Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе Программы курса «Литература 5-9 классы//Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, Москва, «Русское слово, 2014г. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану на изучение предмета «Литература» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Общее количество за год обучения составляет 35 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувствалюбви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметнымирезультатамиизучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.
1) Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2) Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
3) Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора ифольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлениезаложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и ихсовременного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность кодному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции,изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытииидейно-художественного содержания произведения (элементы филологическогоанализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, ихоценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтениеи адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованиемобразных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы попрослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологическиевысказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикойизученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетическоговкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, ролиизобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образовлитературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится посыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; икона святых благоверных князей-страстотерпцов Бориса и Глеба; древнерусская миниатюра; репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Из русской литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте; ода.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Связь с другими искусствами: портрет Г.Р. Державина.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза»–новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».
Связь с другими искусствами: портрет Н.М. Карамзина.
Из русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование –дума, песня, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения:«Завещание Кюхельбекера», «19 октября», «И.И. Пущину», «Бесы». Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями; портрет Екатерины II (художник В. Боровиковский).
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри –любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукции картин М.Ю.Лермонтова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей; репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум» и А. Венецианова «Крестьянка с косой и граблями».
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…»,«Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: портрет А.А. Фета; репродукция картины И.Шишкина «Дубы в Старом Петергофе».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Гнедич. «Осень»;
П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама…»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В. Васнецовым; прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола –рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: портрет Л.Н. Толстого; работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из русской литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода –по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В.Маяковский–художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном –с улыбкой
(сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык», «Галоша».
Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота –к фельетону, от фельетона –к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовноcти. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 –60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью–даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной –один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России –с болью и любовью (выставка произведений А.Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;
В.С. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.П. Астафьев
Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;
М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В.Г. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные виды деятельности | Формы текущего контроля | Домашнее задание |
1 | Художественная литература и история. Исторические песни 16 века. «Иван Грозный» | 1 | | | Знать жанры и роды художественной литературы. | Диагностирование умения бегло и выразительно читать, понимать смысл прочитанного, по существу отвечать на вопросы (выявляются в процессе беседы по вопросам учебника). | Прочитать статью «Исторические песни». Составить таблицу «Отличительные признаки песни». |
2 | Слово о погибели Русской земли. Нравственная проблематика. Тема добра и зла. | 1 | | | Знать отличительные особенности исторических песен, уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения. | Устный опрос | Прочитать статью «Исторические песни XVIIв Песня-плач», заполнить 2-ю часть таблицы. |
3 | Г. Р. Державин – поэт и государственный деятель. «Памятник» | 1 | | | Знать особенности песни-плача, уметь выразительно читать поэтический текст, видеть средства выразительности. | Письменная работа | Прочитать статью «Песни о Степане Разине», закончить таблицу. Подготовить анализ песни по плану по вариантам. |
4 | Н. М. Карамзин повесть «Бедная Лиза» . Основная проблематика повести | 1 | | | Знать отличительные особенности исторических песен XVIII века, уметь формулировать проблему, затронутую в песне, составлять сопоставительную характеристику. | Беседа | Подготовить выразительное чтение «Слово о погибели...». Инд. задание: составить вопросы к статье о древнерусской литературе. |
5 | Романтизм Жуковского. Основные темы и мотивы «Монолог» | 1 | | | Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа. | Беседа | Прочитать «Житие Александра Невского». Составить словарь слов, в которых содержится характеристика враждебных сил. Прочитать «Житие Сергия», составить цитатный план. |
6 | К. Рылеев «Иван Сусанин» . Тема патриотизма. | 1 | | | Знать особенности житийной литературы, уметь формулировать выводы, находить средства выразительности. Знать нравственную проблематику произведения, уметь различать жанры древнерусской литературы, наблюдать над лексическим составом произведения. | Выборочный пересказ. | Прочитать «Моление Даниила Заточника». Инд. задание: подготовить историческую справку о произведении. |
7 | А. С. Пушкин. Основные темы лирики поэта «Вновь я посетил» | 1 | | | Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа. | Устный опрос | Составить вопросы к статье «Из литературы XVIII века». |
8 | Роман «Капитанская дочка». Тема чести в романе. | 2 | | | Знать основные мотивы стихотворений поэта, уметь выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос. | Устный опрос | Выучить наизусть «Памятник» Инд. сообщения: Гораций – Ломоносов – Державин. Составить тезисный план статьи о биографии Карамзина. |
9 | Петр Гринев испытание дружбой и любовью. | 2 | | | Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки. Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. Владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания. | Беседа Пересказ | Прочитать повесть «Бедная Лиза». Заполнить вторую часть таблицы цитатами. 1 вариант: «Мотив денег в эпизодах, связанных с Эрастом» 2 вариант: «Мотив чистоты, связанный с Лизой» Составить вопросы к статье «Поэты пушкинского круга». |
