СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая прграмма поможет при планирование уроков. Создана на основе программы Д.Б. Кабалевского.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №22» г.о. Саранск РМ
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО: _______(Аширова Е.В.) Протокол № __ от «___» ___________2016г.
| Согласовано Зам. директора по УВР _______________(Купчик О.Н.) «___» _________________2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 22» ___________________(Кучеров Г.Н.) Приказ №__ от «___» _____________2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
по | курсу «Музыка» |
для | 5-7 классов |
учитель | Чернявская Галина Борисовна |
квалификационная категория |
|
составлена в соответствии с программой | На основе Федерального государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897),программы по предмету «Музыка» для 1-8 классов основной школы, разработанной авторским коллективом: Э.Б. Абдуллина, Т.А. Бейдера, Т.Е. Вендровой, И.В. Кадобновой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.С. Тарасова (под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского) (3-е издание – М.: Просвещение, 2006. – 225 с.), и с учетом авторской программы «Музыка» В.В.Алеева,Т.И.Науменко,Т.Н.Кичак: (8-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010). |
учебник | Музыка. 5,6,7 кл.: Учебник для общеобраз. организаций / Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2015 |
количество часов | |
Кол-во часов в неделю | кол-во часов |
1 | 34 (+1 резервный час) |
Саранск 2016
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, примерной программыпо музыке для 5-7 классов, программы по предмету «Музыка» для 1-8 классов основной школы, разработанной авторским коллективом: Э.Б. Абдуллина, Т.А. Бейдера, Т.Е. Вендровой, И.В. Кадобновой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.С. Тарасова (под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского) (3-е издание – М.: Просвещение, 2006. – 225 с.), и с учетом авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак:
(8-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010 90).
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
практике применения информационно-коммуникационных технологий;
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
развивать интеллектуальный потенциал;
всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческого приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Грод-зенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция настоящей программы средней школы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкальногоматериала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Другие отличительные особенности программы отразились:
во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. - М.: Просвещение, 2015 г.
- Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. - М.: Просвещение, 2015 г.
- Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Сергеева Г.П., Критская Е.Д. - М.: Просвещение, 2015 г.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Стандарты второго поколения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование книверсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // под редакцией А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 1-4 классы. Музыка, 1-4 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Методическое пособие для учителя
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования (текст) / Э.Б. Абдуллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта (текст) / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки (текст) / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
Гришанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей (текст) / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
Дмитриева Л.Г. Методики музыкального воспитания в школе (текст) / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2000.
Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие )текст) / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие (текст) / Л.В. Золина. – м.: Глобус. 2008.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвешение. 1989.
Куришина Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков (текст) / Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Музыка. Большой энциклопедический словарь (текст) / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Ч.2 - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. – М.: Просвещение, 2000.
Самин Д.К. Сто великих композиторов. – М.: Вече, 2000г.
Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания (текст) / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика (текст) / Г. М. Цыпин. – М.: Издат. Центр «Академия», 2003.
Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе (текст) / Л.В. школяр. –М.: Издат. Центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров В.Н. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984г.
2. Гульянц Е.И. Детям о музыке. – М.: «Аквариум», 1996г.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985г.
4. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996г.
5. Левашёва Г. Я. Рассказы из музыкальной шкатулки. – Л.: Детю лит.. 1975г.
6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра.- М.: Детю лит., 1981г.
7. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. – М.: Музыка, 1996г.
8. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972г.
9. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка , 1972г.
10. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты /Перевод с англ. А. Майкапар. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998г.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999г.
11. Тарасов Л. Музыка в семье муз. – Л.: Дет. Лит., 1985г.
12. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997г.
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия (электронный ресурс). – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org\wiki
Детские электронные книги и презентации (электронный ресурс). – Режим доступа: http://viki/rdf.ru\cat\musika\
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (электронный ресурс). – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru\catalog\teacher\?&subject[]=33
Музыкальный энциклопедический словарь (электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь (электронный ресурс). – Режим доступа: http:\\academic.ru\cjntents.nsf\dic_music
Классическая музыка (электронный ресурс). – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Погружение в классику (электронный ресурс). – Режим доступа:http://intoclassics.net\news\1-0-1
Российский общеобразовательный портал (электронный ресурс). – Режим доступа: http://music.edu.ru\
М/Медиа
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
Формы контроля
Формы проверки по теме или разделу зависят от усвоенного обучающимися материала и могут варьироваться в зависимости от ситуации. Это может быть:
фронтальный опрос,
контрольная викторина,
тесты по музыкальному и теоретическому материалу,
устные выступления учащихся,
участие их в концертах и театральных постановках,
сочинения и рефераты.
ПЛАНИРКЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» в 5-7 классах
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижением ее граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверят достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения. Умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формирование проблемы. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач
5 КЛАСС
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение acapellaв унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 КЛАСС
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
7 КЛАСС
В области личностных результатов:
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание программы «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета учебник, тетрадь для музыкальных записей, нотная хрестоматия, видео и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
Общими целями образования предмета «Музыка» являются – ориентация на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
Задачами образования являются – развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражение в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Содержание 5 класса
Тема 1 четверти: «Преобразующая сила музыки» - 9 часов
Тема 2 четверти: «Преобразующая сила музыки» (продолжение) – 7 часов
Тема 3 четверти: «В чем сила музыки» - 10 часов
Тема 4 четверти: «В чем сила музыки» (продолжение) – 8 часов
Целью уроков музыки в 5 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.
Тема первого полугодия «Преобразующая сила музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. Дети должны осознать, что музыка – это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру, к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.
Тема второго полугодия «В чем сила музыки» раскрывается через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.
Содержание 6 класса
Тема 1 полугодия: «Музыкальный образ» - 16 часов
Тема 1 четверти: « Музыкальный образ» - 9 часов
Тема 2 четверти: «Музыкальный образ» (продолжение) – 7 часов
Тема 2 полугодия: «Музыкальная драматургия» - 18 часов
Тема 3 четверти: «Музыкальная драматургия» - 10 часов
Тема 4 четверти: «Музыкальная драматургия» (продолжение) – 8 часов
Ведущей подсистемойв 6 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр» и «Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия».Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыка кино, современная популярная музыка. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке.
Содержание 7 класса
Тема 1 четверти: «Что значит современность в музыке» - 9 часов
Тема 2 четверти: «Музыка «серьезная» и музыка «легкая»» - 7 часов
Тема 3 четверти: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» - 10 часов
Тема 4 четверти: «Великие наши «современники» - 8 часов
Целью уроков музыки в 7 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.
Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Место курса в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5- 7 классах в объеме не менее 105 часов.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 5-7 классов
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы,района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическиммузицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещенииконцертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральныхспектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о ролии месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкальногоискусства прошлого и современности, обосновывать своипредпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основеэстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:
роль музыки в жизни общества;
воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;
жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
приемы развития образов музыкальных произведений;
характерные особенности духовной и современной музыки;
имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);
Уметь:
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса;
- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Знать/понимать:
понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
знать направления современной музыки
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
Уметь:
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
4. ПРАКИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
5 класс
