СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка по русскому языку для 4 класса. Программа "Перспектива" под редакцией Л.Ф. Климановой.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 4 класс»

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык реализует две основные цели:

1.позновательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2. социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственного развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

*формирование первоначальных представлений о единице и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

*развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

*развитие коммуникативных умений;

*развитие нравственных и эстетических чувств;

*развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно- познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счет реализации трех принципов:

1.коммуникативного;

2.позновательного;

3.принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

-осмысливание и реализацию основной функции языка- быть средством общения;

-развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

-знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

-формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

-развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

-организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

-усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

-развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

-поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения в абстрактно-логической, понятийной форме;

-осмысливание понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т.е. до образования того или иного понятия);

-освоение процесса анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщении) и в общем процессе познания;

-осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

-рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

-формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

-поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны(значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) егоформы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

-пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания;

-формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как духовно-исторической ценности;

-развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счет логики его усвоения, построенной «от ребенка», а не «от науки о языке» (последняя представляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

-знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

-творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фоне6тическим составом слова, с делением слова на слоги и значимые части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, ч членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в 3 классе отводится 175 ч (5 ч в неделю, 35 учебные недели) по календарно-тематическому плану на основании годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год предмет «Русский язык» рассчитан на 171 ч в год.

Учебно-тематический план

Название разделов

Общее кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Речевое общение. Повторяем-узнаем новое.

17 ч

  • Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения.

  • Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

  • Общее представление о тексте и его особенностях.

  • Виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

  • Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера.

  • Списывание текстов различных типов.


Язык-главный помощник в общении.

45 ч

  • Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

  • Слова с обобщающим значением.

  • Местоимения, как заменители имён собственных и нарицательных.

  • Словари: толковый, орфографический, синонимов и антонимов.

  • Отличие словосочетания от слова и от предложения.

  • Сравнение предложения и словосочетания.

  • Типы предложений по цели высказываний

  • Второстепенные члены предложения

  • Предложения распространённые и нераспространённые .


Состав слова.

20 ч

  • Корень слова.

  • Однокоренные слова.

  • Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова.

  • Отличие приставки от предлога.

  • Разделительный твёрдый знак в словах с Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании.

  • приставками.

  • Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление).

  • Наблюдение за образованием новых слов.


Части речи.

Имя существительное.

Местоимение.

Глагол.

Имя прилагательное.

83 ч


41 ч

3 ч

28 ч


11 ч

  • Принципы выделения частей речи.

  • Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

  • Имена существительные, употребляемые только в единственном числе

(листва) или только во множественном числе (каникулы)

  • Названия падежей

  • Алгоритм определения падежа

  • Ударные и безударные падежные окончания

  • Порядок анализа имени существительного как части речи

  • Значение глаголов

  • Личные местоимения

  • Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени.


Повторение.


Итого

171 ч




Содержание программы

I. «Речевое общение. Повторяем — узнаем новое» - 17 часов:

Собеседники. Диалог.

  • Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения.

Культура устной и письменной речи.

  • Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

Текст.

  • Общее представление о тексте и его особенностях.

  • Виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

  • Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера.

  • Списывание текстов различных типов.

Контрольная работа и работа над ошибками.

II. «Язык – главный помощник в общении» - 45 часов:

Язык-главный помощник в общении

Звуки и буквы.

Слог, ударение.

Девять правил орфографии.

«Слово и его значение».

  • Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

  • Слова с обобщающим значением.

  • Местоимения, как заменители имён собственных и нарицательных.

  • Словари: толковый, орфографический, синонимов и антонимов.

Словосочетание.

  • Отличие словосочетания от слова и от предложения.

  • Сравнение предложения и словосочетания.

Предложение.

  • Типы предложений по цели высказываний



Главные члены предложения.

  • Второстепенные члены предложения

  • Предложения распространённые и нераспространённые

Предложения с однородными членами.

  • Интонация перечисления

  • Запятая в предложениях с однородными членами

III. «Состав слова» - 20 часов:

Повторение значимых частей слова.

Корень.

  • Корень слова.

  • Однокоренные слова.

  • Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова.

Приставка.

  • Отличие приставки от предлога.

  • Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

Суффикс.

  • Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании.

Окончание.

Как образуются слова .

  • Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление).

  • Наблюдение за образованием новых слов.

Контрольная работа. Работа над ошибками.

IV. «Части речи» - 83 часов:

Систематизация знаний по разделу «Части речи».

  • Принципы выделения частей речи.

  • Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Имя существительное как часть речи.

Повторяем, что знаем.

Число имён существительных.

  • Имена существительные , употребляемые только в единственном числе

(листва) или только во множественном числе (каникулы)

Род имён существительных.

Мягкий знак(ь) на конце имён существительных после шипящих.

