СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Друзья природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Друзья природы»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Друзья природы"»

Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на младших школьников 2-го года обучения. Возраст детей – 8-9 лет.

Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка младшего школьного возраста.

Основными возрастными особенностями младшего школьника, влияющими на его интерес и активность являются:

  • высокая эмоциональность;

  • любознательность;

  • легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

  • быстрая утомляемость от однообразия работы;

  • конкретно-образное мышление и др.

Занятия для детей младшего школьного возраста проводятся в игровой форме , с сочетанием разных форм работы и видов деятельности: работа в группах, в парах, индивидуальная работа, проведение викторин, конкурсов, игр, соревнований, экскурсий.

Цель и задачи данного курса обучения.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Данный курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи.

Образовательные:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.

  • Формировать культуру поведения в природе.

  • Обогащать представления об окружающем мире.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей

Для реализации программы формируются группы не более 15 человек.

Ценностные ориентиры программы

 

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения.

К концу обучения учащиеся

должны знать:

  • Основы экологической культуры.

  • Некоторые особенности природы своего края.

  • Основные признаки времен года.

  • Значение природы для человека.

  • Группы растений и животных.

  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

  • Правила поведения в природе.

  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

  • Выполнять правила личной гигиены.

  • Различать изученные растения, животных.

  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.

  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка

Для отслеживания результативности программы используются следующие способы проверки и формы подведения итогов:

  • педагогическая диагностика;

  • наблюдение педагога за деятельностью учащихся;

  • тестирование по темам разделов программы;

  • результаты соревнований, конкурсов, викторин;

  • учет и фиксация личных достижений учащихся.


Оценка результативности программы проводится с помощью методов педагогической диагностики, которая осуществляется в конце года в групповой форме с целью выявления знаний учащихся по правилам дорожного движения, по основам безопасной езды на велосипеде и основам оказания первой доврачебной помощи.

Проверка усвоения знаний, практических умений и навыков по программе проводится в форме тестирования и зачётов.

Оценка знаний осуществляется путем использования контрольных тестов на занятиях. Свои умения дети демонстрируют на конкурсах и соревнованиях, где подводятся итоги, анализируются результаты обучения практической деятельности и достижений. За лучшие показатели дети награждаются призами, грамотами.

Результаты изучения курса "Друзья природы"


Освоение курса вносит существенный вклад в достижение следующих личностных результатов

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).

 При изучении курса достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли человека в природе;

2) гуманное отношение к окружающей среде, животным, растениям и пр.

3) осознание целостности окружающего мира, освоение и расширение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм сберегающего здоровье поведения в природной и социальной среде;

4) получение знаний о способах заботы и защиты окружающей среды;

5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Реализация программы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего за год (34 учебные недели) 68 часов.

Календарно - тематическое планирование.


п/п

Дата план.

Дата факт.

Кол-во часов

Тема

Вид работы

Содержание занятия

1



2

Введение в экологию. Основные сведения об экологии.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа.

Техника безопасности на занятиях. Правила поведения на экскурсиях.

2



2

Экология и здоровье.

Занятие - игра.

Знакомство с "экологией", цели и задачи науки.

3



2

Растения: травянистые, садовые, комнатные.

Беседа. Экскурсия.

Разнообразие растений. Строение растений. Виды растений. Растения-хищники. Значение растений в жизни людей. Растения Хабаровского края.

4



2

Комнатные растения.

Проект. Презентация.

Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.

5



2

Деревья.

Экскурсия.

Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.  Деревья Хабаровского края.

6



2

Леса.

Презентация. Беседа.

Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Охрана растений.

7



2

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов

Видеофильм, обсуждение.

Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.
Лесные пожары.

8



2

Лекарственные растения.

Беседа, видеофильм.

Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Лекарственные растения Хабаровского края.

9



2

Грибы.


Разнообразие грибов. Значение грибов в жизни леса. Ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Грибы нашего региона.

