
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
(ЛИ ФГБОУ ВО «КНИТУ»)
Принято и рассмотрено на заседании кафедры естественных наук Протокол № ____ от «___»____________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ЛИ ФГБОУ ВО «КНИТУ» __________________Л.Р. Ибрашева «____»___________________ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: алгебра
Уровень образования: основное общее образование
Форма обучения: очная
Уровень обучения: базовый
Класс: 8
Разработчик программы учитель математики: А.Р. Закиров
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, алгебра. Рабочими программами к предметной линии учебника Алгебра: учебник для 8 кл./ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин)-М.: Просвещение, 2017.
Дубровка, 2017
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.;
Приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644;
Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказе Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Обучение алгебры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Описание места курса алгебры в 8 классе в учебном плане
Рабочая программа по алгебре в 8 классе составлена из расчета 4 часа в неделю в соответствии с учебным планом лицея- интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии ФГБОУ ВО «КНИТУ» на 2017-2018 учебный год; Общее количество часов по данному курсу составляет 140 часов (35 учебных недель).
2. Планируемые результаты изучения предмета алгебра
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по
знанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований
и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей,
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих
вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
3. Содержание предмета алгебра в 8 классе.
1. Простейшие функции. Квадратные корни. (28 часов)
Числовые неравенства. Множества чисел. Функция, график функции. Функции y = x, y=x2, , их свойства и графики. Квадратный корень. Арифметический квадратный корень. Приближенное вычисление квадратных корней. Свойства арифметических квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
2. Квадратные и рациональные уравнения. (40 часов)
Квадратный трехчлен. Квадратное уравнение. Теорема Виета. Применение квадратных уравнений к решению задач. Рациональное уравнение. Биквадратное уравнение. Распадающееся уравнение. Уравнение, одна часть которого – алгебраическая дробь, а другая равна нулю. Решение задач при помощи рациональных уравнений.
3. Линейная и квадратичная функции. (36 часов)
Прямая пропорциональная зависимость, график функции у=кх. Линейная функция и ее график. Равномерное движение. Квадратичная функция и ее график.
4. Системы рациональных уравнений. (26 часов)
Системы рациональных уравнений. Системы уравнений первой и второй степени. Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени, систем рациональных уравнений. Графический способ решения систем двух уравнений с двумя неизвестными и исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. Решение систем уравнений и уравнений графическим способом. Решение уравнений в целых числах.
5. Повторение. (10 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока в разделе | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Простейшие функции. Квадратные корни. (28 часов) |
1 | 1 | Числовые неравенства и их свойства. | 1 |
2 | 2 | Числовые неравенства и их свойства. | 1 |
3 | 3 | Координатная ось. Изображение числовых промежутков на координатной оси. | 1 |
4 | 4 | Множества чисел | 1 |
5 | 5 | Множества чисел | 1 |
