«Согласовано» Руководитель МО Карбаинова И.С Протокол № ___ от « __» _________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ширапова Л.Ч. «__» _________ 2016г. | Утверждаю Директор Суханова А.Б. « »____________2016г |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
для начального общего образования
1 – 4 классы
духовно-нравственное направление
на 2014 – 2015 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то, поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика факультатива
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».
Кружок «Праздники, традиции и ремесла народов России»(Виноградова Н.В.) раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Организация данной деятельности направлена на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение, сопоставление и др.).
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цель программы:приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
∙ Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;
∙ Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
∙ Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
∙ Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
∙ Формирование чувства национального достоинства.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 32 ч (1 ч в неделю).
Изменения, внесённые в программу и их обоснование:
Так как базисный учебный план школы для 2 - 4 классов рассчитан не на 32, а на 34 учебных недель, то количество часов увеличится на 2, т.е. 34 часа в год, вместо планируемых 32 часов. Один час планируется для вводного занятия и инструктажа по технике безопасности, 1 час для контроля знаний. В первом классе 1 час для вводного занятия.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу срока обучения учащиеся должны:
∙ Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
∙ Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
∙ Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания факультатива
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
Русские народные игры.
Русские народные песни для детей.
Народные танцы.
Примерное планирование тем по классам
1 класс
Русские народные праздники.
2класс
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
3 класс
Старинный русский быт.
4 класс
Новый русский быт (со времён Петра I).
Формы занятий: беседы, игры, просмотр презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников.
Литература:
Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.
Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.
М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.
Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.
Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества», Москва, «Аквариум», 1999 г
С.И. Бекина «Музыка и движение», Москва, «Просвещение», 1984 г.
М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» Москва, издательство Мозаика – Синтез, 2005 г.
В.А. Косарева «Народная культура и традиции». Волгоград, издательство «Учитель», 2012 г.
О.В. Ворошилова «Русские фольклорные традиции», внеклассные мероприятия с младшими школьниками. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 г.
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, издательство «Просвещение», 2011 г.
Интернет-ресурсы.
Тематическое планирование курса «Старинный русский быт» 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр |
1 | Знакомство с общим содержанием курса | 1 | Развитие познавательного интереса и мотивации; познакомить с особенностями крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. |
2 | Функциональный характер одежды в старину. | 1 |
3 | Рубашка, сарафан у женщин. | 1 |
4 | Роль орнамента-оберега (вышивка). | 1 |
5 | Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни, символы добра и счастья. | 1 |
6 | Особое значение пояса (кушака). | 1 |
7 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 |
8 | Мужская одежда у крестьян. | 1 |
9 | Крестьянская обувь | 1 |
10 | Одежда и обувь у бояр | 1 |
11 | Одежда боярынь и барышень | 1 |
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. |
12-13 | Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. | 2 | Продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки); Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. |
14 | Элементы избы. | 1 |
15 | Особая роль печки. Курная изба. | 1 |
16 | Освещение в крестьянских избах. | 1 |
17-18 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. | 2 |
19 | Красный угол | 1 |
20 | Иконы | 1 |
21 | Боярский терем и боярские палаты | 1 |
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. |
22 | Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий» | 1 | Оценить достоинства традиционной русской кухни; Познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков. |
23 | Пословицы и поговорки о хлебе | 1 |
24 | Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. | 1 |
25 | Что такое блины? Пироги. | 1 |
26 | Взвары, варенья, соленья, мёд. | 1 |
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. |
27 | Быт крестьянской семьи | 1 | Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) |
28 | Быт городской семьи | 1 |
29 | Зимние забавы | 1 |
30 | Летние забавы | 1 |
31 | Именины | 1 |
Учёба. Школа. |
32 | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. | 1 | Сравнить учебу детей в старину с современной школой; Букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. |
33 | Школы при церквях и монастырях. | 1 |
34 | Учебные предметы и учебные книги. | 1 |
Тематическое планирование курса «Русские народные праздники» 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса. | 1 | Познакомить детей с древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами. |
2 | Праздники – время отдыха, веселья. | 1 |
