ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
11 КЛАСС
Базовый уровень (68 ч.)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Иинформационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В 11 КЛАССЕ
Базовый уровень (68 часов)
№ п/п | Разделы темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
1 | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | 1 | 1 | | |
2-3 | Повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 2 | 2-3 | | |
4-5 | Обобщающее повторение частей речи | 2 | 4-5 | | |
6 | Административная контрольная работа № 1 | 1 | 6 | | |
7 | Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ предложения | 1 | 7 | | |
8 | Словосочетание как синтаксическая единица | 1 | 8 | | |
9 | Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания | | 9 | | |
10 | Сочинение по тексту | 1 | 10 | | |
11 | Предложение как единица синтаксиса. Простое предложение. Виды предложений по структуре | 1 | 11 | | |
12 | Постановка тире в простом предложении | 1 | 12 | | |
13 | Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения | 1 | 13 | | |
14 | Предложение с однородными членами | 1 | 14 | | |
15 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами | 1 | 15 | | |
16 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | 16 | | |
17 | Готовимся к ЕГЭ. Тест | 1 | 17 | | |
18 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | 1 | 18 | | |
19 | Обособленные приложения | 1 | 19 | | |
20 | Обособленные обстоятельства и дополнения | 2 | 20 | | |
21 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения | 1 | 21 | | |
22 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | 1 | 22 | | |
23 | Знаки препинания при обращениях | 1 | 23 | | |
24 | Вводные слова и вставные конструкции | 1 | 24 | | |
25 | Готовимся к ЕГЭ. Тест | 1 | 25 | | |
26 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова | 1 | 26 | | |
27 | Повторение и обобщение | 1 | 27 | | |
28 | Контрольный диктант | 1 | 28 | | |
29 | Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 29 | | |
30 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 1 | 30 | | |
31- 32 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 2 | 31- 32 | | |
33- 34 | Готовимся к ЕГЭ. Итоговый тест за 1 полугодие | 2 | 33- 34 | | |
35 | Анализ ошибок | | 35 | | |
36 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | 36 | | |
37 | Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Абзац . | 1 | 37 | | |
38 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 38 | | |
39 | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | 1 | 39 | | |
40 | Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания | 1 | 40 | | |
41 | Авторская пунктуация | 1 | 41 | | |
42 | Обобщающий урок | 1 | 42 | | |
43 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | 43 | | |
44-45 | Культура речи как раздел науки о языке. КР и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения | 2 | 44-45 | | |
46-47 | Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление | 2 | 46-47 | | |
48 | Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи | 1 | 48 | | |
49-50 | Культура разговорной речи. Культура письменной речи. | 2 | 49-50 | | |
51- 52 | Стилистика. Функциональные стили. Научный стиль. Информационная переработка текста | 2 | 51- 52 | | |
53 | Официально-деловой стиль. Анализ текста | 1 | 53 | | |
54- 55 | Публицистический стиль. Анализ текста | 2 | 54- 55 | | |
56 | Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля | 1 | 56 | | |
57 | Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи | 1 | 57 | | |
58 | Самостоятельный анализ предложенного текста | 1 | 58 | | |
59- 60 | Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку | 2 | 59- 60 | | |
61- 62 | Сочинение по тексту | 2 | 61- 62 | | |
63 Р/Р | Редактирование сочинения | 1 | 63 | | |
64 | Повторение. Трудные случаи правописания | 1 | 64 | | |
65 | Повторение. Трудные случаи пунктуации | 1 | 65 | | |
66-68 | Подготовка к ЕГЭ | 3 | 66-68 | | |