Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Осинцевская средняя школа
Чановского района Новосибирской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей___________________ Руководитель МО __________________________ Протокол № ___ от «____»____________201__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________________________ «____»____________201 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________ /_________/ Приказ № ___ от «___»________ 201___ г. |
Рабочая программа
предмета «Экономика»
для среднего общего образования
| Составитель: Щербакова Т.В. учитель информатики и ИКТ |
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе:
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | |
1 | Главные вопросы экономики | 3 | |
2 | Типы экономических систем | 4 | |
3 | Силы, которые управляют рынком | 2 | |
4 | Как работает рынок | 2 | |
5 | Мир денег | 2 | |
6 | Законы денежного обращения | 2 | |
7 | Банковская система | 3 | |
8 | Человек на рынке труда | 4 |
9 | Социальные проблемы рынка труда | 5 |
10 | Экономические проблемы безработицы | 4 |
| Контрольная работа | 4 |
| Всего | 36 |
Календарно – тематическое планирование по экономике10 класс
(1ч. в неделю, в год 36 часа)
№ п\п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Примечание |
План | Факт. |
1.Главные вопросы экономики (3 часа) |
1. | | | Что такое экономика. | Эконо́мика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства | | Знать: -понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика» | § 1 |
2. | | | Основы хозяйственной жизни человечества. | Виды потребностей людей; -причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -виды потребностей людей; -причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены | § 2 |
3. | | | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества | Ограниченность — недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того количества благ, которое люди хотели бы получить. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»; -виды ограниченных ресурсов; -причины невозможности преодоления ограниченности ресурсов; Главные вопросы экономической жизни общества | § 3-4 |
| 2. Типы экономических систем и различия между ними (4 часа) |
4. | | | Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. | Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: - понятие «традиционная экономическая система»; Уметь: - подбирать примеры традиционной экономической системы . | § 5 |
5. | | | Рыночная система. | Рыночная система экономики – это одна из экономических систем, которая функционирует в соответствии с принципами предпринимательства. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: - понятие «рыночная экономическая система»; - причины эффективности и роль рыночных механизмов | § 6 |
6. | | | Командная экономическая система | Особенности Командной системы, основные признаки. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: - понятие «командная экономическая система» | § 7 |
7. | | | Причины возникновения смешанной экономической системы. | Особенности функционирования современной смешанной экономики. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: признаки «смешанной экономики» | § 8 |
8. | | | Контрольная работа № 1 | | тестирование | | |
| 3. Силы, которые управляют рынком (2часа) |
9. | | | Что такое спрос | Величина спроса. Спрос. Шкала. Закон спроса и тд. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -понятие о спросе -факторы формирования величины спроса | §9 |
10. | | | От чего зависит предложение товаров | Величина предложений. Предложение. Шкала. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. | | Знать: -формирование на рынке предложения; -факторы формирования величины предложения. | § 10 |
| 4.Как работает рынок (2 часа) |
11. | | | Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие | Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное | | Знать: -типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; -механизм формирования рыночного равновесия; -рынок покупателей и продавцов.
| § 11-12 |
12. | | | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия | Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность. | Беседа Фронтальный опрос | Описывать: -действие рынка; Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия | § 13 |
| 5. Мир денег (2 часа) |
13. | | | Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена | Банковская система. Функции. Банков. Виды банков. Основные виды услуг | | Знать: -причины изобретения денег; -функции денег; -роль денег как средства обмена | § 14-15 |
14. | | | Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения | Роль денег как средства сбережения | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -роль денег как средства измерения и сбережения | § 16-17 |
15. | | | Контрольная работа № 2 | | тестирование | | |
| 6.Законы денежного обращения (1 часа) |
16. | | | Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции. | Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции и тд. | | Знать: -причины и виды инфляции; -влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране | § 18-19 |
7. Банковская система (3 часа) |
17. | | | Причины появления и виды банков | Банковская система. | | Знать: -причины и виды банков | § 20 |
18. | | | Принципы кредитования | Принципы кредитования, депозиты до востребовании и срочные. | | Знать: -принципы кредитования | § 21 |
19. | | | Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны | Функции ЦБ, задачи. Нормы обязательных резервов. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -понятие о денежном обращении; -закон обмена и его использование; - ликвидность | § 22 |
8.Человек на рынке труда (4 ч.) |
20. | | | Экономическая природа рынка труда | Рынок труда и его особенности. | | Знать: -особенности труда как товара; -деятельность продавцов и покупателей на рынке труда | § 23 |
21. | | | От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы | Факторы формирования заработной платы | Беседа Фронтальный опрос | Объяснять: -суть положения «спрос на рынке труда» | § 24-25 |
22. | | | Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда | Формирование заработной платы на рынке труда | | Знать: -закон предложения на рынке труда; формирование заработной платы на рынке труда | § 26-27 |
23-24. | | | Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Подготовка к контрольной работе | Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда | § 28 |
25. | | | Контрольная работа № 3 | | тестирование | | |
9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.) |
26. | | | Профсоюзы и трудовые конфликты | Первое из отличий рынка труда от других рынков — особый характер взаимоотношений между продавцами и покупателями. | | Знать: -что такое профсоюз; какие бывают трудовые конфликты и пути их решения | § 29 |
27. | | | За что борются профсоюзы | Заботы профессиональных союзов неразрывно связаны с особенностями той работы, которой занимаются их члены, и потому круг проблем разных профессий различен. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -способы повышения и понижения заработной платы | § 30 |
28-29. | | | Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата | Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата | | Знать: -величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты | § 31 |
30. | | | Договоры и контракты на рынке труда | Договоры и контракты на рынке труда | Беседа Фронтальный опрос | Уметь: -различать договор и контракт на рынке труда | § 32 |
31. | | | Как добиться, чтобы человек работал хорошо | Чтобы сотрудник хорошо работал, нужно использовать различные системы мотивации. Они могут быть материальные и нематериальные | | Знать: -способы мотивации работников | § 33 |
| 10.Экономические проблемы безработицы (4 ч.) |
32. | | | Что такое безработица | Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения. | | Знать: -что такое безработица; -критерии признания человека безработным | § 34 |
33. | | | Виды безработицы | Виды безработицы | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -виды безработицы и причины их возникновения | § 35 |
34. | | | Что такое полная занятость | Что такое полная занятость | | | § 36 |
35. | | | Как можно сократить безработицу | Сейчас, во времена кризиса и смены поколений как никогда актуальным является вопрос по сокращению безработицы. | | Знать: -основные способы стимулирования трудовой активности работников | § 37 |
36. | | | Контрольная работа № 4 | | тестирование | Знать: -что такое полная занятость | |
Учебно - тематическое планирование по экономике для 11 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | |
1 | Что такое фирма и как она действует на рынке | 6 | |
2 | Как семьи получают и тратят деньги | 3 | |
3 | Неравенство доходов и его последствия | 4 | |
4 | Экономические задачи государства | 4 | |
5 | Государственные финансы | 4 | |
6 | Экономический рост | 4 | |
7 | Организация международной торговли | 5 | |
8 | Контрольная работа | 4 |
| Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование для 11 класса
(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)
№ п\п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Примечание |
План | Факт. |
| 11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(6 ч.) |
1 | | | Зачем создаются фирмы | Фирма. Издержки и прибыль фирмы Тема. Понятие фирмы и виды фирм. Зачем создаются фирмы. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -понятия: фирма, пред приятие, отрасль; -понятие о добавленной стоимости Знать: -виды и цели, факторы деятельности фирм; | |
2 | | | Виды фирм по российскому законодательству. | Виды фирм в экономике. Индивидуальное. Создается гражданином, который осуществляет предпринимательскую деятельность | | Знать: - Роль АО, ООО ЗАО. | |
3 | | | Виды прибыли | Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: - почему фирма выгоднее рынка. | |
4 | | | Виды затрат и их экономическое значение | Виды затрат и их экономическое значение | | Знать: понятие о внутренних и внешних ресурсах и за тратах фирмы; -понятие о нормальной прибыли владельца фирмы | |
5 | | | Решение задач на нахождение затрат | Решение задач на нахождение затрат | Беседа Фронтальный опрос | Уметь: - рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически эффективен | |
6 | | | Влияние конкуренции на деятельность фирм | Влияние конкуренции на деятельность фирм | | Знать: -как влияет конкуренция на деятельность фирмы | |
| 12.Как семьи получают и тратят деньги (3 ч.) |
7 | | | Источники семейных доходов | Источники семейных доходов | | Уметь объяснять: -источники доходов семьи | |
8 | | | Семейные расходы и закономерности их изменения | Семейные расходы и закономерности их изменения | Беседа Фронтальный опрос | Знать понятия темы. ; -изменение структуры расходов семей как следствие экономических преобразований в стране | |
