Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
Принято на заседании ШМО Согласовано:
____________________________ ________________________ ____________________________ (директор школы Немцева И. Н.)
(название ШМО)
____________________________________ ____________________________
(дата, № протокола ШМО)
Утверждено приказом по школе от _______________
Рабочая программа
По химии
(указать предмет, курс, модуль)
Класс/уровень обучения основное общее образование 9 КЛАСС (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 67
Учитель Янковская Людмила Анатольевна, первая квалификационная категория
(Фамилия, имя, отчество, квалификационная категория)
Программа разработана на основе
Примерной программы по химии автора О.С. Габриеляна // Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
с. Белый Яр
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин в МБОУ «Белоярская СШ», с учетом Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения Белоярская средняя общеобразовательная школа, авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. –4-е изд., стереотип.. –М.: Дрофа, 2007.-78 с.)
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение химии в 9 классе отводится не менее 67 часов (2 часа в неделю) из них контрольных работ 4 (тексты прилагаются), практических работ 5.
Форма итоговой аттестации – контрольная работа.
Текущий контроль знаний на уроках химии осуществляется с использованием пособия Контрольно-измерительные материалы. Химия:9 класс/Сост. Н. П. Троегубова.-М,:ВАКО,2011-96 с.
Предмет химии входит в естественнонаучную образовательную область. Основными проблемами химии является изучение состава и строения веществ, зависимость их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений, умение предполагать и объяснять увиденные явления. Поэтому программа структурирована по шести блокам: «методы познания веществ и химических явлений». «Экспериментальные основы химии»; «вещество»; «химическая реакция»; «Первоначальные представления об органических веществах» «экспериментальные основы химии»; «химия и жизнь».
Содержание этих учебных блоков направлено на достижение следующих целей.
Цели программы:
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
Овладение умениями наблюдать и объяснять химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Отбор учебного содержания и общей логики последовательности его изучения, составлен с учетом особенностей учащихся. Предполагается использовать наряду с традиционным обучением проблемные технологии и нестандартные уроки.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по неорганической химии
Учащиеся должны знать:
положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия
металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов, групп
химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов)
и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий; в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и
материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по органической химии
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей
(ординарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена,
одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь; в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества
Содержание программы
1.Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (5 часов)
Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.Относительные атомная и молекулярная массы.
Количество вещества, моль. Молярная масса, молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества Основные классы неорганических веществ. Периодическая система химических элементов и периодический закон. Группы и периоды периодической системы.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Сохранение массы вещества при химической реакции. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменение степени окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии
2. Металлы (15 часов)
Сплавы, физические свойства металлов, нахождение металлов в природе.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Л.р. Физические свойства металлов.
Л.р.Химические свойства металлов.
Л.р. Изучение свойств гидроксида алюминия.
Л. р.Качественная реакция на ион Fe2+ и Fe3+
Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»
3. Неметаллы ( 21 час)
Свойства простых веществ, оксидов, оснований кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Л. р. Получение водорода.
Л. р. Физические свойства серы.
Л. р Распознавание хлорид и иодид –ионов
Л.р. Получение кислорода
Л. р. Распознавание сульфат-иона
Л. р. Качественная реакция на соли аммония
Л. Качественная реакция на карбонат - ион.
21. Контрольная работа № 2 «Неметаллы»
4. Химический практикум по неорганической химии (3 часа)
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила техники безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворах. Определение среды раствора. Индикаторы. Получение газообразных веществ.
Практическая работа № 1 «Получение соединений металлов и изучение их свойств»
Практическая работа № 2 «Получение, собирание и распознавание газов»
Практическая работа №3 «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»
5. Первоначальные представления об органических веществах (13 часов)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Структурная формула, изомеры, гомологи.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты( метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Практическая работа 4 «Изготовление моделей углеводородов»
Л. р Качественная реакция на многоатомные спирты.
Л. р Качественная реакция на белки
.Контрольная работа №3 « Органические вещества»
6. Химия и жизнь (7 часов)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов(поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы.(мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Практическая работа № 5 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены»
7. Повторение основных вопросов курса химии 9 класса (2 часа)
Перечень учебно-методического обеспечения
Мультимедийное оборудование
Модели кристаллических решеток
Электронные методические пособия.
CD «Химия элементов»,
CD «Химия для гуманитариев», авт. Н. В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2006-2007.
CD Виртуальная лаборатория,
CD 1 С-репетитор .
Таблицы.
Физические явления и химические реакции
Восстановление железа
Окислительно-восстановительные реакции
Мартеновская печь
Электролиз для получения алюминия
Электрохимический ряд напряжений
Правила по ТБ
Набор химической посуды, лабораторного оборудования и реактивов, необходимых для проведения практических и лабораторных работ и демонстрационных опытов.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература:
Литература для учащихся
Габриелян, О. С. Химия-9: учебник для общеобразовательного учреждения - М.: Дрофа, 2013.
Литература для учителя
Габриелян, О. С. Химия-9: учебник для общеобразовательного учреждения - М.: Дрофа, 2013.
Рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия-9». - М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О. С. Химия. 9 кл.: настольная книга учителя. - М: Дрофа, 2006.
Химия: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / автор-составитель В. Г. Денисова. - Волгоград: Учитель, 2003.
Химия: тематическое и поурочное планирование по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химня-9» / автор-составитель Гуревич О. Р. - М.: Дрофа, 2006.
Контрольно-измерительные материалы. Химия:9 класс/Сост. Н. П. Троегубова.-М,:ВАКО,2011-96 с.
Дополнительная литература для учащихся и учителя
Л. Ю. Аликберова Н. С. Рукк Полезная химия: Задачи и истории.- Москва. Дрофа, 2006.
2. Занимательная химия. Тематические кроссворды 8-11 классы.- Волгоград. Учитель, 2005.
3. С. М. Курагинский Интеллектуальные игры по химии.- Москва 2007.
4. А. И. Малышев Оригинальные задачи по химии 8-11 классы. – Москва. Владос, 2006.
5. Б. Д. Степин Занимательные задания и эффектные опыты по химии.- Москва: Дрофа, 2006.
А. Д. Шукайло Тематические игры по химии.-Москва. Творческий центр. 2004.
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/