Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла Руководитель МО: _____________Швадченко А. А. Протокол № 1 от « 31» августа 2017 г. | «Утверждено» Приказ № ___ от « 31 » августа 2017 г. И.о. директора школы _____________Весельева В.В.. |
Рабочая программа
по курсу
предпрофильной подготовки
«Человек в правовом государстве»
Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания I квалификационной категории
2017 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Человек в правовом государстве» в 9 классе соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, вариативной части компонента образовательного учреждения.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень практических работ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения.
В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и элективный курс «Человек в правовом государстве», своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Цели и задачи курса
Цель: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Задачи:
- Знакомство учащихся с основными нормами права, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- Формирование гражданского самосознания учащихся;
- Развитие критического мышления учащихся применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- Формирование способностей к анализу правовых ситуаций, умение строить собственное поведение в рамках, имеющих права, свободы, обязанности;
- Воспитание ответственности за собственное благополучие и благополучие других людей;
- Формирование умений вести дискуссию по правовым вопросам в области защиты своих прав (прав человека);
- Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе;
- Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.
II. Общая характеристика учебного предмета
В современных условиях правовая подготовка становится обязательной и принципиально значимой составной частью общей образовательной подготовки.
В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное правовое государство.
В решении этой задачи весьма важную роль может сыграть правовое образование в широком значении этого слова, и в частности, включение в учебный план школы правового курса по выбору. В рамках предпрофильной подготовки, с целью последующей ориентации обучающихся на выбор гуманитарного или социально-экономического профиля, и данная программа.
Особенность данного курса по выбору заключается в том, что он дает обучащюимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих обучащюихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного курса по выбору поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у обучащюихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 9 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ГИА.
III. Место учебного элективного курса «Человек в правовом государстве. 9 класс» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение элективного курса в 9 классе отводится 17 часов, из часов компонента образовательного учреждения, из расчета 0,5 часа в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальны ролях человека в современных общественных условиях.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из неге необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
V. Планируемые результаты освоения элективного курса «Человек в правовом государстве. 9 класс».
Данный элективный курс играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Личностных результаты:
-мотивированность на посильное созидательное участие в жизни общества;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеалах патриотизма, любви и уважении к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признанию равноправия народов; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
- сформированность познавательных интересов и мотивов и интеллектуальных умений.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы элективного курса заключаются:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с позиций правовых знаний; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
- умение работать с разными источниками информации: находить необходимую информацию в научно-популярной литературе, периодических изданиях, словарях и справочниках, сети интернет; анализировать и оценивать информацию преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные результаты:
- составить относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- воспитание морально-волевых качеств личности, коллективизма, взаимопомощи;
-формирование знаний, умений и ценностных установок, необходимых для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах правовой дееспособности;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека.
- умение применять основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, при анализе и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
VI. Содержание учебного предмета, курса
При разработке содержания курса учитывались не только особенности психологии девятиклассников, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими при изучении обществознания в 5 – 8 классах.
Данный курс актуален сейчас потому, что Россия взяла курс на гуманизацию идей образования. Нужно сформулировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Современная Россия показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Поэтому большое значение приобретает уровень павовой культуры. Культуре демократии надо учить с детства. Хотя школьники в силу своего возраста не могут активно влиять на реальные политические процессы, но именно сейчас надо воспитывать в них конкретные жизненные установки и устремления. Это связано с тем, что подростковый возраст характеризуется переходом из детства к взрослости. Растет его сознание, на более высоком уровне находится ответственность, целеустремленность, самостоятельность, умение контролировать свои поступки и деятельность. Подросток становится более активным участником жизни взрослых, что дает возможность развивать критическое мышление, которое является условием формирования неординарной, творческой личности и сильного характера.
Назначение элективного курса содействует выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.
1. Гражданин. Государство. Право – 4 часа.
Понятие прав человека.
Что такое человек? Человек и общество. Понятие прав человека. Права человека и права гражданина. Человек, закон, правосудие. Объективное право и субъективное право. Права человека как средство защиты человечества от угрожающих ему проблем.
История прав человека.
Из истории правовых идей: власть, государство, общество. Государство и право. Библия о человеке. Человек в античном мире. Римское право: права личности. Правовое положение человека в средневековом обществе. Теория естественного права. Права человека в условиях буржуазных революций конца XVIII века. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Права человека в начале XX века. Лига наций и защита прав человека.