№ п/п | Название раздела и темы | Всего часов | Из них (кол-во часов) | ||
Практические работы | Контрольные работы | Экскурсии | |||
Тема 1 четверти: «Преобразующая сила музыки» | |||||
1-2 | Музыка и настроение | 2 | - | - | - |
3 | Особенности музыкального стиля П.И. Чайковского и Ф. Шопена | 1 | - | - | - |
4 | Сила русской народной песни | 1 | - | - | - |
5 | Песни в борьбе за мир | 1 | - | - | - |
6-7 | Сила музыки Баха | 2 | - | - | - |
8 | Героическая музыка Бетховена | 1 | - | - | - |
9 | Обобщение по теме: «Преобразующая сила музыки» | 1 | - | 1 | 1 |
Тема 2 четверти: «Преобразующая сила музыки» (продолжение)
| |||||
10-11 | Музыка революции | 2 | - | - | - |
12 | Сатира в музыке | 1 | - | - | - |
13 | Мятежный дух музыки Скрябина | 1 | - | - | - |
14-15 | Песня оружие в борьбе | 2 | - | - | - |
16 | Обобщение по теме: Преобразующая сила музыки» | 1 | - | 1 | 1 |
Тема 3 четверти: «В чем сила музыки» | |||||
17 | Красота и правда жизни | 1 | - | - | - |
18 | Сила музыки Баха | 1 | - | - | - |
21-22 | Музыка природы | 2 | - | - | - |
23 | Свет музыки Моцарта | 1 | - | - | - |
24-25 | Музыка современности – энергия жизни | 2 | - | - | - |
26-27 | Обобщение по теме: «В чем сила музыки» | 2 | - | 1 | - |
Тема 4 четверти: «В чем сила музыки» (продолжение) | |||||
28 | Роль изобразительности в музыке | 1 | - | - | - |
29 | Мастерство исполнителя | 1 | - | - | - |
30 | Гимн жизни – музыка Рахманинова | 1 | - | - | - |
31 | Сила музыки композиторов Средней Азии | 1 | - | - | - |
32 | И. Штраус – король вальса | 1 | - | - | - |
33 | Сила музыки П.И. Чайковского | 1 | - | - | - |
34-35 | Обобщение по теме: «В чем сила музыки» Обобщение по всему году | 2 | - | 1 | - |
6 класс
| |||||
Тема 1 полугодия: «Музыкальный образ» Тема 1 четверти: «Музыкальный образ» | |||||
1 | Образ войны и образ мира | 1 | - | - | - |
2 | Драматический образ | 1 | - | - | - |
3 | Лирический образ | 1 | - | - | - |
4 | Образ тишины, покоя и безмятежности | 1 | - | - | - |
5 | Образ борьбы и победы | 1 | - | - | - |
6-7 | Образ развивающегося танца | 2 | - | - | - |
8 | Образ народной жизни | 1 | - | - | - |
9 | Обобщение темы первой четверти: «Музыкальный образ» | 1 | - | 1 | - |
Тема 2 четверти «Музыкальный образ» | |||||
10 | Образы воспоминаний о подвигах русских людей в годы ВОВ | 1 | - | - | - |
11 | Музыкальный образ – роль изобразительных подробностей | 1 | - | - | - |
12 | Разнообразие образов | 1 | - | - | - |
13 | Образы музыки Баха | 1 | - | - | - |
14 | Образы войны в «Ленинградской» симфонии Шостаковича | 1 | - | - | - |
15 | Образы веселья и образы грусти | 1 | -- | - | - |
16 | Обобщение по теме четверти: «Музыкальный образ» | 1 | - | 1 | - |
Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия» Тема 3 четверти: «Музыкальная драматургия» | |||||
17 | Развитие музыкального образа | 1 | - | - | - |
18-19 | Жизнь музыкальных образов в одном произведении | 2 | - | - | - |
20-21 | Противоборство музыкальных образов в одном произведении | 2 | - | - | - |
22-23 | Драматургия контрастных сопоставлений | 2 | - | - | - |
24-25 | Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении | 2 | - | - | - |
26 | Обобщение по теме: «Музыкальная драматургия» | 1 | - | 1 | - |
Тема 4 четверти: «Музыкальная драматургия» | |||||
27 | Жизнь полонеза | 1 | - | - | - |
28-29 | Жизненное содержание и форма музыкальных произведений | 2 | - | - | - |
30-31 | Противостояние образов любви и вражды в Увертюре «Ромео и Джульетта» Чайковского | 2 | - | - | - |
32 | «А значит нам нужна одна Победа…» (урок посвященный 9 мая) | 1 | - | - | - |
33 | Интонационное единство балета | 1 | - | - | - |
34-35 | Обобщение по теме: «Музыкальная драматургия» | 2 | - | 1 | - |
7 класс
| |||||
Тема 1 четверти: «Что значит современность в музыке»
| |||||
1 | Отражение общечеловеческих ценностей в музыке | 1 | - | - | - |
2-3 | Автобиографическая соната Л. Бетховена | 2 | - | - | - |
4 | Радость и блеск музыки Штрауса | 1 | - | - | - |
5-6 | Современность музыки Чайковского | 2 | - | - | - |
7-9 | Современность музыки Шостаковича | 2 | - | - | - |
10 | Обобщение по теме: «Что значит современность в музыке» | 1 | - | 1 | - |
Тема 2 четверти: «Музыка «серьезная» и музыка «легкая» | |||||
11 | Музыка танцевальная – легкая или серьезная | 1 | - | - | - |
12 | Эстрадная песня – «серьезная» или «легкая» | 1 | - | - | - |
13 | Серьезная или легкая рок-музыка? | 1 | - | - | - |
