РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
ступень обучения начальное общее 3 -А класс
Количество часов 170 часов Уровень базовый___________
Учитель Тимашёва Вера Борисовна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы». Москва. Просвещение, 2011г УМК «Школа России». Срок реализации программы 1 год.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса МБОУ ФМП «УВК «Интеграл» на 2016–2017 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерных программ начального общего образования и авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы», Москва, Просвещение, 2011г., УМК «Школа России». Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку в общеобразовательных классах.
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (п. 6 ч. 3 статья 28)от 29.12.2012г. №273 – ФЗ (ред. От 23.07.2013г.);
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 2357) (далее – стандарт);
Об утверждении ФГОС НОО / Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1576, с изменениями;
Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 15.03.2016 № 232№01-07).
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Место в учебном плане
В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
В соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения обеспечивается достижение учениками определенных предметных результатов:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Раздел «Фонетика и графика»
Ученик научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Ученик получит возможность:
Раздел «Орфоэпия»
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова»
Ученик научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы одного и того же слова;
находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Ученик получит возможность:
Раздел «Лексика»
Ученик научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Ученик получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Ученик научится:
определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени).
Ученик получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Ученик научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения по членам, оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Раздел «Орфография и пунктуация»
Ученик научится:
применять изученные правила правописания на практике;
уточнять написание слова по орфографическому словарю;
безошибочно списывать текст;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Раздел «Развитие речи»
Ученик научится:
оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Ученик получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
В соответствии с требованиями ФГОС и программой обеспечивается достижение учениками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате прохождения программного материала третьеклассники должны знать:
предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
однородные члены предложения;
признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
правописание парных согласных в корне;
правописание непроизносимых согласных;
правописание слов с двойными согласными;
части речи;
изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
правописание количественных числительных.
роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники должны уметь:
распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
устанавливать связь слов в предложении;
распознавать предложения с однородными членами;
выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
производить разбор слова по составу;
обозначать парные согласные в корне;
писать слова с непроизносимыми согласными;
писать слова с удвоенными согласными;
изменять имена существительные по падежам;
склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения; пользоваться словарями и справочной литературой.
Содержание учебного курса
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь» ;в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Тема № 1 «Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание» - 19 часов.
Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложения по цели высказывания и по интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Тема № 2 «Слово в языке и речи» - 16 часов.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словосочетание как сложное название предмета. Фразеологизмы. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол, имя числительное.
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий знак. Перенос слов.
Тема № 3 «Состав слова» - 43 часа.
Основа и окончание слова.
Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании.
Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку-печь, лицо-личный, бег-бежать, верх-вершина, вязать-вяжет и др. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Разделительный твердый знак.
Тема № 4 «Части речи. Имя существительное» - 33 часа.
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги).
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных.
Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях
Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей.
Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода.
Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.
Тема № 5 «Части речи. Прилагательное» - 18 часов.
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.
Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов.
Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными.
Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
Тема № 6 «Местоимение. Глагол» - 25 часов.
Местоимение как часть речи: общее значение.
Личные местоимения. Определение лица, числа, рода личных местоимений. Роль личных местоимений в тексте.
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма.
Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина).
Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени.
Правописание не с глаголами.
Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли.
Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
6.Тематический план
№ темы | Наименование темы | Учебные часы | Контрольные работы |
1 | «Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание» | 19 часов | Стартовая контрольная работа. |
Проверочная работа № 1. Тест на тему «Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание». |
2 | «Слово в языке и речи» | 16 часов | Проверочная работа № 2. Диктант. |
3 | «Состав слова» | 43 часа | Итоговая контрольная работа № 1. |
Контрольное списывание № 1 |
Контрольный словарный диктант № 1. |
Итоговая контрольная работа № 2 |
4 | «Части речи. Имя существительное» | 33 часа | Проверочная работа № 3. Тест на тему «Части речи. Имя существительное» |
Проверочная работа № 4. Контрольный диктант с грамматическим заданием |
5 | «Части речи. Прилагательное» | 18 часов | Контрольное списывание № 2. |
Итоговая контрольная работа № 3. |
6 | «Местоимение. Глагол» | 25 часов | Контрольный словарный диктант № 2. |
Итоговая контрольная работа № 4. Диктант. |
Контрольное изложение. |
| Резервные уроки | 16 часов | Комплексная контрольная работа. |
| Итого: | 170 часов | 15 |