СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс»

8 класс БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК.
Пояснительная записка.

Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе

  • Государственного стандарта общего образования,

  • Федерального базисного учебного плана,

  • программы по биологии для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) разрешенных Министерством образования Российской федерации.

В разделе «Человек и его здоровье» (8 класс) содержатся сведения о человека как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Количество часов

Всего 70 часов. 2 часа в неделю,

Количество лабораторных работ – 7

Количество контрольных работ - 5

Учебник: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.

Авторы Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев

Издательство: М.;«Дрофа» 2014.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины

Учащиеся должны уметь:

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;

- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-получать информацию об организме человека из разных источников

Метопредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

- проводить исследовательскую и проектную работу;

- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;

- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм

Тематический план.

Название темы

Количество часов

Введение. Науки, изучающие организм человека

Тема 1. Происхождение человека

Тема 2. Строение организма

Тема 3. Опорно-двигательная система

Тема 4. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма

Тема 5. Дыхание

Тема 6. Пищеварение

Тема 7. Обмен веществ и энергии

Тема 8. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

Тема 9. Нервная система

Тема 10. Анализаторы. Органы чувств

Тема 11. Основы учения о высшей нервно деятельности. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Тема 12. Индивидуальное развитие организма.

1

2

5

7

11


5

7

3

4

5

6

7


5


Общее количество часов

Резерв

70

1

Лабораторных/практических работ

Контрольных работ

7

5


Содержание курса

        Введение. Науки, изучающие организм человека

        Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

        Тема 1. Происхождение человека

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

        Тема 2. Строение организма

        Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки. Ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Рефлекс и рефлекторная дуга.

        Демонстрация

        Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

        Лабораторные и практические работы

        Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.

        Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

        Тема 3. Опорно-двигательная система

        Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека. Типы соединения костей. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных мышц и их регуляция. Последствия гиподинамии. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

        Демонстрация

        Скелет человека

        Приемы оказания первой помощи при травмах

        Лабораторные и практические работы

        Микроскопическое строение кости.

        Мышцы человеческого тела (выполняется дома)

        Утомление при статической и динамической работе.

        Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия (выполняется дома)

        Тема 4. Внутренняя среда организма

        Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровь, её состав. Функции клеток крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Иммунитет, его виды. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Вакцины, прививки и сыворотки. Аллергические реакции. Пересадка органов и тканей.

        Лабораторные и практические работы

        Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

        Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма

        Кровеносная и лимфатическая системы, их роль в организме. Строение сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

        Демонстрация

        Приемы измерения артериального давления.

        Приемы остановки кровотечений.

        Лабораторные  практические работы

        Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

        Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

        Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

        Тема 6. Дыхание

        Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Жизненная ёмкость легких. Гигиена органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Вред табакокурения.

        Лабораторные и практические работы

        Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

        Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

        Тема 7. Пищеварение

        Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

        Лабораторные и практические работы

        Действие ферментов слюны на крахмал.

        Самонаблюдение: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.

        Тема 8. Обмен веществ и энергии

        Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.

        Лабораторные и практические работы

        Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания и после нагрузки (выполняется дома).

        Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат (выполняется дома).

        Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

        Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и  обуви. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевание органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

        Демонстрация

        Рельефная таблица «Строение почки»

        Лабораторные и практические работы

        Самонаблюдение: рассматривание под лупой тыльной  ладонной поверхности кисти.

        Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

        Тема 10. Нервная система

        Значение нервной системы. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

        Демонстрация

        Модель головного мозга человека

        Лабораторные и практические работы

        Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

        Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.

        Тема 11. Анализаторы. Органы чувств

        Органы чувств и анализаторы, их значение. Строение и функции органов зрения и слуха. Зрительный и слуховой анализаторы. Гигиена зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха и их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса  и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

        Лабораторные и практические работы

        Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные и тактильные иллюзии.

        Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

        Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.  И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Воля. Эмоции. Внимание.

        Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

         Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Заболевания, связанные с нарушением деятельности желёз внутренней секреции и их предупреждение.

        Демонстрация

        Модель черепа с откидной крышкой для показа месторасположения гипофиза.

        Тема 14. Индивидуальное развитие организма

        Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма  наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Роды. Развитие после рождения. Половое созревание. Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Биологическая и социальная зрелость. Темперамент и характер. Интересы, склонности, способности.

        Демонстрация

        Тесты, определяющие темперамент.

        



Тематическое планирование 8 класс.

УРОКА

ТЕМА УРОКА

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ДОМАШ

НЕЕ ЗАДАНИЕ

Дата проведения

Вид контроля

корректировка

По плану

фактически


Введение. Раздел 1. Происхождение человека. (3 часа)

1

Биологическая природа человека и науки, изучающие его. Становление наук о человеке.

Составление таблицы «история развития наук»

п.1 ст.6-8 п.2 ст.9-12





2

Систематическое положение человека.


п.3 ст.14-17





3

Историческое прошлое людей. Расы человека.