6 | 6 | Декартова система координат на плоскости | 1 |
7 | 7 | Понятие функции | 1 |
8 | 8 | Понятие графика функции | 1 |
9 | 9 | Функция y=x и её график | 1 |
10 | 10 | Функция y=x и её график | 1 |
11 | 11 | Функция y=x2 | 1 |
12 | 12 | График функции y=x2 | 1 |
13 | 13 | Функция y= 1\ х (х0) | 1 |
14 | 14 | График функции y= 1\ х | 1 |
15 | 15 | Понятие квадратного корня | 1 |
16 | 16 | Понятие квадратного корня | 1 |
17 | 17 | Понятие квадратного корня | 1 |
18 | 18 | Арифметический квадратный корень | 1 |
19 | 19 | Арифметический квадратный корень | 1 |
20 | 20 | Квадратный корень из натурального числа | 1 |
21 | 21 | Квадратный корень из натурального числа | 1 |
22 | 22 | Свойства арифметических квадратных корней | 1 |
23 | 23 | Свойства арифметических квадратных корней | 1 |
24 | 24 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 |
25 | 25 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 |
26 | 26 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 |
27 | 27 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 |
28 | 28 | Контрольная работа по теме «Квадратный корень» | 1 |
Раздел 2. Квадратные и рациональные уравнения. (40 часов) |
29 | 1 | Квадратный трехчлен | 1 |
30 | 2 | Квадратный трехчлен | 1 |
31 | 3 | Понятие квадратного уравнения | 1 |
32 | 4 | Понятие квадратного уравнения | 1 |
33 | 5 | Неполное квадратное уравнение | 1 |
34 | 6 | Неполное квадратное уравнение | 1 |
35 | 7 | Решение квадратного уравнения общего вида | 1 |
36 | 8 | Решение квадратного уравнения общего вида | 1 |
37 | 9 | Решение квадратного уравнения общего вида | 1 |
38 | 10 | Решение квадратного уравнения общего вида | 1 |
39 | 11 | Приведенное квадратное уравнение | 1 |
40 | 12 | Приведенное квадратное уравнение | 1 |
41 | 13 | Теорема Виета | 1 |
42 | 14 | Теорема Виета | 1 |
43 | 15 | Теорема Виета | 1 |
44 | 16 | Применение квадратных уравнений к решению задач | 1 |
45 | 17 | Применение квадратных уравнений к решению задач | 1 |
46 | 18 | Применение квадратных уравнений к решению задач | 1 |
47 | 19 | Контрольная работа по теме «Квадратные уравнения» | 1 |
48 | 20 | Понятие рационального уравнения | 1 |
49 | 21 | Понятие рационального уравнения | 1 |
50 | 22 | Биквадратное уравнение | 1 |
51 | 23 | Биквадратное уравнение | 1 |
52 | 24 | Биквадратное уравнение | 1 |
53 | 25 | Распадающиеся уравнения | 1 |
54 | 26 | Распадающиеся уравнения | 1 |
55 | 27 | Распадающиеся уравнения | 1 |
56 | 28 | Уравнение, одна часть которого алгебр. дробь, а другая равна нулю | 1 |
57 | 29 | Уравнение, одна часть которого алгебр. дробь, а другая равна нулю | 1 |
58 | 30 | Уравнение, одна часть которого алгебр. дробь, а другая равна нулю | 1 |
59 | 31 | Уравнение, одна часть которого алгебр. дробь, а другая равна нулю | 1 |
60 | 32 | Решение рациональных уравнений | 1 |
61 | 33 | Решение рациональных уравнений | 1 |
62 | 34 | Решение рациональных уравнений | 1 |
63 | 35 | Решение рациональных уравнений | 1 |
64 | 36 | Решение рациональных уравнений | 1 |
65 | 37 | Решение задач при помощи рациональных уравнений | 1 |
66 | 38 | Решение задач при помощи рациональных уравнений | 1 |
67 | 39 | Решение задач при помощи рациональных уравнений | 1 |
68 | 40 | Контрольная работа по теме «Рациональные уравнения» | 1 |
Раздел 3. Линейная и квадратичная функции. (36 часов) |
69 | 1 | Прямая пропорциональная зависимость | 1 |
70 | 2 | Прямая пропорциональная зависимость | 1 |
71 | 3 | График функции y=kx | 1 |
72 | 4 | График функции y=kx | 1 |
73 | 5 | График функции y=kx | 1 |
74 | 6 | Линейная функция и её график | 1 |