14 | Истоки джазовой музыки | 1 | - | - | - |
15 | Современность джаза | 1 | - | - | - |
16 | Бардовская песня | 1 | - | - | - |
17 | Обобщение по теме: «Музыка «серьезная» и музыка «легкая» | 1 | - | 1 | - |
Тема 3 четверть: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» | |||||
18 | Развлекательная музыка в опере | 1 | - | - | - |
19 | Контрастные противопоставление в опере | 1 | - | - | - |
20-21 | Серьезность и развлекательность оперетты | 2 | - | - | - |
22 | Слияние двух стилей | 1 | - | - | - |
23 | «Легкость» серьезной сюиты | 1 | - | - | - |
24 | «Серьезность» легких частушек | 1 | - | - | - |
25 | Серьезность и легкость музыки одного произведения | 1 | - | - | - |
26 | Что значит «серьезность» и «легкость» музыки | 1 | - | - | - |
27 | Обобщение по теме: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» | 1 | - | 1 | - |
Тема 4 четверти: «Великие наши «современники»» | |||||
28-29 | Современность музыки Бетховена | 2 | - | - | - |
30-31 | Современность музыки Мусоргского | 2 | - | - | - |
32-33 | Связь времен в музыке Прокофьева | 2 | - | - | - |
34-35 | Обобщение по теме: «Великие наши «современники»» | 2 | - | 1 | - |
Календарно – поурочное планирование
5 класс
№ | Раздел | Тема учебного занятия | Сроки | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Формы организации образовательного процесса | Работа с обучающимися ОВЗ | |||||||
Личностные | Метопредметные | Предметные |
|
|
| |||||||||
Тема первого полугодия: «Преобразующая сила музыки»
| ||||||||||||||
1-2 |
| Музыка и настроение | 01.09 06.09 08.09 13.09 | развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
|
|
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
| - Слушание -Пение - Выявлять возможности эмоц. воздействия музыки на человека | Вводный Комбинированный | - Слушание -Пение | |||||
3 |
| Особенности муз. Стиля П.И. Чайковского и Ф.Шопена | 15.09 20.09 | - Слушание -Пени - Выявлять возможности эмоц. воздействия музыки на человека | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
4 |
| Сила русской народной песни | 22.09 27.09 | - Слушание -Пени - Оценивать произведение с позиции красоты и правды | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
5 |
| Песни в борьбе за мир | 29.09 04.10 | - Слушание -Пение - Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
6-7 |
| Сила музыки Баха | 06.10 11.10 13.10 18.10 | - Слушание -Пение - Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека | Комбинированный Закрепление | - Слушание -Пение | ||||||||
8 |
| Героическая музыка Бетховена | 20.10 25.10 | - Слушание -Пение -Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
9 |
| Обобщение 1 четверти | 27.10 01.11 |
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
10-11 |
| Музыка революции |
| - Слушание -Пение - Выявлять возможности эмоц. воздействия музыки на человека | Вводный Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
12 |
| Сатира в музыке |
| - Слушание -Пение - Сопоставлятьхудож.–бразное содержание муз. произведений | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
13 |
| Мятежный дух музыки Скрябина |
| - Слушание -Пение Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека
| Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
14-15 |
| Песня оружие в борьбе |
| - Слушание -Пение | Комбинированный Закреплние | - Слушание -Пение | ||||||||
16 |
| Обобщение 2 четверти |
| - Приводить примеры преобразующего влияния музыки | Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
Тема второго полугодия: «В чем сила музыки»
| ||||||||||||||
17 |
| Красота и правда жизни |
| развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
|
|
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
| - Слушание -Пение - Выявлять возможности эмоц. воздействия музыки на человека | Вводный | - Слушание -Пение | |||||
18 |
| Сила музыки Баха |
| - Слушание -Пение Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека
| Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
19-20 |
| Юмор в музыке |
| - Слушание -Пение -Оценивать произведение с позиции красоты и правды | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
21-22 |
| Музыка природы |
| - Слушание -Пение -Оценивать произведение с позиции красоты и правды | Комбинированный Закрепление | - Слушание -Пение | ||||||||
23 |
| Свет музыки Моцарта |
