

Заботы профессиональных союзов неразрывно связаны с особенностями той работы, которой занимаются их члены, и потому круг проблем разных профессий различен.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-способы повышения и понижения заработной платы

§ 30

28-29.



Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата

Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата


Знать:

-величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты

§ 31

30.



Договоры и контракты на рынке труда

Договоры и контракты на рынке труда

Беседа Фронтальный опрос


Уметь:

-различать договор и контракт на рынке труда

§ 32

31.



Как добиться, чтобы человек работал хорошо

Чтобы сотрудник хорошо работал, нужно использовать различные системы мотивации. Они могут быть материальные и нематериальные


Знать:

-способы мотивации работников

§ 33


10.Экономические проблемы безработицы (4 ч.)

32.



Что такое безработица

Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения.


Знать:

-что такое безработица;

-критерии признания
человека безработным


§ 34

33.



Виды безработицы

Виды безработицы

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-виды безработицы и
причины их возникновения

§ 35

34.



Что такое полная занятость

Что такое полная занятость



§ 36

35.



Как можно сократить безработицу

Сейчас, во времена кризиса и смены поколений как никогда актуальным является вопрос по сокращению безработицы. 


Знать:

-основные способы
стимулирования трудовой
активности работников


§ 37

36.



Контрольная работа № 4


тестирование

Знать:

-что такое полная занятость









Учебно - тематическое планирование по экономике для 11 класс



№ п/п

Наименование тем

Всего часов


1

Что такое фирма и как она действует на рынке

6


2

Как семьи получают и тратят деньги

3


3

Неравенство доходов и его последствия

4


4

Экономические задачи государства

4


5

Государственные финансы

4


6

Экономический рост

4


7

Организация международной торговли

5


8

Контрольная работа

4


Всего

34


Календарно – тематическое планирование для 11 класса

(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)


п\п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечание

План

Факт.


11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(6 ч.)

1



Зачем создаются фирмы

Фирма. Издержки и прибыль фирмы

Тема. Понятие фирмы и виды фирм. 

Зачем создаются фирмы.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-понятия: фирма, пред­
приятие, отрасль;

-понятие о добавленной
стоимости

Знать:

-виды и цели, факторы
деятельности фирм;



2



Виды фирм по российскому законодательству.

Виды фирм в экономике. Индивидуальное. Создается гражданином, который осуществляет предпринимательскую деятельность



Знать:

- Роль АО, ООО ЗАО.

3



Виды прибыли

Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам.


Беседа Фронтальный опрос


Знать:

- почему фирма вы­годнее рынка.


4



Виды затрат и их экономическое значение

Виды затрат и их экономическое значение


Знать: понятие о внутренних и
внешних ресурсах и за­
тратах фирмы;

-понятие о нормальной
прибыли владельца фирмы



5



Решение задач на нахождение затрат

Решение задач на нахождение затрат

Беседа Фронтальный опрос


Уметь:

- рас­считывать, какой из спосо­бов производства наиболее экономически эффективен

6



Влияние конкуренции на деятельность фирм

Влияние конкуренции на деятельность фирм


Знать:

-как влияет конкуренция на деятельность фирмы



12.Как семьи получают и тратят деньги (3 ч.)

7



Источники семейных доходов

Источники семейных доходов


Уметь объяснять:

-источники доходов семьи


8



Семейные расходы и закономерности их изменения

Семейные расходы и закономерности их изменения

Беседа Фронтальный опрос


Знать понятия темы.

;

-изменение структуры расходов семей как след­ствие экономических пре­образований в стране


9



Инфляция и семейная экономика

Инфляция и семейная экономика. В чём заключаются рыночные отношения в экономике? 


Знать:

-структуру семейных рас­ходов как индикатора уровня развития страны


10



Контрольная работа № 1


тестирование




13.Неравенство доходов и его последствия (4 ч.)

11



Что порождает неравенство в благосостоянии

Что порождает неравенство в благосостоянии

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-социальные программы;

-уметь анализировать материалы СМИ


12



Кривая Лоренца

Кривая Лоренца – это графическое изображение неравенства распределения доходов среди населения.




