Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с учебной программой основного общего и среднего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Поронайска. Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» - обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Знания и умения, полученные на уроках технологии, играют важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, что должно найти свое отражение в учебном плане.
Содержание данного учебного предмета позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях. В процессе обучения технологии осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством, биологией, физикой и другими предметами естественнонаучного цикла.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые могут выполняться методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий (изготовление декоративных композиций, панно, макетов) направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Это и технология обработки различных материалов, знакомство с их технологическими и потребительскими свойствами, приемы оформления интерьера, приемы художественного рукоделия. Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс изготовления любого изделия здесь начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Здесь же учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространенные технологии современного производства.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческого проекта. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда – изделия, которое оби выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений: с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.
Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
В базисном учебном плане образовательного учреждения для изучения предмета «Технология» в 5 классе выделено 68 часов из расчета 2часа в неделю.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общетрудовых умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии учащиеся получат возможность:
Ознакомиться: с основными технологическими понятиями и характеристиками; технологическими свойствами и назначением материалов; назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда; видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта; выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; конструировать, моделировать, изготавливать изделия; выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием; осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях: понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия; В развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности; получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений; выполнения безопасных приёмов труда и правил электро-безопасности, санитарии, гигиены; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги; построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.
9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере: 1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере: 1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
6) планирование последовательности операций и составление технологической карты;
7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
18) документирование результатов труда и проектной деятельности;
19) расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере: 1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
5) осознание ответственности за качество результатов труда;
6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере: 1) дизайнерское конструирование изделия;
2) применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
7) создание художественного образа и воплощение его в материале;
8) развитие пространственного художественного воображения;
9) развитие композиционного мышления;
10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
12) понимание роли света в образовании формы и цвета;
13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;
14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы и др.;
17) применение методов художественного проектирования одежды;
18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
19) соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере: 1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
4) развитие глазомера;
5) развитие осязания, вкуса, обоняния.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда; ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся: творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся: не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Проверка и оценка практической работы учащихся:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Критерии оценки проекта:
1.Оригинальность темы и идеи проекта.
2.Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3.Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4.Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5.Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6.Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7.Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Содержание учебного предмета
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов-42часа
Рукоделие. Художественные ремесла-12часов
Вязание крючком – 4часа.
Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Вязание цепочки из воздушных петель.
Перечень практических работ.
1.Изготовление образцов вязания цепочки из воздушных петель.
2. Изготовление панно из цепочек.
Вышивка – 6 часов.
Традиционные виды рукоделия и декоративно - прикладного творчества.
Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки.
Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», « назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.
Перечень практических работ.
1.Зарисовка орнаментов, 2.Выполнение швов, 3.Выполненить эскиз салфетки.
Узелковый батик -2часа.
Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.
Перечень практических работ.
1.Оформить салфетку.
Элементы материаловедения-4часа
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Перечень практических работ.
1.Определение свойства тканей, 2. Определение направления нитей основы и утка.
Ручные работы-2часа
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Перечень практических работ.
Выполнение ручных строчек.
Элементы машиноведения - 6часов
Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Перечень практических работ.
1.Заправка верхней и нижней нитей, 2.Заправка машины нитками, 3.Выполнение машинных швов.
Конструирование и моделирование рабочей одежды – 6часов
Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.
Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование фартука (форма, симметрия, ассиметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.
Перечень практических работ.
1.Снятие мерок, 2. Построение чертежа фартука, 3. Моделирование фартука.
Технология изготовления рабочей одежды – 10часов
Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.
Контроль и оценка качества готового изделия.
Перечень практических работ.
1.Раскрой фартука.
2.Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
3. Обработка деталей кроя.
4. Соединение деталей изделия машинными швами.
5. Отделка и влажно-тепловая обработка.
Творческие проекты – 8часов
1.Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
2.Отделка швейного изделия вышивкой.
3.Изготовление сувениров в технике вышивки и узелкового батика.
Кулинария -14 часов
Физиология питания. Санитария и гигиена-2часа. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.
Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Интерьер кухни, столовой – 2 часа
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и комфортность. Современные стили в интерьере. Отделка интерьера тканями, росписью.
Перечень практических работ.
1.Выполнение эскиза интерьера кухни, 2.Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.
Сервировка стола-2часа
Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков, Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Перечень практических работ.
1.Сервировка стола к завтраку.
Бутерброды, горячие напитки-2часа
Продукты, используемые для приготовления бутербродов, Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Перечень практических работ.
1. Приготовление бутербродов к завтраку.
Блюда из яиц-2часа
Способы определения свежести яиц. Строение яйца. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Способы крашения и росписи яиц.
Перечень практических работ.
1.Приготовление омлета.
Блюда из овощей-2часа
Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Сохранность витаминов в овощах в процессе хранения и кулинарной обработки. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Назначение. Виды и технология механической обработки овощей. Современные инструменты и приспособления для нарезки овощей.
Виды салатов. Технология приготовления блюд из сырых овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Правила жаренья овощей и способы определения их готовности. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.
Перечень практических работ.
1.Приготовление салата из сырых овощей.
2. Приготовление салата из вареных овощей.
Заготовка продуктов-2часа
Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.
Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов.
Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.
Перечень практических работ. 1.Замораживание овощей.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся на 2016/2017 учебный год
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | | Примечание |
| |
1-2 | Введение. Первичный инструктаж. Инструктаж по ТБ при выполнении ручных работ. | 2 | | | Выучить правила ТБ |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 42 часа Личностные результаты. 1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 3. Овладение установками, нормами и правилами научной организации труда. 4. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. Регулятивные результаты. 1. Планирование процесса познавательной деятельности. 2. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 3. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. 4. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов. 5. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 6. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. 7. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. 8. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Познавательные результаты. 1. Оценка технологических свойств материалов и областей их применения. 2. Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда. 3. Владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач. 4. Распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей. 5. Владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации. Коммуникативные. 1. Умение быть лидером и рядовым членом коллектива. 2. Формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива. 3. Способность к коллективному решению творческих задач. 4. Способность прийти на помощь товарищу. |
| Рукоделие - 12ч. | | | | |
3-4 | Вязание крючком. Материалы и инструменты. Условные обозначения. | 2 | | | Принести инструменты и материалы. |
5-6 | Основные приемы. Вязание цепочки из воздушных петель. | 2 | | | Довязать цепочки. |
7-8 | Вышивание. Закрепление нити без узла. Перевод рисунка на ткань. | 2 | | | Перевести рисунок на ткань. |
9-10 | Вышивание. Выполнение вышивальных швов. | 2 | | | Оформить образцы в тетрадь. |
11-12 | Цвет. Композиция на основе контрастов. Вышивание по рисунку. | 2 | | | Принести материалы и инструменты. |
13-14 | Узелковый батик. Виды росписи по ткани. | 2 | | | Выполнить салфетку |
| Материаловедение - 4ч. | | | | |
15-16 | Натуральные растительные волокна. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани | 2 | | | Выучить правила. |
17-18 | Понятие о пряже и процессе прядения. Определение направления нитей основы и утка. | 2 | | | Выполнить образец переплетения. |
| Ручные работы - 2ч. | | | | |
19-20 | Ручные работы. Терминология. Выполнение ручных стежков и строчек. | 2 | | | Оформить образцы в тетрадь. |
| Машиноведение - 6ч. | | | | |
21-22 | Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине. Швейная машина и сведения о ней. | 2 | | | Повторить правила ТБ. |