Права человека в нашей стране и в мире.
Права человека и гражданина в современном мире. Преступления, наркомания и права человека. Борьба в мире за право на свободу от эксплуатации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г., Конституция РФ 1993 г. Вступление России в Совет Европы 1996 г.
Конституция Российской Федерации.
Конституция: понятие, структура. Первые Конституции и их значение. Конституция РФ и её основное содержание. Конституционное право. Правовой статус человека и гражданина России.
2. Отрасли права – 13 часов.
Гражданское право.
Право на жизнь. Право на свободу, на личную неприкосновенность. Свобода от жестокостей. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Право на свободное передвижение. Право на гражданство. Право на защиту закона
Экологическое право.
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав. Система экологических нормативов. Природоохранные и природоресурсные нормы. Конституция РФ на защите экологических прав человека. Закон «Об охране окружающей среды». Экологическая доктрина Российской Федерации от 2002 г. Экологическое правонарушение.
Политические права человека.
Взаимосвязи и различия гражданских и политических прав. Право на гражданство. Свобода слова. Свобода совести. Религия и культ. Право на свободу убеждений и их выражение. Свобода информации. Запрет пропаганды войны, другие ограничения. Понятия собрания и ассоциации. Порядок проведения собраний и создадим ассоциаций. Законные ограничения. Право на участие в управления делами государства. Избирательное право: активное и пассивное. Формы непосредственной демократии.
Экономические права человека.
Специфика экономических прав. Право собственности: право владения, пользования и распоряжения. Формы и объекты собственности РФ. Законные основания лишения имущества. Право наследования имущества.
Право собственности. Право на труд, свободный выбор занятий, благоприятные условия труда. Защита от безработицы. Право на забастовки. Право на отдых. Право на достойный уровень жизни. Неравномерность развития разных стран мира. Право на физическое и психическое здоровье. Право на медицинскую помощь.
Защита прав потребителей.
Источники правового регулирования в России: Закон РФ « О защите прав потребителей», Гражданский кодекс РФ, постановления правительства. Основные права потребителя. Процессуальные особенности защиты. Всемирный день защиты прав потребителя. Книга жалоб и предложений. История развития института защиты прав потребителя.
Семейное право.
Семья и брак. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Право на образование.
Право на образование. Закон РФ «Об образовании». Конституция РФ ст.43. Государственная политика в области образования. Цели образования. Бесплатное, всеобщее, обязательное начальное (общее) образование. Право выбора вида образования. Условия получения специального и высшего образования.
Культурные права человека.
Право свободно участвовать в культурной жизни. Право использовать результаты научного прогресса. Свобода научных исследований и творческой деятельности. Право на социальный и международный порядок. Обязанности человека перед обществом. Недопустимость отмены или умаления основных прав. Законные ограничения прав и свобод. Режим чрезвычайного положения.
Правовое государство и обеспечение прав человека.
Гарантии прав человека и гарантии прав гражданина, их соотношение. Формирование правового государства и обеспечение прав человека. Роль законодательства в системе гарантий прав человека. Законодательное обеспечение формирования правового государства. Развитие конституционных основ гарантий прав и свобод человека.
Уголовное право и юридическая ответственность.
Преступление. Ответственность за правонарушение. УК РФ. Права человека в случае совершённого им правонарушения. Правонарушение. Преступление. Противоправное деяние. Уголовная ответственность. Вина. Соучастие. Исполнитель. Организатор. Исковое заявление. Право ребенка на справедливый суд. Подросток и милиция.
Права детей. Декларация прав ребёнка.
Отличие прав ребенка от прав взрослых. Международные стандарты по правам детей: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ребенок как субъект права. Основные личные, политические, социальные, экономические, культурные права детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: социальная адаптация, социальная реабилитация ребенка, социальные службы для детей, социальная инфрастуктура для детей. Дополнительные гарантии реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов. Защита прав ребенка. Детский фонд (ЮНИСЕФ) Комитет по правам ребенка (1989)
Международное гуманитарное право.
Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Гуманитарные нормы, касающиеся положения человека в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (ООН). Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол № 1) от 8 июня 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол № 2) от 8 июня 1977 ^Международный комитет Красного Креста (МККК). Основополагающие принципы деятельности МККК: гуманность, беспристрастность» нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность.
Итоговое повторение.
Деловые игры, анкетирование, обобщение, подведение итогов, Деловые игры, анкетирование, обобщение, подведение итогов.
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в девятом классе ученик должен
знать/понимать:
- Правовые нормы, их отличия от моральных;
- нормы Конституции РФ о правах человека и их защите;
- юридические термины и понятия;
- знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
- знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества.
уметь:
- работать с кодексами РФ;
- анализировать события;
- осуществлять свои права на практике;
- уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
- уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
- уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.);
- работать с учебной литературой;
- выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями.
владеть:
- четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
- четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
- владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
- владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
- строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
- проводить самооценку собственных знаний и умений;
- принимать решения, принимать ответственность на себя;
- реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
- устанавливать конструктивные отношения с людьми;
- выполнять творческие задания.
- уметь видеть проблему;
- уметь сформулировать проблему;
- уметь систематизировать материал;
- анализировать и сопоставлять факты;
- оформлять письменные сообщения;
- анализировать документы;
- обобщать, используя свой собственный опыт.
VIII. Материально техническое обеспечение учебного предмета
Учебно – методический комплекс для учителя:
1. Баринов П. А. ОГЭ-2017: Обществознание: 20 тренировачных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену / П. А. Баранов. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 176 с.
3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014. – 174 с.
4. Боголюбов Л. Н. Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, Е. А.Лукашева, А. И. Матвеев и др. – М.: Просвещение, 2010. – 285 с.
5. Конституция РФ от 12 декабря 1993г;
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Человек в правовом государстве». 9 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения |
План | Факт |
Гражданин. Государство. Право – 4 часа. |
1. | Понятие прав человека. | Человек. Человек и общество. Права человека и права гражданина. Человек, закон, правосудие. Объективное право и субъективное право. Права человека как средство защиты человечества от угрожающих ему проблем. | Объяснять понятия: права человека, права гражданина, субъективное и объективное право. | Устный опрос. Творческое задание. | | |
2. | История прав человека. | Власть, государство, общество. Государство и право. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Права человека в начале XX века. Лига наций и защита прав человека. ООН Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Принятие международных пактов о правах человека в 1966 г. | Знать содержание основных положений документов в историко-логической последовательности. рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях; о наиболее значимых явлениях истории становления и развития зарубежного права. | Устный опрос. Творческое задание. | | |
3. | Права человека в нашей стране и в мире. | Права человека и гражданина в современном мире. Борьба в мире за право на свободу от эксплуатации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г., Вступление России в Совет Европы 1996 г. | Знать: исторические условия и предпосылки принятия Всеобщей декларации прав человека; значение Всеобщей декларации прав человека в истории человечества; особенности Всеобщей декларации прав человека как документа международного права. | Устный опрос. Творческое задание. | | |
4. | Конституция Российской Федерации. | Конституция и ее структура. Первые Конституции и их значение. Конституция РФ 1993 г. и её основное содержание. Конституционное право. Правовой статус человека и гражданина России. | знать: основные группы прав и свобод человека; порядок их реализации; соответствие конституционных прав и свобод граждан России общепринятым нормам международного права; обязанности гражданина России. | Работа с текстом Конституции (гл. II «Права и свободы человека и гражданина»). Социальные (ст. 38-43), экономические (ст. 34-37), права в области культуры. Обязанности граждан России (ст. 44, 57-59). | | |
Отрасли права – 13 часов. |
5. | Гражданское право. | Право на жизнь. Право на свободу, на личную неприкосновенность. Свобода от жестокостей. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Право на свободное передвижение. Право на гражданство. Право на защиту закона. | Знать: основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Работа с текстом Конституции (гл. II) Общегражданские права человека и гражданина (ст. 19-25, 45-54, 60, 62).