10



2

Мхи.


Разнообразие мхов. Значение мха в жизни леса.

11



2

Что мы знаем о растениях и грибах? (итоговое занятие)

Викторина.

Обобщение и закрепление знаний.

12



2

Животные.

Беседа.

Знакомство с разнообразием животного мира. Особенности проживания животные в разных районах. Животные Хабаровского края.

13



2

Пернатые друзья.

Видеофильм, беседа.

Отряд птицы. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.

14



2

Домашние животные.

Презентация проектов.

Домашние животные. Отрасли животноводства. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных.
Участие детей в выращивании домашних животных.

15



2

Дикие животные.

Видеофильм, рассказ, презентация.

Дикие животные. Условия жизни и выживания. Дикие животные зоны лесов. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных. Животные нашего края.

16



2

Земноводные.

Видеофильм, рассказ, презентация.

Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесены в Красную книгу. Земноводные нашего региона.

17



2

Пресмыкающиеся.

Видеофильм, рассказ, презентация.

Пресмыкающиеся. Особенности строения тела пресмыкающихся. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пресмыкающихся от земноводных. Самые большие, кровожадные, полезные пресмыкающиеся.  Пресмыкающиеся Дальнего Востока.

18



2

Пауки.

Презентация. Проекты.

Разнообразие пауков. Пауки Дальнего Востока. Особенности строения тела. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пауков от насекомых. Роль пауков в природе.

19



2

Бабочки. Стрекозы.

Выставка рисунков и фотографий. Презентация. Мини-проекты.

Разнообразие бабочек и стрекоз. Их роль в природе. Бабочки и стрекозы Хабаровского края.

20



2

Необычные животные.

Видеофильм. Презентация.

«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые, самые прожорливые и т.д. (Сведения энциклопедий и «Книги рекордов Гиннеса»).

21



2

Животные и мы. (итоговое занятие по теме)

Викторина. Коллаж. Выставка рисунков и фотографий.

Обобщение и закрепление знаний.

22



2

Природа и человек.

Вводное занятие. Экскурсия.

Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы. Природное равновесие.

23



2

Люби и знай свой край.

Видеофильм. Презентация. Беседа.

Границы края. Особенности климата, растения и животные края. Красная книга.

24



2

Воздух и вода.

Экскурсия. Определение температуры воды и воздуха.

Свойства воздуха и воды. Температура воздуха и воды. Три состояния воды, условия перехода из одного состояния в другое. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха и воды.

25



2

Подземные сокровища.

Видеофильм. Презентация. Беседа.

Драгоценные камни. Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Органические драгоценные камни.

26



2

Человек - часть природы. Организм человека. Органы и системы.

Видеофильм. Презентация. Беседа.

Организм человека. Органы чувств. Пищеварительная система. Наша пища и витамины. Первая помощь при отравлении.

27



2

Организм человека. Кровеносная система.

Видеофильм. Беседа.

Значение и функции кровеносной системы. Болезни сердца современного человека. Тренировка сердца.

28



2

Организм человека. Опора тела и движение.

Видеофильм. Беседа.

Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни. Спорт и физкультура.

29



2

Как человек воспринимает окружающий мир? Органы чувств.

Видеофильм. Беседа.

Органы чувств человека. Сохранение слуха и зрения. Роль органов чувств.

30



2

Я -человек! (итоговое занятие)

Презентация мини-проектов.

Обобщение и закрепление знаний.

31



2

Экология и охрана окружающей среды.

Презентация. Видеофильм.

Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды.

32



2

Экологические проблемы нашего края. Современные способы охраны природы.

Проект.

Основные проблемы экологии нашего края, современные способы охраны окружающей среды.

33



2

Что мы знаем об отходах?

Викторина.

Виды отходов. Утилизация отходов. Охрана окружающей среды.

34



2

Давайте думать вместе.

Работа с экологическими изданиями. Стенгазета.

Экология и мы.