| - Слушание -Пение - Выявлять возможности эмоц. воздействия музыки на человека | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
24 |
| Музыка современности – энергия жизни |
| - Слушание -Пение
| Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
25-26 |
| Обобщение 3 четверти |
|
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
27 |
| Роль изобразительности в музыке |
| - Слушание -Пение | Вводный | - Слушание -Пение - Рисование | ||||||||
28 |
| Мастерство исполнительства |
| - Слушание -Пение | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
29 |
| Гимн жизни – музыка Рахманинова |
| - Слушание -Пение | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
30 |
| Сила музыки композиторов Средней Азии |
| - Слушание -Пение | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
31 |
| И. Штраус – король вальса |
| - Слушание -Пение | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
32 |
| Сила музыки П.И. Чайковского |
| - Слушание -Пение | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
33-34 |
| Обобщение по 4 четверти Обобщение по году |
|
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
6 класс | ||||||||||||||
Тема первого полугодия: «Музыкальный образ»
| ||||||||||||||
1 |
| Образ войны и образ мира | 02.09 |
|
|
| - Слушание -Пени
| Вводный | - Слушание -Пение | |||||
2 |
| Драматический образ | 09.09 | - Слушание -Пение - Наблюдать за развитием образа | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
3 |
| Лирический образ | 16.09 | - Слушание -Пение -Наблюдать за развитием образа | Комбинированный | - Слушание -Пение -Рисование | ||||||||
4 |
| Образ тишины, покоя и безмятежности | 23.09 | - Слушание -Пение -Рассуждение о яркости музыкального образа | Комбинированный | - Слушание -Пение -Рисование | ||||||||
5 |
| Образ борьбы и победы | 30.09 | - Слушание -Пение -Выявлять круг музыкальных образов | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
6-7 |
| Образ развивающегося танца | 07.10 14.10 | - Слушание -Пение - Наблюдать за развитием образа | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
8 |
| Образ народной жизни | 21.10 | - Слушание -Пение - Наблюдать за развитием образа | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
9 |
| Обобщение 1 четверти | 28.10 |
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
10 |
| Образы воспоминая о ВОВ |
| - Слушание -Пение - Обдумывание исполнения в соответствии с муз.образом | Вводный | - Слушание -Пение | ||||||||
11 |
| Музыкальный образ – роль изобразительных подробностей |
| - Слушание -Пение - | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
12 |
| Разнообразие образов |
| - Слушание -Пение - Выявление музыкальных образов | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
13 |
| Образы музыки Баха |
| - Слушание -Пение - Рассуждение о яркости образов | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
14 |
| Образы войны в «Ленинградской» симфонии Шостаковича |
| - Слушание -Пение - Рассуждение о яркости образов | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
15 |
| Образы веселья и грусти |
| - Слушание -Пение | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
16 |
| Обобщение 2 четверти |
|
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
Тема второго полугодия: Музыкальная драматургия»
| ||||||||||||||
17 |
| Развитие музыкального образа |
|
|
|
| - Слушание -Пение - Наблюдать за развитием муз.образа | Вводный | - Слушание -Пение | |||||
18-19 |
| Жизнь музыкальных образов в одном произведении |
| - Слушание -Пение - Наблюдать за развитием муз.образа | Комбинированный Закрепление | - Слушание -Пение | ||||||||
20-21 |
| Противоборство музыкальных образов в одном произведении |
| - Слушание -Пение - | Комбинироанный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
22-23 |
| Драматургия контрастных сопоставлений |
| - Слушание -Пение - Рассуждать о контрастности образов в музыке | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
24-25 |
| Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении |
| - Слушание -Пение Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке | Комбинированный Закрепление | - Слушание -Пение | ||||||||
26 |
| Обобщение 3 четверти |
|
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
27 |
| Жизнь полонеза |
| - Слушание -Пение | Вводный |
| ||||||||
28 |
| Жизненное содержание и форма музыкальных произведений |