75 | 7 | Линейная функция и её график | 1 |
76 | 8 | Линейная функция и её график | 1 |
77 | 9 | Линейная функция и её график | 1 |
78 | 10 | Равномерное движение | 1 |
79 | 11 | Равномерное движение | 1 |
80 | 12 | Равномерное движение | 1 |
81 | 13 | Функция y=|x| и её график | 1 |
82 | 14 | Функция y=|x| и её график | 1 |
83 | 15 | Функция y=|x| и её график | 1 |
84 | 16 | Функция y=ax2 (а0) | 1 |
85 | 17 | Функция y=ax2 (а0) | 1 |
86 | 18 | Функция y=ax2 (а0) | 1 |
87 | 19 | Функция y=ax2 (а0) | 1 |
88 | 20 | Функция y=ax2 (а0) | 1 |
89 | 21 | График функции y=a(x-x0)2+ y0 | 1 |
90 | 22 | График функции y=a(x-x0)2+ y0 | 1 |
91 | 23 | График функции y=a(x-x0)2+ y0 | 1 |
92 | 24 | График функции y=a(x-x0)2+ y0 | 1 |
93 | 25 | Квадратичная функция и ее график | 1 |
94 | 26 | Квадратичная функция и ее график | 1 |
95 | 27 | Квадратичная функция и ее график | 1 |
96 | 28 | Обратная пропорциональность | 1 |
97 | 29 | Обратная пропорциональность | 1 |
98 | 30 | Функция y=k/x | 1 |
99 | 31 | Функция y=k/x | 1 |
100 | 32 | Функция y=k/x | 1 |
101 | 33 | График функции y=k/(x-x0)+y0 | 1 |
102 | 34 | График функции y=k/(x-x0)+y0 | 1 |
103 | 35 | График функции y=k/(x-x0)+y0 | 1 |
104 | 36 | Контрольная работа по теме «Квадратичная функция» | 1 |
Раздел 4. Системы рациональных уравнений. (26 часов) |
105 | 1 | Понятие системы рациональных уравнений | 1 |
106 | 2 | Понятие системы рациональных уравнений | 1 |
107 | 3 | Системы уравнений первой и второй степени | 1 |
108 | 4 | Системы уравнений первой и второй степени | 1 |
109 | 5 | Системы уравнений первой и второй степени | 1 |
110 | 6 | Решение задач при помощи систем уравнений 1 и 2 степени | 1 |
111 | 7 | Решение задач при помощи систем уравнений 1 и 2 степени | 1 |
112 | 8 | Решение задач при помощи систем уравнений 1 и 2 степени | 1 |
113 | 9 | Системы рациональных уравнений | 1 |
114 | 10 | Системы рациональных уравнений | 1 |
115 | 11 | Системы рациональных уравнений | 1 |
116 | 12 | Системы рациональных уравнений | 1 |
117 | 13 | Решение задач при помощи систем рациональных уравнений | 1 |
118 | 14 | Решение задач при помощи систем рациональных уравнений | 1 |
119 | 15 | Решение задач при помощи систем рациональных уравнений | 1 |
120 | 16 | Решение задач при помощи систем рациональных уравнений | 1 |
121 | 17 | Графический способ решения системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 |
122 | 18 | Графический способ решения системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 |
123 | 19 | Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 |
124 | 20 | Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 |
125 | 21 | Решение систем уравнений 1 и 2 степени графическим способом | 1 |
126 | 22 | Решение систем уравнений 1 и 2 степени графическим способом | 1 |
127 | 23 | Примеры решения уравнений графическим способом | 1 |
128 | 24 | Примеры решения уравнений графическим способом | 1 |
129 | 25 | Примеры решения уравнений графическим способом | 1 |
130 | 26 | Контрольная работа «Системы рациональных уравнений» | 1 |
Раздел 5. Повторение. (10 часов) |
131 | 1 | Функции и графики | 1 |
132 | 2 | Функции и графики | 1 |
133 | 3 | Квадратные и рациональные уравнения | 1 |
134 | 4 | Квадратные и рациональные уравнения | 1 |
135 | 5 | Квадратные и рациональные уравнения | 1 |
136 | 6 | Квадратные и рациональные уравнения | 1 |
137 | 7 | Функции y=kx+b, y=ax2+bx+c, y=k/(x-x0)+y0 | 1 |
138 | 8 | Функции y=kx+b, y=ax2+bx+c, y=k/(x-x0)+y0 | 1 |
139 | 9 | Системы рациональных уравнений | 1 |
140 | 10 | Системы рациональных уравнений | 1 |