23-24 | Устройство и установка машинной иглы. Заправка швейной машины. | 2 | | | |
25-26 | Виды машинных швов. Выполнение машинных швов. | 2 | | | Оформить образцы. |
| Конструирование швейных изделий с элементами моделирования - 6ч. | | | | |
27-28 | Виды фартуков. Правила снятия мерок. Снятие мерок с фигуры человека. | 2 | | | Выучить правила. |
29-30 | Построение основы чертежа фартука. Построение чертежа фартука. | 2 | | | Выполнить чертеж в М 1:1 |
31-32 | Моделирование фартука. Моделирование фартука. | 2 | | | Выполнить моделирование. |
| Технология изготовления фартука с нагрудником - 10ч. | | | | |
33-34 | Повторный инструктаж. Раскрой фартука. Подготовка деталей кроя к обработке. | 2 | | | Повторить ТБ |
35-36 | Повторный инструктаж. Обработка бретелей и деталей пояса. Обработка деталей. | 2 | | | Закончить обработку. |
37-38 | Обработка нагрудника. Соединение с бретелями. | 2 | | | Выполнить ВТО нагрудника |
39-40 | Обработка накладного кармана. Соединение карманов с фартуком. | 2 | | | Выполнить ВТО кармана. |
41-42 | Обработка нижней части фартука. Обработка нижней части фартука. | 2 | | | Выполнить ВТО изделия. |
Кулинария - 14часов Личностные результаты. 1. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. 2. Овладение установками, нормами и правилами научной организации труда. 3. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. 4. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. 5. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. Регулятивные результаты. 1. Самостоятельное планирование процесса познавательной деятельности. 2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни. 3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. 5. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 6. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. 7. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. 8. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. Познавательные результаты. 1. Оценка технологических свойств материалов и областей их применения. 2. Распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей. 3. Применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; 4. Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; Коммуникативные результаты. 1. Умение быть лидером и рядовым членом коллектива. 2. Формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива. 3. Способность к коллективному решению творческих задач. 4. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива. |
43-44 | Инструктаж по ТБ при кулинарных работах. Физиология питания. Санитария и гигиена. | 2 | | | Повторить правила ТБ. |
45-46 | Технологии ведения дома. Планирование интерьера кухни. | 2 | | | Выполнить эскиз кухни. |
47-48 | Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку. | 2 | | | Выучить правила. |
49-50 | Бутерброды, горячие напитки. Приготовление бутербродов к завтраку. | 2 | | | Принести продукты. |
51-52 | Блюда из яиц. Приготовление омлета. | 2 | | | Принести продукты. |
53-54 | Блюда из сырых и вареных овощей. Приготовление салата из овощей. | 2 | | | Принести набор продуктов. |
55-56 | Заготовка продуктов. Замораживание овощей. | 2 | | | Выполнить заготовки на зиму. |
Творческий проект -8ч. Личностные результаты. 1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 3. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. 4. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 5. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Регулятивные результаты. 1. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства. 2. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 3. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость. 4. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных. 5. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 6. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 7. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. 8. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Познавательные результаты 1. Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. 2. Оценка технологических свойств материалов и областей их применения. 3. Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда. 4. Применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности. 5.Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 6. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. Коммуникативные результаты. 1. Публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др. 2. Способность к коллективному решению творческих задач. 3. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива. 4. Способность прийти на помощь товарищу. |