13



Регулирование неравенство доходов с помощью налогов

Регулирование неравенство доходов с помощью налогов


Знать:

-понятие о прогрессивном­
налогообложении;
Уметь:

-анализировать материа­лы СМИ;

-работать с нормативны­
ми документами


14



Бедность как эконмическая проблема

Бедность как экономическая проблема. Понятие и причины возникновения бедности. 

Беседа Фронтальный опрос


Знать

-социальные программы.
Уметь:

-анализировать материа­лы
СМИ;

-работать с нормативными
документами



14. Экономические задачи государства(4 ч.)

15



Экономические свободы и роль государства в их защите

Понятие и основные признаки государства. Экономические функциигосударства. Роль государства в экономике.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-роль государства как экономической свободы;

-государственные орга­ны, участвующие в регу­лировании экономической
жизни


16



Причины вмешательства государства в экономическую жизнь

Причины вмешательства государства в экономическую жизнь. Второй важнейшей функцией государства в мире экономики является компенсация слабостей рыночных механизмов.


Знать:

понятие о слабости рынка;

-экономические функции
государства и их роль в
компенсации слабостей
рынка;

-понятие об обществен­ных благах


17



Возникновение внешних эффектов

Возникновение внешних эффектов

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-что такое внешний эффект


18



Формы вмешательства государства в работу рыночной системы

Формы вмешательства государства в работу рыночной системы


Знать:

-формы вмешательства государства в работу рыночной системы


19



Контрольная работа № 2


тестирование




15.Государственные финансы (4 ч.)

20



Принципы налогообложения

Сущность и принципы налогообложения. Главные принципы налогообложения 


Знать:

-принципы налогообложения


21



Методы налогообложения

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения.


Знать:

-методы налогообложения


22



Понятие о государственном бюджете

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств...

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-как формируется государственный бюджет


23



Причины и следствия возникновения государственного долга

Государственный долг. Расчет и причины возникновения государственного долга.


Знать:

-понятие о слабости рынка;

-экономические функции
государства и их роль в
компенсации слабостей
рынка;

-почему появляется государственный долг



16. Экономический рост (4 ч.)

24



Понятие экономического роста

Экономический рост: понятие, типы и показатели. Факторы экономического роста.


Знать:

-понятие экономического роста


25



Факторы ускорения экономического роста

Экономический рост и. факторы его ускорения

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-факторы ускорения экономического роста



26



Экономическое развитие

Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития. Цикличность развития экономики.


Знать:

-причины экономического развития классификацию стран ми­
ра по типам экономических
систем и уровням экономи­ческого развития;

Уметь:

- работать с диаграммами,
графиками;

- составлять таблицу



27



Экономическое отставание России

Экономическое отставание России

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофи­рованной роли государства в экономике России;

- этапы реформирования
экономики России в 90-х го­
дах. .



28



Контрольная работа № 3


тестирование




17. Организация международной торговли (5 ч.)

29



Причины возникновения международной торговли

Причины возникновения международной торговли. Регулирование международной торговли и протекционизм. Виды всемирных экономических отношений.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

- что порождает протек­ционизм;

- для чего нужен валют­ный рынок;

- с кем и чем торгует
Россия.

Объяснить понятие «главный двигатель ме­ждународной торговли^)


30



Регулирование внешней торговли

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Сущность государственного регулирования внешней торговли.


Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров за­рубежных производите­лей


31



Протекционизм

Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики.

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

-что порождает протек­ционизм


32



Валютный рынок и конвертируемость валют



Знать:

-для чего нужен валют­ный рынок;

-



33



Внешняя торговля России и проблемы её развития

Внешняя торговля России и проблемы ее развития

Беседа Фронтальный опрос


Знать:

с кем и чем торгует
Россия.

Объяснить понятие «главный двигатель ме­ждународной торговли


34



Контрольная работа № 4


тестирование




Литература:

1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.

2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.

3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.

4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.