Составление таблицы «Предшественники человека»

п.4 ст.18-21 п.5 ст.21-23






Раздел 2. Организм человека и его строение (5 часов)

4

Общий обзор организма.


п.6 ст.26-27





5

Клеточное строение организма.


п.7 ст.27-33





6

Ткани. Типы тканей и хи свойства

Рассматривание готовых микропрепаратов тканей

п.8 ст.33-39





7

Рефлекторная регуляция организма.


п.9 ст.40-43





8

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организм человека и его строение»






Контрольная работа



Раздел 3. Система опоры и движения. (7 часов)

9

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.


п.10 ст.46-49





10

Скелет человека. Осевой скелет.




п.11 ст.50-55





11

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей.


п.12 ст.56-61





12

Строение мышц.


п.13 ст.62-64 ст.64-68





13

Работа скелетных мышц и их регуляция

Л.р. Утомление при статической работе.

п.14 ст.69-71 ст.72





14

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лр.Осанка. Плоскостопие

п.15 ст.73-75 ст75





15

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Наложение шины при переломах

п.16 ст.76-79





16

Обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система».




Контрольная работа



Раздел 4. Внутренняя среда организма (11 часов)


17

Кровь и основные компоненты внутренней среды организма.

Рассматривание готовых микропрепаратов клеток крови

п.17 ст.82-89





18

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.


п.18 ст.89-93





19

Иммунология на службе здоровья.


п.19 ст.94-98





20

Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма»







21


Транспортные системы организма.

Круги кровообращения

Л.р. Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

п.20 ст.102-103

п.21 ст. 105-108 ст.109





22

Строение и работа сердца.


п.22 ст.110-114





23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Л.р. измерение пульса и артериального давления

п. 23 ст.115-120





24

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.


п.24 ст.121-125





25

Первая помощь при кровотечениях.

Приемы остановки кровотечений

п.25 ст.125-129





26

Обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Кровеносная и лимфатическая система»




Контрольная работа



Раздел 5. Дыхание. (5 часов)

27

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.



п.26 ст.132-138





28

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.


п.27 ст.140-141





29

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Измерение окружности груди при вдохе и выдохе

п.28 ст.142-146





30

Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания. Приёмы реанимации.

Приемы первой помощи при остановке дыхания

п.29 ст.147-153








Раздел 6. Пищеварение. ( 7 часов)

31

Питание и пищеварение.


П.30 ст.156-160





32

Пищеварение в ротовой полости.

Л.Р. Действие слюны на крахмал.

П.31 ст.161-165





33

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

Л.Р. Действие желудочного сока на белок.

П.32 ст.166-170 ст.170





34

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит

Л.Р.Действие антибиотиков и алкоголя на белки и ферменты

п.33 ст.171-174





35

Регуляция пищеварения.


П.34 ст.174-177





36

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.


п.35 ст.177-181





37

Обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Пищеварение»




Контрольная работа



Раздел 7. Обмен веществ и энергии. (3 часа)


38

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов.


П.36 ст.186-187





39

Витамины.


П.37 ст.188-192





40

Энерготраты человека и пищевой рацион.


П.38 ст193-195






Раздел 8. Выделение и кожа. (4 часа)


41

Кожа – наружный покровный орган.


п.39 ст.200-203





42

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.


п.40 ст. 204-208





43

Терморегуляция организма. Закаливание.


п.41 ст.209-213





44

Выделение.


п.42 ст.213-217






Раздел 9. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. (5 часов)


45

Значение нервной системы.


П.43 ст.220-221





46

Строение нервной системы. Спинной мозг.


П.44 ст.222-226





47

Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга.


П.45 ст. 227-230





48

Функции переднего мозга.


П.46 ст.231-234





49

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.


П.47 ст.235-239






Раздел 10. Сенсорные системы. (6 часов)


50

Анализаторы.


п.48 ст.242-243





51

Зрительный анализатор.

Изменение размера зрачка

п.49 ст.244-248





52

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.


п.50 ст249-253





53

Слуховой анализатор.


п.51 ст.253-257





54

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.


п.52 ст.258-263





55

Контрольно –обобщающий урок по теме «Анализаторы».






Контрольная работа



Раздел 11. Основы учения о высшей нервной деятельности. (7 часов)

56

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.


п.53 ст.266-272





57

Врождённые и приобретённые программы поведения.



п.54 ст.273-276





58

Сон и сновидения.


п.55 ст.279-280





59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.



п.56 ст.281-287





60

Воля, эмоции, внимание.


п.57ст.288-294





61

Роль эндокринной системы.


п.58 ст.298-301





62

Функция желёз внутренней секреции.


п.59 ст.302-305






Раздел 12. Индивидуальное развитие человека. (5 часов)

63

Жизненные циклы. Размножение.


п.60 ст.308-316





64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.


п.61 ст.312-316





65

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания передаваемые половым путём.


п.62 ст.317-319





66

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.


п.63 ст.320-324





67

Интересы, склонности, способности.


п.64ст.324-326





68

Обобщающий урок.







69

Повторение.







70

резерв