3 | Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. | 1 |
4 | Сочетание языческих и христианских праздников. | 1 |
5 | Общие и семейные праздники. | 1 |
6 | Обычаи и обряды в проведении праздников. | 1 |
7 | Роль традиций. | 1 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров |
8 | Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. | 1 | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки; Показать сценку «Петрушка на ярмарке». |
9 | Христианские легенды о Спасах. | 1 |
10 | Спожинки – окончание жатвы. | 1 |
11 | Успение Богородицы. | 1 |
12 | Покров Богородицы. | 1 |
13 | Девичьи гадания. | 1 |
14 | Начало зимних посиделок. | 1 |
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. |
15 | Канун Нового года. Васильев вечер. | 1 | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. |
16 | Современный новогодний праздник | 1 |
17 | Святки – веселое время года. | 1 |
18 | Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. | 1 |
19 | Рождественский сочельник. | 1 |
20 | Рождество Христово. | 1 |
21 | Рождественские колядки. | 1 |
22 | Ёлка – символ «райского дерева». | |
23 | Традиционные кушанья. | 1 |
24 | Крещение Господне. | 1 |
25 | Освещение воды. | 1 |
26 | Праздничный крещенский стол. | 1 |
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. |
27 | Масленица – весенний праздник проводов зимы. | 1 | Воспринять традиции масленичных игр; Разучить песни и игры; Разучить игры с катанием яиц. |
28 | Масленичные обряды. | 1 |
29 | Вербное воскресенье. | 1 |
30 | Пасха. Пасхальные торжества. | 1 |
Лето красное. Троица. Ивана Купала. Петров день. Ильин день. |
31 | День Святой Троицы. | 1 | Разучить песни о завивании березки, хороводы; Научиться плести венки. |
32 | Хороводы, гулянья вокруг березки. | 1 |
33 | Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день. | 1 |
Тематическое планирование курса «Русские народные промыслы, Русские народные игры, песни для детей, народные танцы». 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
Русские народные промыслы |
1 | Гжель – основной центр русской керамики. | 1 | Нарисовать несколько гжельских орнаментов; Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов; Сравнить орнаменты нескольких шалей; Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и Богородской игрушки. |
2 | Стиль гжели | 1 |
3 | Изящество и тонкость раскраски. | 2 |
4 | Хохлома – художественный народный промысел. | 1 |
5 | Деревянная расписная посуда. | 1 |
6 | Растительный орнамент. | 1 |
7 | Народный промысел Жостово. | 1 |
8 | Расписные металлические подносы. | 1 |
9 | Павловопосадские шали. | 1 |
10 | Вятская игрушка. | 1 |
11 | Изготовление вятской игрушки. | 1 |
12 | Богородская игрушка. | 1 |
13 | Изготовление Богородской игрушки. | 1 |
Русские народные игры |
14 | Роль игр в жизни детей. | 1 | Разучить несколько игр. |
15 | Игры для мальчиков и девочек. | 2 |
16 | Командные игры. | 2 |
17 | Старинные русские игры. | 2 |
Народные песни, загадки, пословицы |
18 | Детские песенки. Считалки. | 2 | Разучить несколько песенок, считалок; Научиться разгадывать загадки. |
19 | Потешки. | 1 |
20 | Загадки. | 1 |
21 | Пословицы. | 1 |
Народные танцы |
22 | Хороводы. | 1 | Разучить хороводы, игры-хороводы. |
23 | Игры-хороводы. | 1 |
24 | Парные пляски. | 2 |
25 | Переплясы. | 2 |
26 | Кадриль. | 2 |
Тематическое планирование курса
«Новый русский быт (со времён Петра I)»
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда и быт. |
1. | Знакомство с общим содержанием курса. | 1 | Развитие познавательного интереса и мотивации. Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия. |
2. | «Заморское» (европейское платье). Принудительное бритьё бород. | 1 |
3. | Петровские ассамблеи. | 1 |
4. | Наряды дам 18 века. | 1 |
5. | Наряды девушек 18 века. | 1 |
6. | Причёски девушек и дам 18 века. | 1 |
7. | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 |
8. | Одежда дворян-мужчин. | 1 |
9. | Одежда купчих, мещанок, крестьянок. | 1 |
10. | Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. | 1 |
11. | Русские пословицы и поговорки об одежде. | 1 |
Усадьба. Дворянские особняки. |
12- 13. | Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. | 2 | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Санкт-Петербург, провинция). Познакомить с литературными произведениями 18 века. |
14. | Зимние сады. | 1 |
15. | Атрибуты и аксессуары барского дома. | 1 |
16. | Камины. Изразцовые печи. | 1 |
17-18. | Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр. | 2 |
19. | Освещение в особняках. | 1 |
20. | Лепнина. Паркет с инкрустацией. | 1 |
21. | Дворянские библиотеки. | 1 |
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. |
22. | Светский этикет. | 1 | Разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т.д.). Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Изготовление маски для маскарада. |
23. | Образование в дворянской семье. | 1 |
24. | Роль православных книг в воспитании детей. | 1 |
25. | Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. | 1 |
26. | Визиты. Переписка. Демонстрация модной одежды. | 1 |
27. | Традиционные званые обеды. Балы и праздники. Маскарады. | 1 |
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса. |
28. | Институты благородных девиц. | 1 | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Сравнить обучение в различных учебных заведениях. Сравнить особенности образования 18 века и 21 века. Анализ деятельности учащихся за год. Самооценка деятельности. |
29. | Привилегированные учебные заведения для мальчиков. | 1 |
30. | Подготовка высших военных кадров. | 1 |
31. | Учебный театр для воспитанников. | 1 |
32. | Пансионы и гимназии. | 1 |
33. | Смольный институт благородных девиц. | 1 |
34. | Итоговое занятие. | 1 |