| - Слушание -Пение -Воспринимать единство формы и содержания | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
29 |
| Противостояние образов любви и вражды |
| - Слушание -Пение -наблюдать за сопоставлением и столкновением контрастных муз.образов | Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
30 |
| «А значит нам нужна одна Победа…» |
| - Слушание -Пение
| Комбинированный | - Слушание -Пение | ||||||||
31-32 |
| Интонационное единство балета |
| - Слушание -Пение - Выявлять круг музыкальныхобразо | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
33-34 |
| Обобщение 4 четверти Обобщение года |
|
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
7 класс | ||||||||||||||
Тема 1 четверти: «Что значит современность в музыке» | ||||||||||||||
1 |
| Отражение общечеловеческих ценностей в музыке | 06.09 07.09 |
В области метапредметных результатов: |
|
| - Слушание -Пение | Вводный | - Слушание -Пение | |||||
2-3 |
| Автобиографическая соната Л. Бетховена | 13.09 14.09 20.09 21.09 | - Слушание -Пение | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
4 |
| Радость и блеск музыки Штрауса | 27.09 28.09 | - Слушание -Пение | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
5 |
| Современность музыки Чайковского | 04.10 05.10 | - Слушание -Пение | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
6-8 |
| Современность музыки Шостаковича | 11.10 12.10 18.10 19.10 | - Слушание -Пение | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
9-10 |
| Обобщение 1 четверти | 25.10 26.10 |
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
Тема 2 четверти: «Музыка «серьезная» и музыка «легкая»» | ||||||||||||||
11 |
| Музыка танцевальная – легкая или серьезная |
|
В области метапредметных результатов: |
|
| - Слушание -Пение | Вводный | - Слушание -Пение | |||||
12 |
| Эстрадная песня – «серьезная» или «легкая» |
| - Слушание -Пение | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
13 |
| Серьезная или легкая рок-музыка |
| - Слушание -Пение - Анализировать стилевое многообразие музыки 20 в. | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
14 |
| Истоки джазовой музыки |
| - Слушание -Пение Анализировать стилевое многообразие музыки 20 в. - Ориентироваться в джазовой музыке
| Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
15 |
| Современность джаза |
| - Слушание -Пение Анализировать стилевое многообразие музыки 20 в. -Ориентироваться в джазовой музыке | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
16 |
| Бардовская песня |
| - Слушание -Пение Анализировать стилевое многообразие музыки 20 в. | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
17 |
| Обобщение 2четверти |
|
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
Тема 3 четверти: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» | ||||||||||||||
18 |
| Развлекательная музыка в опере |
|
В области метапредметных результатов: |
|
| - Слушание -Пение
| Вводный | - Слушание -Пение | |||||
19 |
| Контрастные противопоставления в опере |
| - Слушание -Пение | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
20-21 |
| Серьезность и развлекательность оперетты |
| - Слушание -Пение - | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
22 |
| Слияние двух стилей |
| - Слушание -Пение | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
23 |
| «Легкость» серьезной сюиты |
| - Слушание -Пение | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
24 |
| «Серьезность» легких частушек |
| - Слушание -Пение | Комбинированный
| - Слушание -Пение | ||||||||
25-26 |
| Серьезность и легкость музыки одного произведения |
| - Слушание -Пение | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
27 |
| Обобщение 3 четверти |
|
| Контрольный | Индивидуальная | ||||||||
Тема 4 четверти: «Великие наши «современники»» | ||||||||||||||
28-29 |
| Современность музыки Бетховена |
|
В области метапредметных результатов: |
|
| - Слушание -Пение -Понимать стилевые черты музыки Бетховена | Вводный Комбинированный | - Слушание -Пение | |||||
30-31 |
| Современность музыки Мусоргского |
| - Слушание -Пение - Понимать стилевые черти музыки Мусоргского | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
32-33 |
| Связь времен в музыке Прокофьева |
| - Слушание -Пение Понимать стилевые черты музыки Прокофьева | Комбинированный Углубление | - Слушание -Пение | ||||||||
34-35 |
| Обобщение 4 четверти Обобщение года |
|
| Контрольный | Индивидуальная |
60