Изменение имён существительных по падежам (склонение).

  • Названия падежей

  • Алгоритм определения падежа

  • Ударные и безударные падежные окончания

Как разобрать имя существительное.

  • Порядок анализа имени существительного как части речи



Контрольная работа. Работа над ошибками.

Местоимение.

  • Личные местоимения

Глагол как часть речи.

  • Значение глаголов

Изменение глаголов по временам.

  • Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени

Неопределённая форма глагола.

Изменение глаголов по числам.

Изменение по родам глаголов по временам.

  • Окончания глаголов в прошедшем времени

Не с глаголами.

Разбор глагола как части речи.

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Имя прилагательное как часть речи.

  • Значение прилагательных

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

  • Правописание окончаний имён прилагательных

  • Суффиксы имён прилагательных

  • Роль имён прилагательных в речи

Разбор имени прилагательного как части речи.

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Повторение по разделу «Части речи» .

V. «Повторение изученного за год» - 6 ч.



Требования к уровню подготовки учащихся.

При работе с первым разделом «Речевое общение. Повторяем — узнаем новое»:

--- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,

--- углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.

--- познакомить с основными правилами ведения диалога,

--- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,

--- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,

--- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,

--- систематизировать знания детей об орфографических правилах.

Раздел «Язык – главный помощник в общении» :

--- познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,

--- показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,

--- сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),

--- познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,

--- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.

Раздел «Состав слова».

Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.

--- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),

--- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,

--- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.

--- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).

В разделе «Части речи».

--- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,

--- вводится определение местоимения,

--- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.



Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык».

Личностные результаты

Обучащиеся научатся:

-формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

-осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

-относиться с уважением к представителям других народов;

-уважительно относиться к иному мнению;

-понимать практическую значимость полученных знаний по русскому языку;

-соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

-развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

-разрешать проблемные ситуации;

-реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Обучающийся получит возможность научиться:

-формировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый мир общения;

-эффективно общаться с окружающим миром ( людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

-формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

-осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

-стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

-формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

-ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;

-понимать цели и задачи учебной деятельности;

-решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

-уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки);

-уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

-развивать умения пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

-уметь пользоваться справочной литературой (словарями);

-развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.; при классификации языковых единиц по различным критериям;

-развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-делать самостоятельные выводы;

-определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

-выступать в различных ролевых функциях (учитель-ученик), предусмотренных заданиями.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение.

Обучающийся научится:

-понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства;

-относиться к языку как у великой ценности и культурному достоянию русского народа;

-анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

-понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать. Похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

-выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

-контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

-правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы- в соответствии с культурными нормами;

-развивать диалогическую и монологическую речь;

-составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

-составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

-пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

-писать изложения по составленному плану;

-составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

-совершенствовать устную речь на фонетическом , лексическом, синтаксическом уровнях;

-говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя свою мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

-делать полный и краткий пересказ текста;

-устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

-исключать из речи слова со значением неодобрения (кривляка, худосочный, здоровенный и др.);

- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выражать просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

-соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Система языка

Фонетика, графика, орфография

Обучающий научится:

-проводить звуко-буквенный анализ слов;

-определять ударение в словах;

-делить слова на слоги и на части для переноса;

-находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Чн, чк, нщ; непроизносимые написания; разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне , перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

-верно употреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих с учётом рода имён существительных;

-писать не с глаголами;

-использовать нужный алгоритм проверки для всех изученных орфограмм;

-писать под диктовку текст (55-56слов), включающие слова с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемыми по орфоэпическому словарю;

-формировать представление о единообразии написания слова, морфем;

-писать мягкий знак на конце глаголов неопределённой формы после ч.

Лексика

Обучающийся научится:

-различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова;

-сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

-распознавать в тексте синонимы и антонимы;

-находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

-сопоставлять значения слов на основе их двухсторонних моделей;

-объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

-объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

-различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

-разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень суффикс, окончание;

-выделять в слове основу и окончание;

-составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

-различать однокоренные слова и формы одного слова;

-объяснять значение, которое привносят в слово приставка, суффикс;

-образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;

-правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

-понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река-речка, снег-снежок, бег-бегать);

-образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

-определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

-верно использовать слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

Обучающийся научится:

-различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

-определять число имён существительных;

-определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

-определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму;

-изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

-верно употреблять в речи имена существительные с « проблемным» определением рода;

-сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

-образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;

-разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное\нарицательное, одущевлённое\неодущевлённое, род, число, падеж).