10 | Рр. Сочинение. Нравственность героя Петра Гринева | 1 | | | Знать поэтов пушкинского круга. Уметь подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний. | Беседа Конспект | Составить вопросы к статье о «В.А.Жуковском» Инд. задание: сообщение о портрете Жуковского. |
11 | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Основная идея поэмы. | 1 | | | Знать основные темы и мотивы лирики поэта, особенности романтизма. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. Владеть анализом лирического произведения | Устный опрос Выразительное чтение | Выучить наизусть «Невыразимое». Составить план статьи учебника, посвященной Рылееву и Батюшкову. |
12 | Сочинение «Мцыри - Любимый идеал Лермонтова». | 1 | | | Знать основные темы и мотивы лирики поэта. Уметь находить признаки думы в лирическом произведении, выразительно читать лирическое произведение. | Устный опрос | Прочитать статью о Пушкине, составить вопросы. Инд. задание: пересказ встречи Пушкина с Пущиным, пересказ статьи «После декабрьскоговосстания». |
13 | Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Изображение чиновничества. | 1 | | | Знать тематическое многообразие пушкинской поэзии. Уметь составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказывания. | Работа над планом | Подготовить анализ стихотворения «19 октября». |
14 | Основной конфликт пьесы. | 1 | | | Знать тематику предложенных поэтических текстов. Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста. | | Выучить наизусть «И.И. Пущину». Прочитать стихотворения «Муза», «Друзьям», «Вновь я посетил…». |
15 | Сочинение «Хлестаков и Городничий» | 1 | | | Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста. | Устный опрос | Подготовить рассказ о творческой истории романа «Капитанская дочка». |
16 - 17 | И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведение писателя о любви: повесть «Ася». | 2 | | | Знать особенности жанра, исторической основы произведения. Владеть навыками работы с учебной статьей, уметь строить устное высказывание. | Беседа | Знать содержание романа «Капитанская дочка». |
18 | Р/р. Образ Аси. Цельность характера – основное в образе героини. | 1 | | | Знать содержание романа, основных героев. Уметь давать характеристику, аргументировать свое мнение, применять навыки анализа эпизодов, выявлять главное. | Устный опрос Выборочный пересказ | Главы 3-5 прочитать Составить цитатный план главы «Поединок» и пересказ этой главы. |
19 | А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета. «Целый мир от красоты…», «Учись у них: у дуба, у березы…» | 1 | | | Знать содержание романа. Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку. | Устный опрос | Образ Гринева (письменно по плану), прочитать главы 6-14, составить сложный план главы «Приступ». |
20 | А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Язык персонажей. | 1 | | | Знать содержание романа. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания. | Устный опрос | Образ Маши Мироновой, Пугачева, Екатерины, пересказ эпизода «Встреча Маши с Екатериной II». |
21 -22 | Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа . | 2 | | | Знать содержание романа. Уметьанализировать прозаическое произведение; уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание. | Устный опрос | Домашнее сочинение на одну из тем. Подготовить выставку рисунков к поэме Лермонтова «Мцыри». |
23 | М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. | 1 | | | Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества. Уметь выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план. | Устный опрос | Читать главы из поэмы «Мцыри». |
24 | В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | | | Знать содержание поэмы. Уметь определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности. | Выразительное чтение | Выучить наизусть отрывок из «Мцыри». Инд. задание: сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии. |
25 | Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Поэт труда, красоты, духовности. «Я не ищу гармонии в природе…», «Некрасивая девочка». | 1 | | | Знать содержание поэмы. Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы, составлять устное высказывание. | Устный опрос Конспектирование | Прочитать статью учебника, подготовить вопросы. Инд. сообщение о Гоголе по учебнику. |
26 - 27 | А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского. «За далью –даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. | 2 | | | Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие. | Устный опрос | Прочитать 1 действие комедии, заполнить наиболее показательными цитатами вторую часть таблицы. |
28 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе.Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 | | | Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие. | тест | Прочитать 2 действие. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове. |
29 - 30 | В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повествования. | 2 | | | Знать содержание комедии. Уметь давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план. | Чтение по ролям | Прочитать 3-5 действия. |
31 - 32 | Р/р. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь (сочинение-рассуждение) | 2 | | | Знать основной конфликт пьесы. Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения. | Устный опрос | Прочитать статью «В мире гоголевской комедии», составить рассказ о героях с опорой на нее. |
33 | У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».Певец великих чувств и вечных тем . Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. | 1 | | | Знать художественную идею комедии. Уметь создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику. | Письменная работа | Написать сочинение сопоставительного характера. Прочитать рассказ «Портрет». |
34 | Певец великих чувств и вечных тем . Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на | 1 | | | Знать художественную идею комедии. Уметь создавать письменное монологическое высказывание, составлять сопоставительную характеристику. | | Подготовить устное сообщение |
35 | Список литературы на лето. | 1 | | | Знать содержание рассказа. Уметь анализировать прозаическое произведение; уметь осмыслить тему. | Устный опрос | Инд. сообщение о Тургеневе. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература
Программа курса. Литература. 5 – 9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово», 2014
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2010 г.
Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) – М.: «Русское слово», 2012
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература.8 класс» М.: «Русское слово», 2013
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя школа № 5
с углублённым изучением химии и биологии» г. Старая Русса
РАССМОТРЕНО на заседании МЦ 28 августа 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________________ 28 августа 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом № 1 от 28 августа 2015 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета __литература (индивидуальное обучение) Жуков Андрей________________________________________________________________________________________
Класс ________8в________________________________________________________________
Уровень общего образования базовый
Учитель ____Алексюк Людмила Васильевна
Срок реализации программы, учебный год __2015-2016_________________________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану всего 35 часов… в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе ___Программы курса «Литература» 5-9 классы Авторы – составители Г.С.Меркин, С.А.Занин____2014._________________________________________________________________________________(название, автор, год издания, кем рекомендовано)Учебник __Литература. Учебник для 8класса общеобразовательных учреждений. Г.С. Меркин. Москва .2014 «Русское слово»__ .Рабочую программу составил (а) Алексюк Людмила Васильевна