Рабочая программа по учебному предмету «Основы религии и светской этики» для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования МО РФ 2004 года, Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и авторской программы А.Н. Сахаров, К.А. Кочетов, в соответствии с базисным планом (Приказ от 09.07. 2012 г. № 4154/ 12 МО и н РТ «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений по РТ реализующих программы начального общего и основного общего образования»).
На изучение данного учебного предмета согласно учебно-тематическому плану школы отводится 34 часа.
Количество
- в год – 34 часа
- в неделю – 1 час
- в 1 четверти – 9 часов 3 четверть – 10 часов
- во 2 четверти – 7 часов 4 четверть - 8 часов
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.
Изучение в средней школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы мировых религиозных культур»,знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающего на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель учебного курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, исламской, буддийской,
иудейской культур;
- развитие представлений школьника о значении нравственных нории и
ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
формирование у учащихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ
Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:
- формирование первоначальных представлений об основах мировых религиозных
культур;
- формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, долг, нравственность, милосердие, миролюбие и их
понимание как основы культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Требования к личностным результатам:
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- воспитание доброжелательности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях;
- воспитание умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера
ошибок;
- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-
коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, долг,
нравственность, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
- знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о мировых религиозных культурах и их
роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Педагогические технологии обучения:
- информационные технологии
- технологии личностно-ориентированного обучения
- проблемно-развивающие технологии
- игровые технологии
- педагогика сотрудничества
В авторскую программу не внесены изменения: по базисному плану РФ на изучение учебной дисциплины отводится – 34 часа, по плану РТ – 34 часа