МБОУ Татарско-Сайманская СШ
Утверждаю
Директор школы__________Р.Т. Думбалова
Приказ № 210 от 30. 08.2017г.
Рабочая программа по физической культуре
для 11 класса
срок реализации 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе комплексной программы «Физическая культура» под редакцией
В.И. Лях, А.А. Зданевич
Разработчик программы: Абдульмянов И.Т. учитель физической культуры первой квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании ТМГ Согласована
МБОУ Татарско -Сайманской СШ Зам. директора по УВР
Протокол № 1 от «30» августа 2017г. __________ Иванова Н.Ш.
Руководитель ТМГ ________ Бикмаев Р.Р. 30.08. 2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.18.2.2)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
Программы основного общего образования. Физическая культура составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы Ляха В.И.«Физическая культура 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2013г.
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Татарско-Сайманской СШ.
учебного плана МБОУ Татарско-Сайманской СШ
В целях реализации рабочей программы используется следующий УМК:
Комплексная программа физического воспитания учащихся 10-11 классы.
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, «Просвещение» 2016.
Учебники:
Виленский М.Я. Физкультура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2012
Лях, В. И. Физкультура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2012
Главной целью и задачей школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Цели и задачи:
Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
Освоении системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.
Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания 10-11 классов:
Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.
Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях.
Дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей.
Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии.
Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.
Формирование адекватной самооценке личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.
Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психических регуляции.
Описание места предмета в учебном плане школе
Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения базовых основ физической культуры, которые необходимы и обязательны для каждого ученика, отведено 58 часов, на вариативную часть 10 часов. В 10 и 11классах продолжается обязательному изучение учебного предмета «Физическая культура» из расчета 3ч. В неделю. Третий час на преподавание предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 20110г. № 889. В связи с учётом региональных и местных особенностей образовательного учреждения, климато-географических условий, вариативная часть распределена для занятий кроссовой подготовкой и лёгкой атлетикой, где посредством специальных прикладных лёгкоатлетических упражнений обеспечивается развитие жизненно необходимых физических качеств, умений и навыков. В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе и на его преподавание отводится 102 часа в год.
УМК:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 10-11 классы.
2.Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях. Москва «Просвещение» 2016.
Учебники:
1.Виленский М.Я. Физкультура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2012
2.Лях, В. И. Физкультура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2012
Уровень программы | Программа | Тип классов | Кол-во часов | Учебники |
Углубленный | Авторская | 10-11 | 3 | Физическая культура: 10-11 классы/под ред. В.И.Ляха.-М.: Просвещение, 2012 |
В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для ознакомления с теоретическими сведениями можно выделять время как в процессе уроков, так и при выполнении одного часа в четверти, специально отведённого для этой цели.
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Кроме того, по окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре в форме экзамена.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре, умения навыки. Социокультурные основы.
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы. Организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приёмы саморегуляции.
Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировка. Элементы йоги.
Баскетбол (18 ч)
Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозировка нагрузки при занятиях баскетболом.
Гимнастика с элементами акробатики (18 ч)
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Лёгкая атлетика (22ч)
Основы биомеханики лёгкоатлетических упражнений. Влияние лёгкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лёгкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой
Лыжная подготовка (21 ч)
Основы биомеханики лыжных ходов. Влияние лыжной подготовки на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лыжной подготовки. Самоконтроль на занятиях лыжной подготовки.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Разделы учебного курса | Содержание тем учебного курса |
1 | Легкая атлетика | Спринтерский бег, стартовый разгон, низкий старт, прыжок в длину, метание мяча, метание гранаты, разновидности бега |
2 | Гимнастика | Строевые упражнения, упражнения на перекладине, акробатические упражнения |
3 | Волейбол | Различные виды приемов и подач мяча, нападающий удар, техника и тактика игры |
4 | Лыжная подготовка | Различные виды и приёмы лыжного шага |
5 | Баскетбол | Различные виды передач и ведения мяча, разновидности бросков мяча в корзину, техника и тактика игры |
Задачи физического воспитания учащихся 11 классов направлены:
На содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояние стрессам;
Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями
И формирование умений применять их в различных по сложности условий;
Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
Формирование знаний о закономерности двигательной активности, спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности;
Закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.
4.Требования к уровню подготовки учащихся 10 – 11 классов
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическим упражнениями различной направленности;
Уметь:
Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
Выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации;
Преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения выполнять приёмы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
Подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
Организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
Активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
Владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.
Для прохождения программы в учебном процессе обучения используются следующие учебники.