9 | | | Инфляция и семейная экономика | Инфляция и семейная экономика. В чём заключаются рыночные отношения в экономике? | | Знать: -структуру семейных расходов как индикатора уровня развития страны | |
10 | | | Контрольная работа № 1 | | тестирование | | |
| 13.Неравенство доходов и его последствия (4 ч.) |
11 | | | Что порождает неравенство в благосостоянии | Что порождает неравенство в благосостоянии | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -социальные программы; -уметь анализировать материалы СМИ | |
12 | | | Кривая Лоренца | Кривая Лоренца – это графическое изображение неравенства распределения доходов среди населения. | | | |
13 | | | Регулирование неравенство доходов с помощью налогов | Регулирование неравенство доходов с помощью налогов | | Знать: -понятие о прогрессивном налогообложении; Уметь: -анализировать материалы СМИ; -работать с нормативны ми документами | |
14 | | | Бедность как эконмическая проблема | Бедность как экономическая проблема. Понятие и причины возникновения бедности. | Беседа Фронтальный опрос | Знать -социальные программы. Уметь: -анализировать материалы СМИ; -работать с нормативными документами | |
| 14. Экономические задачи государства(4 ч.) |
15 | | | Экономические свободы и роль государства в их защите | Понятие и основные признаки государства. Экономические функциигосударства. Роль государства в экономике. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -роль государства как экономической свободы; -государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни | |
16 | | | Причины вмешательства государства в экономическую жизнь | Причины вмешательства государства в экономическую жизнь. Второй важнейшей функцией государства в мире экономики является компенсация слабостей рыночных механизмов. | | Знать: понятие о слабости рынка; -экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка; -понятие об общественных благах | |
17 | | | Возникновение внешних эффектов | Возникновение внешних эффектов | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -что такое внешний эффект | |
18 | | | Формы вмешательства государства в работу рыночной системы | Формы вмешательства государства в работу рыночной системы | | Знать: -формы вмешательства государства в работу рыночной системы | |
19 | | | Контрольная работа № 2 | | тестирование | | |
| 15.Государственные финансы (4 ч.) |
20 | | | Принципы налогообложения | Сущность и принципы налогообложения. Главные принципы налогообложения | | Знать: -принципы налогообложения | |
21 | | | Методы налогообложения | Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. | | Знать: -методы налогообложения | |
22 | | | Понятие о государственном бюджете | Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств... | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -как формируется государственный бюджет | |
23 | | | Причины и следствия возникновения государственного долга | Государственный долг. Расчет и причины возникновения государственного долга. | | Знать: -понятие о слабости рынка; -экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка; -почему появляется государственный долг | |
| 16. Экономический рост (4 ч.) |
24 | | | Понятие экономического роста | Экономический рост: понятие, типы и показатели. Факторы экономического роста. | | Знать: -понятие экономического роста | |
25 | | | Факторы ускорения экономического роста | Экономический рост и. факторы его ускорения | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -факторы ускорения экономического роста | |
26 | | | Экономическое развитие | Экономическое развитие и его уровень. Показатель экономического роста и развития. Цикличность развития экономики. | | Знать: -причины экономического развития классификацию стран ми ра по типам экономических систем и уровням экономического развития; Уметь: - работать с диаграммами, графиками; - составлять таблицу | |
27 | | | Экономическое отставание России | Экономическое отставание России | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России; - этапы реформирования экономики России в 90-х го дах. . | |
28 | | | Контрольная работа № 3 | | тестирование | | |
| 17. Организация международной торговли (5 ч.) |
29 | | | Причины возникновения международной торговли | Причины возникновения международной торговли. Регулирование международной торговли и протекционизм. Виды всемирных экономических отношений. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: - что порождает протекционизм; - для чего нужен валютный рынок; - с кем и чем торгует Россия. Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли^) | |
30 | | | Регулирование внешней торговли | Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Сущность государственного регулирования внешней торговли. | | Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров зарубежных производителей | |
31 | | | Протекционизм | Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. | Беседа Фронтальный опрос | Знать: -что порождает протекционизм | |
32 | | | Валютный рынок и конвертируемость валют | | | Знать: -для чего нужен валютный рынок; - | |
33 | | | Внешняя торговля России и проблемы её развития | Внешняя торговля России и проблемы ее развития | Беседа Фронтальный опрос | Знать: с кем и чем торгует Россия. Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли | |
34 | | | Контрольная работа № 4 | | тестирование | | |
Литература:
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.