Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО | УТВЕРЖДАЮ |
учителей естественнонаучных | и.о. директора |
дисциплин и математики | Позднякова А.В. |
№ протокола 169 | «31» августа 2016г. |
«31» августа 2016г | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Геометрия |
Учебный год | 2015-2016 |
Класс | 7 |
Количество часов в год | 68 |
Количество часов в неделю | 2 |
Учитель: _______/Аубакирова О.И..
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по геометрии для МОКУ «Соболевская средняя школа»
для 7 класса
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации;
В соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов основного общего образования( приказ Министерства образования РФ от05.03.2004 года за №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования).
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по алгебре (базовый уровень) 2004 г. с учетом программ для общеобразовательных школ, лицеев» «Геометрия7 – 9 классы». Сборник «Программы общеобразовательных учреждений ( линия Л.С. Атанасян и др.) /составитель: Т.А. Бурмистрова , М-« «Просвещение», 2009 г./
4. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, кроме того программа содержит перечень тем контрольных работ по каждому разделу.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования
РФ 9 марта 2004 г. № 1312, отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Геометрия» в 7 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов на изучение предмета «Геометрия» в 7 классе в учебном плане на 2015 – 2016 учебный год также составляет 68 часа, 2 часа в неделю, данная программа реализуется сроком на один год. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Предмет геометрия входит в образовательную область математика.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания, и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом их этапов, в т.ч. для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
5. Задачи и цели:
Задачи: введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
Развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций; совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур, как опоры при решении задач; формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул; совершенствование навыков решения задач на доказательство; отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки; расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.
Цели: Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
6. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в наше время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы в формировании у учащихся умений общеучебного характера, разнообразных способов деятельности и приобретение опыта:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического)свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В ходе реализации данной программы учеником 7 класса должны быть достигнуты следующие результаты:
В результате изучения геометрии ученик 7 класса должен: знать/ понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования развития математической науки;;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Ученик должен знать основные геометрические понятия, научиться различать их взаимное расположение;
научиться распознавать геометрические фигуры и изображать их;
Знать понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства); изучить признаки параллельности прямых и научиться применять их при решении задач и доказательстве теорем, научиться пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
научиться решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
подготовиться к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
Виды контроля.
Для организации текущего, тематического и итогового контроля по курсу «Геометрия» в 9 классе предусмотрены тесты, математические диктанты, самостоятельные работы и итоговые контрольные работы по завершению раздела.
Оценочные контрольные работы:
Контрольная работа по теме: «Начальные геометрические сведения»
Контрольная работа по теме: «Треугольники»
Контрольная работа по теме: «Параллельные прямые»
Контрольная работа по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа по теме: «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трём элементам»
Итоговая контрольная работа.
7. Система оценивания:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
по геометрии.
Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Отметка"5" ставится, если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка "4" ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка "3" ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка "2" ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2) работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой "4",
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5",
но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка "3" ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены "Требованиями к математической подготовке учащихся" в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка "2" ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
8. Содержание тем учебного курса:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание курса геометрии 7 класса включает следующие тематические блоки:
№ раздела | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
-
| Начальные геометрические сведения | 10 | 1 |
-
| Треугольники | 17 | 1 |
-
| Параллельные прямые | 11 | 1 |
-
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 9 | 1 |
-
| Прямоугольные треугольники | 4 | |
-
| Построение треугольника по трём элементам | 5 | 1 |
-
| Повторение курса геометрии 7 класса | 12 | 1 |
| Итого | 68 | 6 |
Содержание программы.
Начальные геометрические сведения. Прямая, отрезок, луч и угол. Сравнение, измерение отрезков и углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Окружность. Построение циркулем и линейкой угла равного данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых и середины отрезка.
Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых. Способы построения параллельных прямых. Аксиома параллельных. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника. Неравенство треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Построение треугольника по трём элементам. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Повторение.
9.Календарно-тематическое планирование.
№ раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт |
Раздел 1: Начальные геометрические сведения - 10 ч |
1. | Прямая и отрезок Луч и угол | 1 | | |
2. | Сравнение отрезков и углов | 1 | | |
3. | Сравнение отрезков и углов | 1 | | |
4. | Измерение отрезков Измерение углов | 1 | | |
5. | Решение задач | 1 | | |
6. | Смежные и вертикальные углы Перпендикулярные прямые. Решение задач | 4 | | |
7. | Контрольная работа №1по теме « Начальные геометрические сведения» | 1 | | |
Раздел 2: Треугольники - 17 ч |
1. | Треугольник | 1 | | |
2. | Первый признак равенства треугольников | 1 | | |
3. | Решение задач на применение 1 признака равенства треугольников | 1 | | |
4. | Перпендикуляр к прямой | 1 | | |
5. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | | |
6. | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | | |
7. | Решение задач по теме" Равнобедренный треугольник" | 1 | | |
8. | Решение задач по теме" Медианы, биссектрисы и высоты треугольника" | 1 | | |
9. | Второй признак равенства треугольников | 1 | | |
10. | Третий признак равенства треугольников | 1 | | |
11. | Решение задач на применение 2 и 3 признаков равенства треугольников | 1 | | |
12. | Окружность Построения циркулем и линейкой | 1 | | |
13. | Построение угла равного данному Построение биссектрисы угла | 1 | | |
14. | Построение перпендикулярных прямых Построение середины отрезка | 1 | | |
15. | Решение задач на построение | 1 | | |
16. | Решение задач по теме "Треугольник" | 1 | | |
17. | Контрольная работа №2 « Треугольник» | 1 | | |
Раздел 3: Параллельные прямые - 11 ч |
1. | Определение параллельных прямых Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
2. | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | |
3. | Решение задач на применение признаков параллельности двух прямых | 1 | | |
4. | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | | |
5. | Об аксиомах геометрии Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
6. | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | | |
7. | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | | |
8. | Решение задач на применение следствий из аксиом параллельных | 1 | | |
9. | Решение задач на применение свойств параллельных прямых | 1 | | |
10. | Решение задач по теме "Параллельные прямые" | 1 | | |
11. | Контрольная работа №3по теме «Параллельные прямые» | 1 | | |
Раздел 4: Соотношения между сторонами и углами треугольника - 9 ч |
1. | Теорема о сумме углов треугольника Внешний угол треугольника | 1 | | |
2. | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | 1 | | |
3. | Решение задач по теме "Сумма углов треугольника" | 1 | | |
4. | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, следствия из неё | 1 | | |
5. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
6. | Неравенство треугольника | 1 | | |
7. | Решение задач по теме "Неравенство треугольника" | 1 | | |
8. | Решение задач по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника" | 1 | | |
9. | Контрольная работа №4по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | |
Раздел 5: Прямоугольные треугольники - 4 ч |
1. | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | | |
2. | Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников | 1 | | |
3. | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | |
4. | Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | 1 | | |
Раздел 6: Построение треугольника по трём элементам - 5 ч |
1. | Расстояние от точки до прямой Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | |
2. | Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними | 1 | | |
3. | Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам и трём сторонам | 1 | | |
4. | Решение задач на построение | 1 | | |
5. | Контрольная работа №5по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трём элементам» | 1 | | |
Раздел 7: Повторение курса геометрии 7 класса - 12 ч |
1. | Признаки равенства треугольников | 1 | | |
2. | Равнобедренный треугольник | 1 | | |
3. | Свойства и признаки параллельных прямых | 1 | | |
4. | Сумма углов треугольника | 1 | | |
5. | Внешний угол треугольника | 1 | | |
6. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
7. | Неравенство треугольника | 1 | | |
8. | Прямоугольные треугольники и их некоторые свойства | 1 | | |
9. | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | |
10. | Расстояние от точки до прямой Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | |
11. | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
12. | Анализ контрольной работы. Обобщающий урок | 1 | | |
10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия.
Используемый УМК
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:
Учебник Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б,Кадомцев, Э.Г.Позняк,И.И.Юдина
«Геометрия 7-9 кл.» М- «Просвещение» 2010г
«Дидактический материал. Геометрия 7 кл.» М-«Просвещение» 2009г.
Л.С.Атанасян и др. «Рабочая тетрадь. Геометрия 7 кл. Издательство просвещение, 2013г.
Н.Ф.Гаврилова «КИМы. Геометрия 7 класс» М –ООО «Вако» 2012г.
Дополнительная литература:
«Геометрия 7 кл. Поурочное планирование» Гаврилова Н.Ф. - методическое пособие для учителя, ООО «ВАКО» 2008г
.Л.И Звавич,А.Р. Рязановский. «Геометрия в таблицах», Москва Дрофа», 2009г.
Т.Л.Афанасьева, Л. А. Топилина «Геометрия 7 кл. Поурочное планирование.» Волгоград: «Учитель» 2008г.
2.Технические средства обучения
Интерактивная доска ,проектор, компьютер, принтер (сканер, ксерокс).
3.Цифровые и электронные образовательные ресурсы
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по геометрии.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
Электронные учебные пособия
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
11.Приложения (контрольные работы):





15