5. Тематическое планирование:
№ п/п | Дата | Раздел/ Тема уроков | Количество часов |
По плану | фактическая |
| | | Раздел 1: Легкая атлетика (11 ч) | |
1 | | | Техника спринтерского бега. Низкий старт.Инструктаж по ТБ. | 1 |
2 | | | Техника спринтерского бега.Эстафетный бег. | 1 |
3 | | | Подвижные игры с бегом. | 1 |
4 | | | Техника спринтерского бега. Эстафетный бег. | 1 |
5 | | | Бег на результат 100 м. Эстафетный бег | 1 |
6 | | | Подвижные игры с бегом. | 1 |
7- 9 | | | Прыжок в длину способом «согнув ноги» | 3 |
10 | | | Метание гранаты. | 1 |
11 | | | Бег 2000 м – д. | 1 |
| | | Раздел 2:Кроссовая подготовка (4ч) | |
12 | | | Подвижные игры с бегом. | 1 |
13 | | | Бег по пересеченной местности. | 1 |
14 | | | Преодоление препятствий. | 1 |
15 | | | Бег с гандикапом. | 1 |
| | | Раздел 3: Волейбол (15 ч) | |
16-17 | | | Техника приема – передачи мяча. | 2 |
18- 22 | | | Игра по упрощенным правилам волейбола. | 5 |
23 | | | Техника приема – передачи мяча. Нижняя прямая подача. | 1 |
24 | | | Нижняя прямая подача. | 1 |
25 | | | Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. | 1 |
26 | | | Верхняя прямая подача. Нападающий удар при встречных передачах. | 1 |
27- 30 | | | Нападающий удар при встречных передачах. | 4 |
| | | Раздел 4:Гимнастика с элементами акробатики (16 ч) | |
31 | | | Инструктаж по Т./Б. Инструкция № Строевые упражнения. Висы. | 1 |
32 | | | Строевые упражнения. Висы | 1 |
33 | | | Подвижные игры с элементами гимнастики. | 1 |
34 | | | Строевые упражнения. Висы | 1 |
35 | | | Акробатика. Сед углом. Стоя на коленях, наклон назад. | 1 |
36-38 | | | Подвижные игры с элементами гимнастики. | 3 |
39- 40 | | | Сед углом. Стоя на коленях, наклон назад. Стойка на лопатках. | 2 |
41 | | | Комбинация из изученных элементов по акробатике. | 1 |
42 | | | Разучивание техники опорного прыжка. | 1 |
43 | | | Сдача контрольных нормативов. | 1 |
44- 45 | | | Комплекс ритмической гимнастики. | 2 |
46 | | | Подвижные игры с элементами гимнастики. Гимнастический марафон. | 1 |
| | | Раздел 5: Лыжная подготовка (21 ч) | |
47 | | | Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции. Инструктаж по Т/Б. Инструкция № | 1 |
48 | | | Разучивание техники переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции. | 1 |
49 | | | «Гонка с преследованием». | 1 |
50- 51 | | | С.Т. преодоления подъемов и препятствий. Тактика лыжных гонок. | 2 |
52- 53 | | | «Гонка с выбыванием». | 2 |
54 | | | Тактика лыжных гонок. | 1 |
55 | | | Совершенствование техники одновременных лыжных ходов. | 1 |
56 | | | Совершенствование техники лыжных ходов. | 1 |
57 | | | Закрепление техники конькового хода. | 1 |
58 | | | Биатлон. | 1 |
59 | | | Закрепление техники конькового хода. Торможение плугом и упором. | 1 |
60 | | | Совершенствование техники конькового хода. Торможение плугом и упором | 1 |
61 | | | «Карельская гонка». | 1 |
62-63 | | | Совершенствование техники подъемов и спусков. Преодоление контруклона. | 2 |
64 | | | «Гонка с преследованием». | 1 |
65 | | | Развитие выносливости. Лыжный кросс 4 км. | 1 |
66 | | | Развитие выносливости. Лыжный кросс 5 км. | 1 |
67 | | | Биатлон. | 1 |
| | | Раздел 6: Гимнастика с элементами акробатики (6 ч) | |
68-71 | | | Совершенствование техники акробатических упражнений. | 4 |
72-73 | | | Подвижные игры с использованием гимнастических упражнений. | 2 |
| | | Раздел 7: Баскетбол (13 ч) | |
74 | | | Баскетбол. Правила техники безопасности. С.Т перемещений, поворотов, остановок и стоек. | 1 |
75 | | | Совершенствование техники ловли и передачи мяча с сопротивлением защитника. | 1 |
76 | | | Игра по упрощенным правилам баскетбола. | 1 |
77 | | | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Ведение без сопротивления и с сопротивлением защитника. | 1 |
78- 79 | | | Совершенствование техники ведения мяча. Действия против игрока без мяча и с мячом. | 2 |
80- 82 | | | Учебная игра в баскетбол. | 3 |
83 | | | К.Т. ведения мяча. | 1 |
84- 85 | | | Индивидуальные, групповые и командные действия в защите и нападении. | 2 |
86 | | | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Штрафной бросок. | 1 |
| | | Раздел 8:Кроссовая подготовка (2ч) | |
87 | | | Эстафеты. Подвижные игры с бегом | 1 |
88 | | | Бег по пересеченной местности 2 км.. Преодоление препятствий. | 1 |
| | | Раздел 9:Легкая атлетика (14 ч) | |
89- 90 | | | Совершенствование техника спринтерского бега. | 2 |
91 | | | Бег на результат 100 м. | 1 |
92-94 | | | Совершенствование техники прыжка в высоту. Метание гранаты. | 3 |
95 | | | Подвижные игры с бегом. | 1 |
96 | | | Сдача контрольных нормативов. | 1 |
97 | | | Кроссовый бег 2 км. | 1 |
98 | | | Контроль техники метания гранаты. | 1 |
99 | | | Круговая тренировка. | 1 |
100 | | | Круговая тренировка | 1 |
101-102 | | | Метание гранаты | 2 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |