СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Обществознание" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультатива "Обществознание" 9 класс поможет ученикам подготовиться к государственной аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Обществознание" 9 класс»

Рабочая программа Трудные вопросы по обществознанию 9 класс

Пояснительная записка.

Практикум для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.

Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

Задачи курса:

— способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;

— стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

— отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

— содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.

Элективный курс рассчитан согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №10 им. А.С.Пушкина» на 2015-2016 учебный год на 35   учебных часов и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»

При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.


Содержание курса


Вводное занятие


Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения различных видов заданий.


Модуль I


РАЗДЕЛ I. Общество и человек


Общество, его признаки и строение. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе.

Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.


Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.


Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.


Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.


Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности.


Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подро-

стковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.


Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.


РАЗДЕЛ II Экономическая сфера


Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Ос-новные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.


Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.


Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.


Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.


Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.


Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.


Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы. Модуль II


РАЗДЕЛ III Социальная сфера


Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.


Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.


Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.


Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и

миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.


Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по спо-собам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.


Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.





Раздел IV. Политическая сфера


Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Ста-новление власти в качестве политического института общества.


Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.


Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.


Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.


Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особен-ности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).


Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.


Голосование. Выборы. Референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.


Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе. Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация Модуль III


Раздел V. Человек и его права


Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.


Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.


Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.


Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечи-тельства. Классификация прав и свобод ребенка.


Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и

преступная организация. Причины совершения преступления. Ответствен-ность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.


Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юриди-ческого лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.




Раздел VI. Духовная сфера


Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.


Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.


Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.


Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и де ятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».


Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура.


Тестирования к выпускникам

  1. http://soc.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat

  1. http://test.i-exam.ru/training/diag/index.html

  1. http://5ballov.qip.ru/test/gia/


  1. http://www.edu.ru/moodle/

  1. http://ege.yandex.ru/

  1. http://www.gia9.ru/


  1. http://www.ucheba.ru/ege-article/14184.html

  1. http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-obshhestvoznanij

  1. http://humanitar.ru/examenation


  1. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/SocialStudies-GIA-55/Default.aspx




Формы и средства контроля Тесты по темам курса


http://www.edu.ru/moodle/


http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/


http://www.fipi.ru/binaries/1165/obGIA12012.zip


http://www1.ege.edu.ru/gia


http://humanitar.ru/examenation


http://obhis.ru/index.html


http://ege-obsh-hist.ucoz.ru/publ/4


www.gia9.ru


http://www.gia9.ru/test.php?testid=44


http://www.gia9.ru/test.php?testid=125


http://www.gia9.ru/test.php?testid=134


http://www.gia9.ru/test.php?testid=135


http://www.gia9.ru/test.php?testid=136



Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик 9 класса должен:


  1. распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;


  1. определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;


  1. распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;


  1. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и


различия;


  1. приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;


  1. осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;


  1. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;


  1. анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;


  1. применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;


  1. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;


  1. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;


  1. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.



Тематическое планирование

№п/п

Названия тем, уроков

Количество

часов

1

Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации

1


Тема 1. Современное общество

4

2

Общество – динамичная саморазвивающаяся система

1

3

На пути к современной цивилизации

1

4

Глобальные проблемы современности

1

5

Социальные конфликты и пути их решения.

1


Тема 2. Человек среди людей

9

6

Биологическое и социальное в человеке.

1

7

Человек и его ближайшее окружение.

1

8

Личность и межличностные отношения.

1

9

Семья как малая группа

1

10

Особенности подросткового возраста.

1

11

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

1

12

Личность и мораль. Воспитательная роль морали.

1

13

Мышление и речь

1

14

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

1


Тема 3. Экономическая сфера жизни общества

9

15

Экономика и её роль в жизни общества

1

16

Экономические системы. Разбор ситуаций

1

17

Право собственности. Виды собственности.

1

18

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

1

19

Предпринимательство.

1

20

Товар и деньги.

1

21

Спрос и предложение

1

22

Рынок, цена и конкуренция

1

23

Предпринимательство. Роль государства в экономике

1


Тема 4 . Право

8

24

Основы Конституционного строя Российской федерации.

1

25

Участие граждан в политике и управлении.

1

26

Власть. Государство

1

27

Национально-государственное устройство

1

28

Формы правления

1

29

Политические режимы

1

30

Гражданское общество

1

31

Правовое государство



Тема 5. Духовная жизнь общества

3

32

Формы и разновидности культуры

1

33

Культурные нормы. Формы культуры

1

34

Религия. Искусство.

1


Образование.



Наука


35

Итоговое повторение

1

Литература

Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2013

ГИА 2013 (в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2013.

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2012.

Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М.,

Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012

Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2014

Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова

Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2014

Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2013.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2012:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2012.

Сборник кодексов РФ. – М.,2012. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2014