Местоимение

Обучающийся научится:

-сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

-употреблять личные местоимения в речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения

Глагол

Обучающийся научится:

-распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять время глаголов;

-образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

-определять число глаголов;

-верно писать не с глаголами;

-писать мягкий знак в глаголах неопределённой формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

-находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять связь имени прилагательного с именем существительным;

-верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

-делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;

-объяснять роль имён прилагательных в речи;

-использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

Обучающий научится:

-объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции- быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

-составлять словосочетания по заданным моделям;

-находить словосочетания в предложении.

Предложение

Обучающий научится:

-определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

-находить главные члены предложения-подлежащее и сказуемое;

-находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

-устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

-находить в предложении однородные члены.

Обучающийся получит возможность научиться:

-верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Обучающийся научится:

-отличать текст от набора предложений;

-устанавливать связь между предложениями в тексте;

-определять тему и основную мысль текста;

-озаглавливать текст;

-выделять в тексте вступление, основную часть, заключение;

-составлять план текста;

-распознавать типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать художественные и научные тексты;

-составлять тексты разных типов.



Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык».

Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений ( учебных успехов) учащихся.

  1. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения.

  2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

  3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием.

  4. Создавать комфортную обстановку, сохранять психологическое здоровье детей.

В курсе русского языка в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктантслужит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи­телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разборесть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви­дов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесооб­разно предложить дополнительное задание по­вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагают­ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение(обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со­держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь­зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания– динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Критерии оценки.

Диктант:

  • Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

  • Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

  • Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.

  • Отметка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа выполнена неряшливо.

Грамматическое задание:

  • Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

  • Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.

  • Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.

  • Отметка «2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Примечание: Оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий, а также работы в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.

Объем письменных работ по русскому языку: словарный диктант – 10-12 слов.

 контрольный диктант в конце года: 55-65 слов.

Примерный график проведения контрольных работ

Период обучения

урока

дата

Вид работы

Темы

1 четверть

8

10.09

Контрольное списывание.

Повторение.


11


15.09

Словарный диктант №1.



Слова с непроверяемыми написаниями.

15

19.09

Тест.

Текст.


16


22.09

Контрольный диктант №1

Текст.


24

02.10

Обучающее сочинение.


26

06.10

Словарный диктант №2.


Слова с непроверяемыми написаниями.

33

15.10

Обучающее изложение.


37


21.10

Словарный диктант №3.


Слова с непроверяемыми написаниями.

39

23.10

Контрольный диктант №2


Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

2 четверть

50

14.11

Обучающее изложение.

Синонимы, антонимы, многозначные слова.


54

20.11

Словарный диктант №4.


Слова с непроверяемыми написаниями.

61

01.12

Контрольный диктант №3.


Предложения с однородными членами предложения.

67

09.12

Обучающее сочинение.


73

17.12

Контрольное списывание.

Состав слова.

78

24.12

Тест.


Однокоренные слова.

81

29.12

Контрольный диктант№4.


Состав слова.

3 четверть

87



15.01

Контрольный диктант №5


Части речи.

90


20.01

Словарный диктант №5.


Слова с непроверяемыми написаниями.

93


23.01

Контрольный диктант №6

Имя существительное

98

30.01

Обучающее сочинение.


102

05.02

Обучающее изложение.



106

11.02

Контрольный диктант№7

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

116

26.02

Словарный диктант №6.


Слова с непроверяемыми написаниями.

121

05.03

Тест.

Имя существительное.


122

06.03

Контрольный диктант.

Имя существительное.


140

14.04

Словарный диктант №7.


Слова с непроверяемыми написаниями.

4 четверть

144


20.04

Обучающее изложение.


153

05.05

Контрольный диктант

Глагол

160

14.05

Словарный диктант №8.


Слова с непроверяемыми написаниями.

163

19.05

Тест.

Программный материал за весь год обучения

164




20.05

Контрольный диктант



Имя прилагательное.


168


26.05

Контрольное списывание


Программный материал за весь год обучения


170


28.05

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Программный материал за весь год обучения




Контроль над выполнением практической части программы:

Практическая

часть


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Диктанты

2

2

3

3

10

Контрольное

списывание


1

1

1

1

4

Изложение

1

1

1

1

4

Сочинение

1

1

1


3

Словарный

Диктант



3

1

3

1

8

Тест


1. По

повторению

изученного

материала

во 2 классе


1.

«Однокоренные

слова»


1. «Имя существительное»


1.

Итоговый

тест за 3

класс


4


Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе, кроме комплекта пособий, указанного в пояснительной записке, используются следующие пособия:

1. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2013.

2. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М.,Просвещение, 2013.

3. Грамматические таблицы по русскому языку

4. Таблица «Алфавит»

5. Лента памяти

6. Карточки с заданиями

7. Картинки, ребусы

По возможности учитель может использовать ПК, мультимедийный проектор, экран, СD –диски, Интернет –ресурсы.