57-58 | Выполнение творческих проектов. | 2 | | | Выбрать изделие |
59-60 | Этапы выполнения проектов. | 2 | | | Оформить проект |
61-62 | Этапы выполнения проектов. | 2 | | | Подготовить выступление |
63-64 | Защита творческих проектов. | 2 | | | Повторить конспект |
65-66 | Итоговая контрольная работа (Приложение 1). | 2 | | | |
67-68 | Итоговое занятие. | 2 | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
I. ОБРАБОТКА ТКАНЕЙ |
Доска гладильная напольная | 1 шт. |
Иглы машинные № 70—110 | 6компл. |
Колпачок шпульный | 8шт. |
Лента сантиметровая | 10 шт. |
Линейка закройщика М 1:4 | 10 шт. |
Манекен 44 ,46,52размера (учебный) | 3 шт. |
Машина швейная | 8шт. |
Наперсток | 10шт. |
Ножницы для раскроя ткани | 10 шт. |
Стол рабочий универсальный | 12 шт. |
Утюг электрический с терморегулятором и пароувлажнителем | 1 шт. |
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
Конструирование и моделирование швейных изделий | 1 кор. |
Лоскутная техника | 1компл. |
Последовательность обработки горловины обтачкой | 1 шт. |
Способы обработки низа изделия | 1 шт. |
Виды отделки швейных изделий | 1 шт. |
Последовательность соединения деталей фартука | 1 шт. |
Таблицы «Фартук» | 1компл. |
Таблицы «Юбка» | 1компл. |
Таблицы «Плечевое изделие» | 1компл. |
Таблица «Материаловедение» | 1шт. |
Таблицы « Швы» | 3 шт. |
Коллекции | |
Лен и продукты его переработки | 5 шт. |
Хлопок и продукты его переработки | 5 шт. |
Коллекция тканей с различным материалом | 1 шт. |
Папки – альбомы |
Конструирование и моделирование фартука | 1 |
Машинные швы | 1 |
Ручные стежки | 1 |
Швейная машина | 1компл. |
Техника безопасности на уроках обслуживающего труда | 1 компл. |
Инструкционные карты | 10 компл. |
Обработка кармана | 1 |
Наборы (коробки) поузловая обработка | |
Поузловая обработка 5 класс | 1 |
Материаловедение | 1 |
Машинные швы | 1 |
Наборы (коробки) | |
Моделирование | 1 |
Лоскутная техника | 1 |
Вязание и вышивка | 1 |
Материалы для рукоделия | 1 |
П. ОБРАБОТКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ |
Вилки столовые | 10 шт. |
Дуршлаг | 1 шт. |
Доски разделочные | 7 шт. |
Кастрюля эмалированная на 1, 5 л | 1 шт. |
Кастрюля эмалированная на 3,0 л | 1 шт. |
Ложка чайная | 15шт. |
Ложка столовая | 15шт. |
Нож столовый из нержавеющей стали | 6шт. |
Нож консервный | 1 шт. |
Плита электрическая 3-х конфорочная | 1шт |
Скалка | 4шт |
Сковорода большая | 2шт. |
Холодильник | 1 шт. |
Чайник | 1шт. |
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
Таблицы «Работа с пищевыми продуктами» | 1 компл |
Таблицы «Сервировка стола» | 1 компл |
Транспаранты- плакаты |
Правила безопасности и гигиены на уроках обслуживающего труда | 1экз. |
Сервировка стола. | 1экз. |
Техника безопасности в кабинете обслуживающего труда | 1экз. |
Список литературы:
1.Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2/ Под ред.П.Р.Атутова.-М.: ИОСО РАО,1998.
2.Использование метода проектов на уроках технологии в школе: Методические рекомендации /Под ред. М.Б. Павловой- СПб.; Либра,1996.
3. Маркуцкая С.Э. Учителю о современных технологиях производства тканей // Школа и производство.-2000г.
4. Маркуцкая С.Э. Учителю о современных технологиях производства тканей // Школа и производство.-2001.-№1.-С.28-33.
5.Методика обучения учащихся 5-9 классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки / Под.ред.В.М.Казакевича.-М.,1996.
6.Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд. Программа.-М.;Дрофа,2015.
7.Кожина О.А.,Кудакова Е.Н.,Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд.5 кл.: Учебник.-М.:Дрофа,2012.
8.Кожина О.А.,Кудакова Е.Н. Технология. Обслуживающий труд.5кл.:Рабочая тетрадь.-М.:Дрофа,2012.
9.Муравьев Е.М.,Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии.-Брянск: НМЦ «Технология»,2000.
10.Отделка тканей. Трудовое обучение и домоводство: Учеб.пособие для средней школы/Сост.А.П.Тарасова-СПб: ИД «МиМ»,1998г
11.Кожина О.А., Технология. Обслуживающий труд. Методическое пособие к учебнику;под ред.О.А.Кожиной.-2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2010.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал Российское образование: http://www.edu.ru/
2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/
3. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
4. Федеральное агентство по образованию РФ": http://www.ed.gov.ru
5. Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru
6. Дизайн как стиль жизни: история, теория, практика дизайна: www.rosdesign.ru
7. Электронный ресурс по трудовому обучению http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/
8. Интернет-журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»: http://www.dm-magazine.ru/