СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по географии по ФГОС для 6 класса  ориентирована на УМК " География. Начальный курс.6 класс издательство "Дрофа"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени А.М.Горького»

г. Карачева Брянской области




Утверждаю

Директор школы


_________________________


«_____»__________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР


­­­­­________________________


«­­­_____»_________20____г.

Рассмотрено

на заседании МО


­­­­­________________________


«­­­_____»_________20____г.










Рабочая программа


по географии

по ФГОС

для 6-х общеобразовательных классов

основного общего образования


Учитель: Архипова

Ирина Владимировна





2017 – 2018 учебный год


Пояснительная записка


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

    • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

    • планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

    • общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;

    • примерной программы по географии

  1. Программы основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева. Данная программа ориентирована на УМК «География. Начальный курс. 6 класс» издательства «Дрофа».

  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  3. Учебный план МБОУ «СОШ имени А.М.Горького» на 2016-2017 учебный год


Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю)

Программой предусмотрено проведение

  • контрольных работ – 2

  • практических работ - 8



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ



В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,


  • взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;


применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



Тематическое планирование


п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

В том числе на:

практические работы

контрольные работы

1.

Введение

1

2.

Раздел 1. Виды изображений поверхности земли.


10

3

1


Тема 1. План местности.

4

2


Тема 2: Географическая карта.

организмов

6

1

3.

Раздел 2: Строение земли, земные оболочки.

23

5

1


Тема 1: Литосфера.

6

1

-


Тема 2: Гидросфера.


8

1

1


Тема 3: Атмосфера.


7

3

-


Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка.


2

-

4.

Раздел 3. Население земли (3 ч)


1




итого

35

8

2









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ.  (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна — спутник Земли

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать/уметь:

  • Предмет изучения географии.

  • Виды движения Земли и их следствия

  • Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

Раздел 1: ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (9 ч)

Тема 1. План местности (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки плана.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направление по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съёмка. Полярная съёмка. Маршрутная съёмка.

Практические работы: 

1. Определение направлений и азимутов по плану местности.

2. Составление плана местности методом маршрутной съёмки.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать/уметь:

  • Содержание понятий: план местности, масштаб.

  • Особенности различных видов изображения местности.


  • Определять по плану объекты местности, стороны горизонта

  • Определять по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния.

  • Читать план местности.

Тема 2: Географическая карта.(5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.

Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физической карте высот и глубин. Изображение на физической карте высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.



Практическая работа:

3. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать/уметь:

  • Форму и размеры Земли.

  • Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

  • Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.

  • Описывать по плану карту полушарий и России; определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины.

Раздел 2: СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (22 ч)

Тема 1: Литосфера (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различия равнин по высоте. Изменение равнин во времени.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа:

4. Описание форм рельефа.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать/уметь:

  • Основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,

  • Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

  • Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

  • Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.

  • Работать с контурной картой.

Тема 2: Гидросфера  (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота

Практическая работа. 

5. Составление описания внутренних вод.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать/уметь:

  • Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

  • Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

  • Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, о-ва, п-ва, течения, реки, озера.

Тема 3: Атмосфера  (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы. 

6. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

7. Построение розы ветров.

8. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать/уметь:

  • Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы)

  • Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

  • Определять температуру воздуха, атм. давление, направление ветра, облачность, виды облаков, ср. температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры.

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка. (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера


Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать/уметь:

  • Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

  • Понятие «природный комплекс».

  • Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

  • Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.

Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен знать/уметь:

  • Численность населения Земли, основные расы.

  • Приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенные языков, религий, крупнейших по численности населения стран мира.

  • Называть меры по охране природы






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География. Начальный курс. 6 класс»

(6 «В» класс)

(35 ч, 1 ч в неделю)


урока

п/п

Тема урока

Формы конт-роля

Д/з

Календарные сроки

Примечание

По программе


Фактически

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)




1.

1. Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы

Фронтальный

§ 1–2

с.4-11




Раздел 1. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (10 ч)


Тема 1. План местности (4 ч).

2.

1. Понятие о плане местности. Масштаб.

фронтальный, индивидуальный

§ 3-4,

с.11-16




3.

2. Стороны горизонта. Ориентирование. Пр. раб №1 «Определение направлений и азимутов по плану местности».

Фронтальный

§ 5,

с.16-19




4.

3. Изображение на плане неровностей Земной поверхности

Групповой

§ 6,

с.19-24




5.

4. Составление простейших планов местности. Пр. раб №2 «Составление плана местности методом маршрутной съёмки».

Индивидуальный, практич. работа

§ 7,

с.24-27






Тема 2: Географическая карта (6).

6.

1. Форма и размеры Земли

Фронтальный

§ 8,

с.27-29




7

2. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах

Индивидуальный

§ 9-10,

с.29-34




8.

3. Географическая широта. Географическая долгота

индивидуальный

§ 11-12,

с.34-38













9.

4. Географические координаты

Пр. раб.№ 3 «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам»

Индивидуальный, практич. работа

§ 12,

с.38-40





10.

  1. Изображение на физических картах высот и глубин

фронтальный

§ 13,

с.40-43




11.

6. Контрольная работа № 1 по теме «Виды изображений поверхности Земли»

индивидуальный. тестирование






Раздел 2: СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (23 ч)


Тема 1: Литосфера (6 ч).

12.

1. Земля, ее внутреннее строение.

Фронтальный

§ 14,

с.43-48




13.

2. Движения Земной коры. Вулканизм

Индивидуальный

§ 15,

с.48-55




14.

3. Рельеф суши. Горы

Фронтальный

§ 16,

с.55-60




15.

  1. Равнины суши. Пр. раб. № 4 «Описание форм рельефа»

Фронтальный

§ 17

с.60-66





16.

5. Рельеф дна Мирового океана.

Групповой

§ 18,

с.66-71




17.

. Пр. раб. № 4 «Описание форм рельефа»

практическая






Тема 2: Гидросфера (8).

18.

1. Вода на Земле.

Фронтальный

§ 19 ,

с.71-74




19.

2. Части Мирового океана, свойства вод океана.

фронтальный

§ 20,

с.74-78




20.

3. Движение воды в океане.

Групповой

§ 21,

с.78-83




21.

4. Подземные воды.

фронтальный

§ 22,

с.83-87




22.

5. Реки

Индивидуальный

§ 23,

с.87-95




23.

6. Озера. Пр. раб. № 5 «Описание внутренних вод»

Фронтальный

§ 24,

с.95-100




24.

7. Ледники

Фронтальный

§ 25,

с.100-104




25.

8. Контрольная работа № 2 по теме «Литосфера. Гидросфера»

Индивидуальный






Тема 3: Атмосфера (7).

26.

1. Атмосфера: строение, значение, изучение

Фронтальный

§ 26,

с.104-107




27.

2. Температура воздуха. Пр. раб. № 6 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры»

Индивидуальный, практич. работа

§ 27,

с.107-112




28.

3. Атмосферное давление. Ветер.

Пр. раб. № 7 «Построение розы ветров»

Индивидуальный, практич. работа

§ 28,

с.112-118




29.

4. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Пр. раб. № 8 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»

Индивидуальный, практич. работа

§ 29,

с.118-125





30.

5. Погода и климат

Фронтальный

§ 30,

с.125-128




31.

6. Причины, влияющие на климат

фронтальный

§ 31,

с.128-136




32.

7. Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

индивидуальный






Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка. (2 ч)

33.

1. Разнообразие и распространение организмов на Земле

Групповой

§ 32,

с.136-143




34.

2. Природный комплекс.

фронтальный,

§ 33,

с.143-148




Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 ч)

35.

1. Население Земли

Фронтальный. Сообщения

§ 34,

с.148-154




Резерв времени (0 ч)

ИТОГО: 35 ч