| | |
6. | Экологическое право. | Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. | Знать такие понятия как экологическое право, экологические правонарушения, природоохранные и природоресурсные нормы. | Решение правовых задач | | |
7. | Политические права человека. | Свобода совести. Право на свободу убеждений и их выражение. Свобода информации. Понятия собрания и ассоциации. Порядок проведения собраний и создадим ассоциаций. Принципы избирательного права. Формы непосредственной демократии. Право на равный доступ к государственной службе. | Знать: такие понятия, как право на гражданство; свобода слова; идейные плюрализм; избирательное право; о взаимосвязи и различиях гражданских и политических прав; о Правах на свободное проведение мирных собраний и ассоциаций; праве на активное и пассивное участие в управления делами государства. | Работа с текстом Конституции (гл. II) Политические права человека и гражданина (ст. 29-33Ю 63). | | |
8. | Экономические права человека. | Содержание экономических прав человека. Право на труд и защиту от безработицы. Закон «О занятости населения». Международные акты и трудовое законодательство о правах трудящихся. Право собственности: право владения, пользования и распоряжения. Формы и объекты собственности РФ. Законные основания лишения имущества. Право наследования имущества. Предпринимательство. | Научиться раскрывать понятия: право собственности, право наследования, право на труд, безработица, право на отдых. | Решение правовых задач | | |
9. | Защита прав потребителей | Закон «О защите прав потребителей. Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Право на качественный товар или услугу – основное право потребителя. Порядок замены товара ненадлежащего качества. Расчеты с потребителем в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Право на безопасность товаров и услуг. Право на информацию. Органы защиты прав потребителя. | Знать Закон «О защите прав потребителей; правила обращения в суд за защитой прав потребителя. Уметь составлять претензионное заявление в случае приобретения товара ненадлежащего качества. | Решение правовых задач | | |
10. | Семейное право | Семья и брак. Порядок и условия заключения и расторжения юрака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. | Знать порядок и условия заключения и расторжения брака; правовое регулирование отношений супругов; права и обязанности родителей и детей. | Решение правовых задач | | |
11. | Право на образование. | Цели образования. Бесплатное, всеобщее, обязательное начальное (общее) образование. Право выбора вида образования. Условия получения специального и высшего образования. | Знать: основные Законы РФ «Об образовании». Конституцию РФ ст.43. Государственная политика в области образования. | Решение правовых задач | | |
12. | Культурные права человека. | Право свободно участвовать в культурной жизни. Право использовать результаты научного прогресса. Свобода научных исследований и творческой деятельности. Право на социальный и международный порядок. Обязанности человека перед обществом. Недопустимость отмены или умаления основных прав. Законные ограничения прав и свобод. | Знать: о способах осуществления культурных прав; деятельность ЮНЕСКО; о правах на доступ к культурным ценностям; о свободе творчества и авторском праве. | Решение правовых задач | | |
13. | Правовое государство и обеспечение прав человека. | Гарантии прав человека и гарантии прав гражданина, их соотношение. Формирование правового государства и обеспечение прав человека. Роль законодательства в системе гарантий прав человека. Законодательное обеспечение формирования правового государства. Развитие конституционных основ гарантий прав и свобод человека. | Знать о роли и значении государства в обеспечении и защиты прав человека; о роли правоохранительных органов; роли законодательства в системе гарантий прав человека. | Привести примеры нарушения прав человека. | | |
14. | Уголовное право и юридическая ответственность. | Права человека в случае совершённого им правонарушения. Правонарушение. Преступление. Противоправное деяние. Уголовная ответственность. | Знать понятия: вина; соучастие; исполнитель; организатор; исковое заявление; право ребенка на справедливый суд; подросток и милиция. | Решение правовых задач | | |
15. | Права детей. Декларация прав ребёнка. | Международные стандарты по правам детей: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ребенок как субъект права. Основные личные, политические, социальные, экономические, культурные права детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Защита прав ребенка. | Знать: отличия прав ребенка от прав взрослых; основные положения Конвенции о правах ребенка; особенности правосудия в отношении несовершеннолетних. | Решение правовых задач | | |
16. | Международное гуманитарное право. | Защита прав человека в вооружённых конфликтах. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Обращение с военнопленными. Защита гражданского населения. Права человека и международные механизмы защиты. | Комиссия ООН и Комитет по правам человека. Центр ООН по правам человека. Европейская комиссия и Европейский суд. Правила приемлемости сообщений. Защита прав в Российской Федерации. Неправительственные и местные организации. | Подготовится к семинару. | | |
17. | Итоговое повторение. | Правовое регулирование общественных отношений | Фрмирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы | Устный опрос. Творческое задание. | | |